Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 21-25 марта 2022 года

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области 21-25 марта 2022 года
Теги: #Московская область #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203230021)

Указанное Постановление сокращает максимально возможный срок оплаты по договорам, заключенным госкомпаниями с субъектами МСП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, указанный срок сокращен с 15 до 7 рабочих дней.

Соответствующие изменения внесены в подп. 14.3, подп. 28 и подп.32.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Положение).

Изменения вступили в силу с 23 марта и касаются всех закупок у субъектов МСП, предусмотренных Положением, а именно:

— участниками которых являются любые лица, в том числе МСП;

— участниками которых являются только МСП;

— к участникам которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа МСП.

1.2. Постановление Правительства Московской области от 15.03.2022 № 236/10 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 19.08.2014 № 666/31 «О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Московской области»

(https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/postanovleniya-pmo/25-03-2022-13-28-29-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot)

Постановление разработано в связи с изменениями, касающимися осуществления закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Так, Постановление содержит рекомендацию, согласно которой заказчикам предлагается осуществлять оплату по договорам в рамках Закона № 223-ФЗ в срок не более 5 дней со дня подписания документа о приемке.

Изменены сроки согласования центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области в ведомственном подчинении которых находятся заказчики, разработанных такими заказчиками проектов планов закупки товаров, работ и услуг (далее – ТРУ), и проектов изменений, предполагаемых к внесению в планы закупок ТРУ.

Кроме того, согласованию заказчиками с Комитетом по конкурентной политике Московской области (далее – Комитет) в срок, не превышающий 10 рабочих дней после согласования с центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, государственным органом Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся такие заказчики, теперь подлежат закупки, предметом которых являются сувенирные изделия. Также согласованию заказчиками с Комитетом подлежит проект дополнительного соглашения к договору.

Вместе с тем центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области в ведомственном подчинении которых находятся заказчики, теперь в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика документов должно быть обеспечено согласование закупки ТРУ у единственного поставщика и согласование проекта дополнительного соглашения об изменении существенных условий договора в случае невозможности его исполнения. Данные изменения приняты в связи с введением ограничительных мер экономического характера в отношении Российской Федерации.

1.3. Госдума приняла в I чтении законопроект о возврате закупок у взаимозависимых компаний под действие Закона № 223-ФЗ

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/42999-8)

Законопроект конкретизирует норму действующей редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), которая выводит из-под действия закона любые сделки с взаимозависимыми компаниями. А именно, предлагается оставить только два конкретных случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений Закона № 223-ФЗ.

«Предлагаем исключить из сферы Закона № 223-ФЗ закупки у «дочек», которые более чем на 50% принадлежат госкомпаниям, — сказал заместитель министра финансов Алексей Лавров, представлявший законопроект в Госдуме. — Для остальных «дочек», в которых доля госкомпаний составляет от 25% до 50%, предлагаем сохранить только одно исключение — если продукция этих компаний входит в единый технологический цикл в соответствии с положениями закона «О промышленной политике».

При этом Лавров напомнил, что закупки у взаимозависимых компаний были исключены из сферы действия Закона № 223-ФЗ чтобы облегчить закупки внутри вертикально интегрированных компаний, когда закупки осуществляются у дочерних компаний, которые и так являются субъектами Закона № 223-ФЗ.

«Практика показала, что имеются реализованные риски сокращения регулируемых закупок, прозрачности, конкуренции, — отметил Лавров. — Это сказывается на уровне импортозамещения, закупок у субъектов МСП — чем меньше объем регулируемых закупок, тем меньше охват в этих сферах».

«Субъекты 223-ФЗ и так могут при необходимости закупать что угодно у единственных поставщиков, — добавил Лавров. — В том числе у взаимозависимых компаний. Мы просто предлагаем освободить их от лишней бюрократии и документооборота, что повысит их эффективность и прибыльность«.

Одновременно Госдума рассмотрела и отклонила альтернативный законопроект, внесенный в конце прошлого года группой депутатов. Этот документ предусматривает просто исключение из Закона № 223-ФЗ нормы, по которой под действие этого закона не подпадают сделки с взаимозависимыми компаниями.

1.4. Проект федерального закона о внесении изменений в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

(https://regulation.gov.ru/projects#npa=125857)

Дата начала публичного обсуждения: 18 марта 2022 г.

Дата окончания публичного обсуждения: 14 апреля 2022 г.

Согласно действующей редакции пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом указанной нормой установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В настоящее время арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяются:

— на основании кадастровой стоимости земельных участков;

— в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Таким образом, действующим законодательством установлен разный подход к определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной, государственной и муниципальной собственности.

В пояснительной записке к Законопроекту указано, что отсутствие единой методики определения размера арендной платы за земельные участки на всей территории Российской Федерации, устанавливающей размер арендной платы для всех уровней государственной и муниципальной власти на основе общих принципов и прозрачных механизмов, ведут к правовой неопределенности в данном вопросе, трудностям в расчете арендной платы, в связи  с чем затрудняется введение в хозяйственный оборот земельных участков на правах аренды и неэффективному использованию таких земельных участков.

Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.

1.5. Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом предусмотрено, в том числе внесение изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, касающееся закупок медицинских изделий.
В частности, установлено, что в 2022 и 2023 годах при определении заказчиками
из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений или государственных унитарных предприятий,
а также муниципальных медицинских организаций объема закупок, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.

1.6. Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ, наделяющие Правительство РФ определенными полномочиями.  В целях снижения негативных последствий мер экономического характера и повышения устойчивости экономики Правительство РФ в 2022 году наделено правом принимать решения, предусматривающие вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

1.7. Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Согласно постановлению исполнителей и подрядчиков по госконтрактам,
не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным в связи
с введением санкций и других ограничений иностранными государствами. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя)
от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

Кроме того, были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352, предусматривающее особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В частности, максимальный срок оплаты услуг таких предпринимателей по заключённым с госзаказчиками договорам сокращён с 15 до 7 рабочих дней, чтобы субъекты СМП могли получить быстрее оплату.

1.8. Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 № 439
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Механизм поддержки строительной отрасли, который помогает компенсировать дополнительные расходы застройщиков, продлевается до конца 2022 года. Это позволит без сбоев продолжить строительство важных социальных и инфраструктурных объектов.

Речь идёт о механизме, который по согласованию заказчика и подрядчика позволяет увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию
и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом изменение стоимости не должно превышать 30%.
Для согласования новых условий заказчик и подрядчик должны заключить дополнительное соглашение.

Такая мера поддержки отрасли была запущена летом 2021 года в связи
с удорожанием строительных материалов и действовала до конца 2021 года.

1.9. Постановление Правительства Московской области от 09.03.2022 № 202/9 «Об установлении иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Московской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и определении порядка осуществления таких закупок в 2022 году»

Согласно постановлению, к числу таких случаев относятся:

  • Осуществление закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1 200 000 рублей, при этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен: превышать 2 миллиона рублей или превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика; составлять более чем 50 миллионов рублей.
  • Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Правительства Московской области.
  • Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на основании решения Правительства Московской области о возможности осуществления такой закупки.

Кроме того, постановлением установлен порядок осуществления закупок в таких случаях.

1.10. Постановление Правительства Московской области от 15.03.2022 № 233/10 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1184/57 «О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд»

Данным постановлением внесены изменения, касающиеся изменения существенных условий контрактов для обеспечения государственных нужд Московской области, заключенных до 1 января 2023 года, а также регламентирован порядок в случае их изменения.

1.11. Постановление Правительства Московской области от 15.03.2022 № 236/10 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 19.08.2014 № 666/31 «О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в Московской области»

Заказчикам рекомендовано осуществлять оплату поставленного товара в срок не более 5 рабочих дней со дня подписания документа о приемке.

Кроме того, сокращены сроки согласования проектов планов закупки, проектов изменений центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области. Также центральным исполнительным органам государственной власти Московской области необходимо обеспечить согласование закупки у единственного поставщика, а также согласование проекта дополнительного соглашения об изменении существенных условий договора, в случае невозможности его исполнения в связи с введением ограничительных мер экономического характера.

1.12. Постановление Правительства Московской области от 22.03.2022 № 269/2 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения государственных нужд Московской области, в части выплат аванса и о внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1184/57 «О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд»

Существенные условия контрактов для государственных нужд Московской области, заключенных до 1 января 2023 года, в части выплат аванса, могут быть изменены по соглашению сторон при наличии следующих условий:

  • Наличие обращения поставщика о необходимости установления или изменения размера аванса с приложением подтверждающих документов;
  • Наличие необходимого объема финансового обеспечения для выплаты аванса в соответствующем финансовом году
  • Наличие положительного решения об изменении существенных условий контракта в форме правового акта в случае, если заказчиком является центральный исполнительный орган государственной власти Московской области
  • Наличие положительного решения об изменении существенных условий контракта в форме правового акта в случае, если заказчиком является ГКУ Московской области, ГБУ Московской области, ГАУ Московской области.

При изменении существенных условий контракта аванс предусматривается в размере, не превышающем 50% цены контракта.

1.13.Проект федерального закона № 94578-8 «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом предусмотрены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые наделяют Правительство РФ правом определять приоритетные объекты, строительство которых будет вестись по упрощенным процедурам. Так, например, в ходе административных согласований нельзя будет запрашивать у компании пакет документов, уже имеющийся у органов власти.

Сокращение административных процедур позволит уменьшить сроки работ примерно на один год, что снизит финансовые издержки бизнеса.

Также предлагается наделить Правительство РФ полномочиями оперативно принимать решения о размере аванса по контрактам на капитальный ремонт многоквартирных домов, повышать этот порог, исходя из складывающейся ситуации. Сейчас он составляет не более 30%.

Ещё одна поправка касается сокращения сроков кадастровых работ
при оформлении прав граждан на земельные участки для садоводства
и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.
Эти сроки сократятся с 10 до 3 дней.

1.14. Минфином России опубликован перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ

На официальном сайте Минфина России опубликован обновленный перечень банков, которые удовлетворяют требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Перечень уточнен по данным Банка России на 18 марта 2022 года. В список вошел 191 банк.

Источник: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/?id_65=135766banki_udovletvoryayushchie_trebovaniyam_ustanovlennym_punktom_1_chasti_1_stati_45_federalnogo_zakona_ot_05.04.2013__44-fz_s_uchetom_dannykh_banka_ross

II. Правовые новости

2.1. Крупнейшие «подсанкционные» госкомпании обязались продолжить закупки у малого бизнеса.

Крупнейшие госкомпании, находящиеся под санкциями, обязались продолжить осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), сообщили » в пресс-службе «Корпорации МСП», осуществляющий, в частности, мониторинг выполнения госкомпаниями требований по закупкам товаров, работ, услуг у малого бизнеса.

«Корпорацией проведено обсуждение вопроса сохранения внутреннего рынка для малых и средних компаний с 40 крупнейшими заказчиками, которые высказали готовность продолжить закупки у субъектов МСП», — сказали в корпорации.

Ранее правительство РФ обязало госкомпании, подпавшие под санкции, не размещать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих закупках. Минфин РФ, в свою очередь, разъяснил особенности выполнения этих требований. В частности, министерство отметило, что такие закупки (не размещаемые в ЕИС — ИФ) не учитываются при расчете соответствующих годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП.

В настоящее время требование о неразмещении информации о закупках в ЕИС распространено на более чем 230 госкомпаний, в отношении которых введены санкции или ограничительные меры.

По оценкам «Корпорации МСП», общий объем закупок этих компаний составил в прошлом году 3,82 трлн рублей. При этом на долю закупок у субъектов МСП пришлось 1,34 трлн рублей.

По данным «Корпорации МСП», на 18 марта текущего года объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 792 млрд рублей, что на 132 млрд рублей (+20,3%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По действующей редакции закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) крупнейшие госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% годового стоимостного объема договоров. При этом до 20% (18% ранее) повышена доля спецторгов (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В прошлом году эти нормы распространялись на 1839 госкомпаний. В текущем году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых составляет около 20 тыс.

Ранее «Корпорация МСП» сообщала, что к 20 декабря 2021 года объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 3,75 трлн рублей. Ими было заключено 436 тыс. договоров с более 117 тыс. поставщиками.

В 2020 году объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 3,9 трлн рублей, что на 5,3% больше аналогичного показателя 2019 года. Кроме того, «Корпорация МСП» отмечала рост в 2020 году числа поставщиков из числа МСП на 11,2%, а также увеличение номенклатуры товаров, закупаемых госкомпаниями у субъектов МСП, до 489 тыс. позиций с 439 тыс. в 2019 году.

Как сообщалось, в рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства объем закупок госкомпаний у субъектов МСП по итогам 2021 года должен достигнуть 3,8 трлн рублей, а в 2024 году — 5 трлн рублей.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2417

2.2. Ассоциация менеджеров создала комитет по закупкам для подготовки рекомендаций по развитию закупочного законодательства.

Ассоциация менеджеров создала комитет по управлению закупочной деятельностью, который займется подготовкой рекомендаций по развитию закупочного законодательства.

«Ситуация в экономике заставляет по-новому взглянуть и на область закупок, — сказал первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. — Тем более, что озвучивается необходимость развития системы и изменения законодательства в этой сфере. Реагируя на изменения, Ассоциация менеджеров учредила комитет по управлению закупочной деятельностью».

Комитет возглавил заместитель гендиректора электронной торговой площадки (ЭТП) «Росэлторг» («Единая электронная торговая площадка», ЕЭТП – стала партнером ассоциации по организации этого комитета) Виктор Симоненко.

По замыслам организаторов, комитет будет заниматься разработкой практических рекомендаций по усовершенствованию законодательной базы в сфере закупок государства, корпораций и частного бизнеса, обеспечению поиска эффективных инструментов осуществления закупок, сбором лучших практик и подходов. При этом планируется оперативно продвигать лучшие практики, формируя банк данных успешных кейсов и практических стратегий и публикуя их на странице комитета.

Предполагается, что в работе нового структурного подразделения Ассоциации менеджеров примут участие руководители компаний, GR-специалисты, директора по закупкам, по логистике, по развитию, по цепям поставок, консультанты и эксперты в сфере закупочной деятельности.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2416

2.3. Эксперт: рынок корпоративных закупок в РФ в 2021 г. восстановился до уровня предпандемийного 2019 года.

Рынок корпоративных закупок (межкорпоративной электронной торговли) в России вырос в 2021 году на 22,5%, говорится в исследовании рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» (RAEX), представленном в ходе конференции «Электронные торговые площадки в России: накануне испытаний».

В материалах исследования отмечается, что в 2020 году средние объемы электронных компаний (по сопоставимым данным) снизились в сравнении с показателями 2019 года на 5,9%, а в 2021 году выросли, по предварительным данным, на 20-25% (данные получены по результатам анкетирования 129 компаний из рейтинга RAEX-600 за 2021 год).

По оценке исследователей, драйвером роста этого рынка стали коммерческие компании. Так, в последние годы доля госокмпаний (из числа топ-200 RAEX-600), проводящих закупки в электронной форме, остается неизменной на уровне 98-99%, то в сегменте коммерческих компаний этот показатель вырос до 88% с 81% в 2020 году.

«Среди наиболее крупных российских компаний вне межкорпоративного электронного рынка к началу 2022 года остались лишь немногочисленные «идейные консерваторы» из числа компаний добывающей промышленности и строительства, а также компании оптовой торговли и дистрибьюторы, являющиеся крупным бизнесом с точки зрения оборота, но никак не с точки зрения объемов проводимых закупок», — говорится в исследовании.

При этом подчеркивается, что коммерческие компании все больше используют для проведения своих электронных закупок ЭТП, отобранные правительством РФ для проведения госзакупок (так называемые, универсальные ЭТП, на этих площадках в обязательном порядке проводятся все регулируемые закупки — госзакупки и закупки госкомпаний у субъектов МСП, а также торги госимуществом — ИФ). Так, если в 2018 году доля закупок коммерческих компаний в совокупном обороте закупок на этих ЭТП составляла только 12%, то по итогам прошлого года она увеличилась до 34%.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2421

2.4. Газпром перевел свои закупки в неконкурентный режим.

Закупки ПАО «Газпром» (MOEX: GAZP) и его дочерних предприятий будут проводиться неконкурентным способом с использованием «Электронной торговой площадки Газпромбанка» (MOEX: GZPR) (ЭТП ГПБ), следует из сообщения на сайте АО «Газпром закупки» (проводит закупки в интересах группы).

Теперь закупки «Газпрома» и группы компаний «Газпром» будут проводиться в форме «закрытых маркетинговых исследований», которые, согласно положению «Газпрома» о закупках, относятся к неконкурентным закупкам.

Информация о таких закупках будет размещаться в закрытой части ЭТП ГПБ. При этом к участию в таких закупках будут приглашаться только те поставщики, которые аккредитованы на ЭТП ГПБ. Им будет предоставляться доступ к информации и документации по таким закупкам.

Такое изменение в закупках «Газпрома» связано с решением правительства РФ, которое обязало госкомпании, находящиеся под антироссийскими санкциями, не размещать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информации о своих закупках.

Сам документ устанавливает, что госкомпании, в отношении которых введены те или иные санкции, могут не размещать в ЕИС в сфере закупок информацию как о своих закупках, так и о своих поставщиках, с которыми заключены договоры по результатам таких закупок.

Эта норма распространяется также на кредитные организации, если санкции введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию.

Минфин также подготовил разъяснения по выполнению этих требований. В частности, в соответствующем письме министерства отмечалось, что теперь подсанкционные компания обязаны не размещать информацию о своих закупках в ЕИС. При этом компании вправе проводить свои закупки либо в виде закрытых конкурентных процедур (в том числе, в электронной форме), либо в виде неконкурентных процедур, при проведении которых информация не размещается в ЕИС.

Причем, в случае проведения закрытых конкурентных закупок в электронной форме они должны проводиться «исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок» (АСТ-ГОЗ — ИФ).

Также стоит отметить, что закупки госкомпаний, информация о которых не размещается в ЕИС, не учитывается при расчете соответствующих годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Согласно действующей редакции закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), крупнейшие госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% годового стоимостного объема договоров. При этом до 20% (18% ранее) повышена доля спецторгов (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В прошлом году эти нормы распространялись на 1839 госкомпаний. В текущем году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых составляет около 20 тыс.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2425

2.5. Росреестр: до конца 2022 года отменены плановые проверки земельного законодательства.

Росреестром до конца 2022 года отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Согласно постановлению Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на внеплановые проверки для поддержки российского бизнеса.

«С учетом ограничений в 2022 году акцент будет сделан на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Данный комплекс мер призван обеспечить устойчивость экономики, снижение нагрузки на граждан, а также развитие малого и среднего бизнеса в стране», — отметил заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки будут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внеплановые мероприятия будут проводиться без согласования с органами прокуратуры по поручению Президента и Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства РФ, а также по требованию прокурора.

Исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства, срок исполнения которых наступил после 10 марта 2022 года, автоматически продлевается на 90 дней со дня истечения срока исполнения.

Росреестр в 2022 году продолжит проведение мониторинговых мероприятий, не предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, в том числе с использованием беспилотных воздушных судов. В случае выявления признаков нарушений в ходе таких мероприятий инспекторы будут принимать меры по предупреждению и профилактике нарушений.

Кроме того, в 2022 году не введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении ими властных полномочий. Росреестр в установленном порядке продолжит осуществлять надзор за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-do-kontsa-2022-goda-otmeneny-planovye-proverki-zemelnogo-zakonodatelstva/

2.6. Росреестр зарегистрировал на 19% ДДУ больше за два месяца 2022 года.

За январь и февраль 2022 года количество зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве составило 143 тыс., сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова. Это на 19% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (120 тыс.) В феврале 2022 года зарегистрировано более 79 тыс. договоров с участием дольщиков, что на 22% больше значения января (65 тыс. договоров).

«Доля представленных в электронном виде ДДУ за два месяца 2022 года составила 72%. По сравнению со средним значением 2021 года количество ДДУ в цифровом формате выросло на 5%. Росреестр проводит системную работу с профессиональными участниками рынка недвижимости. Развитие электронного взаимодействия позволяет повышать качество, скорость предоставления услуг и совершенствовать работу сервисов в интересах заявителей», — отметила заместитель руководителя.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-zaregistriroval-na-19-ddu-bolshe-za-dva-mesyatsa-2022-goda/

2.7. Росреестр разъяснил, как защищены данные собственников в реестре недвижимости.

В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.

Эксперты Росреестра пояснили, какие технологии используются в ведомстве для обеспечения сохранности информации и как собственники могут самостоятельно защитить сведения о своих объектах недвижимости.

Какими способами в Росреестре обеспечивается защита данных о праве собственности?

Современные технологии информационной безопасности позволяют оперативно выявить и пресечь постороннее вмешательство в электронные ресурсы Росреестра. Так, Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) размещена в территориально распределенных центрах обработки данных. Во ФГИС ЕГРН предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, благодаря чему устраняются риски потери, искажения или недоступности информации.

Доступ к системе сотрудников ведомства строго регламентирован: во всех субъектах РФ есть определенное количество государственных регистраторов, доступ каждого из которых персонифицирован, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, что позволяет контролировать процесс работы в системе на каждом из этапов и допускать только легитимных пользователей.

Вместе с тем данные об имуществе, хранящиеся в электронной системе Росреестра, имеют многоуровневую систему защиты как от киберугроз, так и от потери и искажения данных.

Специалистам по информационной безопасности известно, где и в каком виде хранятся данные, кто может получать к ним доступ и какие ресурсы используются системой в любой момент времени. Средства идентификации и контроля доступа в сочетании с непрерывным мониторингом данных гарантируют безопасность.

Как защищены данные, получаемые с помощью электронных сервисов Росреестра?

Официальный сайт Росреестра работает по протоколу безопасного соединения HТТPS, используя SSL-сертификат. SSL-сертификат содержит данные об организации, её владельце и подтверждает их существование.

Использование сертификата безопасности для сайта гарантирует:

— целостность передаваемой информации. При транспортировке от сервера к браузеру данные не изменятся и не потеряются;

— конфиденциальность. Применяемый уровень шифрования исключает доступ злоумышленников к информации.

Как собственники могут защитить свои данные и имущество?

Для защиты собственности специалисты рекомендуют внести информацию об адресе электронной почты в ЕГРН. В этом случае правообладатель может оперативно получать из Росреестра информацию о любых действиях с его недвижимостью.

Указать адрес электронной почты можно при подаче заявления на осуществление учетно-регистрационных действий. Для этого адрес электронной почты нужно указать в нужной графе заявления.

Если права уже зарегистрированы, но в ЕГРН отсутствует адрес электронной почты, подать заявление о внесении данных сведений можно в любом офисе МФЦ, в личном кабинете на сайте Росреестра, а также по почте – в таком случае подпись на заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Еще один способ защиты своей недвижимости – подача заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие объекты недвижимости без вашего личного участия. В ЕГРН будет внесена соответствующая запись, и документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут. Их возвратят обратно заявителю.

Исключением являются случаи, когда основанием для учетно-регистрационных действий является вступившее в силу решение суда или требование судебного пристава-исполнителя. В этом случае обозначенная выше запись в ЕГРН не учитывается.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/vopros-otvet-kak-zashchishcheny-dannye-sobstvennikov-v-reestre-nedvizhimosti/

2.8. Сроки оформления прав на дачные участки сократят до трех рабочих дней.

Правительство намерено ускорить сроки оформления прав на дачные земельные участки. «Они не должны превышать трех рабочих дней», — заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании.

Он также сообщил о некоторых предстоящих изменениях в Градостроительный кодекс, которые включены в план первоочередных действий для повышения устойчивости экономики страны в условиях санкций. В частности, правительство максимально упростит взаимодействие между государством и инвесторами в сфере строительства. «Не должно остаться барьеров, которые могли бы затягивать запуск и реализацию инфраструктурных проектов. Например, больше нельзя будет в ходе административных согласований запрашивать у компаний пакет документов, уже имеющихся у органов власти», — пояснил Мишустин.

Источник: https://rg.ru/2022/03/24/sroki-oformleniia-prav-na-dachnye-uchastki-sokratiat-do-treh-rabochih-dnej.html

2.9. В Подмосковье с начала года более 200 врачей получили земельные участки.

С начала года в Московской области 226 врачей получили земельные участки в качестве региональной меры поддержки, сообщили в пресс-службе Минздрава Подмосковья.

«С начала этого года 226 медицинских специалистов получили земельные участки», — сообщила первый заместитель председателя правительства Московской области Светлана Стригункова, слова которой приводятся в сообщении.

Как отметили в пресс-службе, земельные участки медработникам предоставляются в 31 муниципалитете Подмосковья. На такую меру поддержки могут претендовать врачи по одной из 36 специальностей.

«Всего в Московской области в 2022 году медикам планируется предоставить 1 тысячу земельных участков. Помимо этого, совместно с муниципалитетами подобраны земельные участки общей площадью 67,5 га для реализации ещё одного важного социального проекта… — строительства поселков для медиков. В качестве пилотов выбраны четыре городских округа: Богородский, Домодедово, Сергиево-Посадский и Ступино. В результате реализации этой инициативы участки смогут получить еще 542 врача», — добавили в сообщении.

Источник: https://realty.ria.ru/20220328/vrachi-1780448925.html

2.10. Крупнейшие госкомпании, находящиеся под санкциями, обязались продолжить осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)

Крупнейшие «подсанкционные» госкомпании обязались продолжить закупки у малого бизнеса

Корпорацией МСП проведено обсуждение вопроса сохранения внутреннего рынка для малых и средних компаний с 40 крупнейшими заказчиками, которые высказали готовность продолжить закупки у субъектов МСП

Ранее правительство РФ обязало госкомпании, подпавшие под санкции,
не размещать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих закупках. Минфин РФ, в свою очередь, разъяснил особенности выполнения этих требований. В частности, министерство отметило, что такие закупки не учитываются при расчете соответствующих годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у субъектов МСП.

В настоящее время требование о неразмещении информации о закупках
в ЕИС распространено на более чем 230 госкомпаний, в отношении которых введены санкции или ограничительные меры.

По оценкам «Корпорации МСП», общий объем закупок этих компаний составил в прошлом году 3,82 трлн рублей. При этом на долю закупок у субъектов МСП пришлось 1,34 трлн рублей.

По данным «Корпорации МСП», на 18 марта текущего года объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 792 млрд рублей, что на 132 млрд рублей (+20,3%) больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2417

2.11. Минцифры России подготовило законопроект об упрощении доступа IT-компаний к госзаказу

Минцифры РФ внесло в правительство законопроект, направленный на упрощение доступа IT-компаний к госзакупкам и исполнения госконтрактов, сообщил глава министерства Максут Шадаев на встрече правительства и представителей IT-отрасли по подготовке новых мер поддержки индустрии.

В частности, по словам Шадаева, предлагается ускорить проведение госзакупок IT-оборудования, отказавшись от длинной процедуры конкурентных торгов и перейти к заключению госконтрактов на основе котировок цен. Кроме того, в министерстве считают важным минимизировать количество возможных взысканий госзаказчиков в случае срыва поставок зарубежного оборудования или комплектующих в условиях нарушения логистики, а также перестать публиковать госконтракты на такие поставки.

По словам Шадаева, Минцифры России хочет вернуться к вопросу максимального упрощения контрактов на разработку и внедрение. «Два года мы обсуждаем, что эджайл, гибкие формы разработки, конечно, противоречат действующей логике госконтрактов, когда очень жесткое ТЗ, и фактически его в процессе поменять нельзя. Поэтому здесь мы идем на это, в том числе, обеспечиваем возможность покупки готовых сервисов из гостеха без проведения конкурентных торгов», — сказал глава Минцифры России.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2426

2.12. Минфин России разработал новые меры поддержки заказчиков и участников закупок

Срок оплаты контрактов будет сокращен, а иностранная валюта не будет использоваться при определении начальной (максимальной) цены госконтракта.

Такие изменения содержатся в законопроекте, разработанном Минфином России, который вносит ряд изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

«Мы предлагаем несколько новаций, которые окажут дополнительную поддержку контрактной системы в более быстром доведении бюджетных средств до получателей», – сказал министр финансов Антон Силуанов.

Первый блок поправок направлен на изменение сроков оплаты по контрактам и договорам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

«Сейчас сроки оплаты госконтрактов составляют 10 рабочих дней для малого бизнеса и 15 рабочих дней для других поставщиков. Субъекты малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ могут получить оплату в течение 7 рабочих дней. При этом предельный срок оплаты по другим договорам, заключённым в рамках 223-ФЗ, в настоящее время законом не установлен», – пояснил министр финансов.

«Мы предлагаем сократить сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги по общему правилу до 7 рабочих дней после подписания акта приёмки», – добавил Антон Силуанов.

Другая новация документа запрещает использовать иностранную валюту при определении и обосновании начальной (максимальной) цены госконтрактов.

2.13.   Субъектам МСП облегчат доступ к госзакупкам с офсетными контрактами

Правительство РФ определило новые меры поддержки малого и среднего бизнеса. Минимальный объем инвестиций в создание или модернизацию производства, которые должен осуществить поставщик-инвестор, планируется снизить с 1 млрд до 100 млн руб.

Кроме того, предлагается предоставить возможность заключать госконтракт с одним регионом, а строить предприятие в другом.

Источник: http://government.ru/news/44887/

III Судебная практика

3.1. Решение ФАС России от 24.02.2022 № 223ФЗ-88/22

В ФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Передача и распределение электрической энергии города Магадана»

Одним из доводов жалобы являлось установление заказчиком в документации о проведении закупки неправомерного положения, позволяющего заказчику допускать участников закупки к участию в конкурсе, в случае если заявка участника не соответствует требованиям документации.

Как было установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения жалобы, закупочной документацией установлено требование о том, что закупочная комиссия вправе (но не обязана) допустить участника закупки к участию в закупке в случае, если заявка участника закупки не соответствует требованиям документации в части состава предоставленных документов и если факт отсутствия/несоответствия документов не влияет на содержание и условия заявки на участие в закупке, а также на условия исполнения договора и не влечет рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником закупки в соответствии с его заявкой.

Заказчик в обоснование своей позиции пояснил, что данное положение установлено им в целях недопустимости отклонения заявок по формальным основаниям.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что возможность допуска к участию в конкурсе, с учетом указанного положения, полностью зависит от волеизъявления заказчика, поскольку право заказчика принимать решение о допуске или отказе в допуске участника закупки может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что может привести к дискриминации участников Конкурса, а также может создать преимущества отдельным участникам закупки при принятии решения о допуске или отказе в допуске участника конкурса.

Учитывая изложенное, действия заказчика, установившего в документации положение, позволяющее заказчику допускать участников закупки, в случае если заявка участника не соответствует требованиям документации, может привести к ограничению количества участников закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и нарушают часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

3.2. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.03.2022 № Ф05-29532/2021 по делу № А40-236032/2020

АО «Почта России» (далее соответственно – заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России (далее соответственно – управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания.

Первая и апелляционная инстанции в удовлетворении требований отказали.

Не согласившись с позициями судов, заявитель обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа.

Рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене принятых по делу судебных актов и об удовлетворении требований заявителя.

Так, кассационным судом было установлено, что в антимонопольный орган поступила жалоба ООО «Премиум Сервис» (далее – общество) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий в зимний период.

Доводом жалобы общества было установление в извещении о проведении закупки требования о наличии у участника закупки опыта полного исполнения не менее 2 (двух) договоров на оказание услуг по уборке помещений зданий и прилегающих территорий, стоимость исполненных обязательств по каждому из которых составляет не менее 20 (двадцать) процентов начальной (максимальной) цены договора, или опыт полного исполнения не менее 1 (одного) договора на оказание услуг по уборке помещений зданий и прилегающих территорий, стоимость исполненных обязательств по которому составляет не менее чем 50 (пятьдесят) процентов начальной (максимальной) цены договора

По результатам рассмотрения жалобы, управление признало ее обоснованной, в действиях заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках). На основании принятого решения, управление выдало заказчику предписание. Не согласившись с позицией антимонопольного органа, заказчик обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из того, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заказчика, поскольку заказчик необоснованно ограничил количество участников закупки путем установления требования о наличии полностью исполненных договоров именно начиная с 01 мая 2019 г. Судами указано на то, что наличие у участника закупки опыта выполнения договоров, начиная с 01 мая 2019 г., не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору. Установление данного требования влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта оказания услуг начиная с 01 мая 2019 г., объективно лишены возможности принять участие в закупке.

В свою очередь, Арбитражный суд Московского округа отметил, что заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков.

При этом Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

В рассматриваемом случае антимонопольным органом не доказано и судами не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений закупочной документации заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

3.4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2022 № Ф09-1016/22 по делу № А07-28831/2020

Глава КФХ Сакаев Р.Х. (далее – Истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее — Администрация), в котором требовал признать незаконным постановление Администрации об отказе в предоставлении Истцу в аренду без проведения торгов земельного участка и об обязании Администрации заключить с Истцом договор аренды данного земельного участка.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано, апелляционная инстанция решение суда первой инстанции поддержала.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Истец обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.

Исследовав все обстоятельства дела, кассационный суд не нашел оснований для отмены судебных актов. Как было установлено судом, Истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ). В обоснование заявления Истцом была приложена справка об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. По результатам рассмотрения заявления Администрацией принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении участка в аренду для ведения сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) Администрацией опубликовано извещение о предоставлении земельного участка. В связи с поступлением заявления о намерении участвовать в аукционе от гражданина Мухаметзянова И.И., постановлением Администрации Истцу было отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, в связи с чем Истец обратился в суд.

Арбитражный суд Уральского округа согласился с нижестоящими судами. Пунктом 8 статьи 10 Закона 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов.

В случае, если в орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Исходя из приведенных положений предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. В целях выявления таких лиц статьей 39.18 ЗК РФ предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.

Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судами правомерно учтено, что то обстоятельство, что не все заявившие о предоставлении такого земельного участка лица участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не имеет правового значения, поскольку наличие у одного из претендентов документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 ЗК РФ, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка.

При этом ни ЗК РФ, ни Закон № 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

1 апреля 2022, 13:43
384
Теги: #Московская область #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.