Первое мероприятие деловой программы открывшегося сегодня в Петербурге Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» посвящено правилам государственных закупок.
Панельная дискуссия под названием «Контрактная система: тенденции, перспективы, планы» была организована «Академией Контрактных Отношений» при поддержке Комитета Госдумы по защите конкуренции.
Масштабная структурная реформа 44-ФЗ подходит к логическому финалу. В начале 2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон и его подзаконные акты, завершившие многолетнюю историю цифровизации закупочного процесса, в том числе по закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также корректирующие применение национального режима в закупках.
Участники дискуссии подвели итоги законотворческого цикла. Большинство спикеров сходится во мнении, что стратегия цифровой трансформации контрактной системы, запланированная задолго до начала СВО и крупных геополитических перемен, оказалась грамотной и экономически эффективной для страны. Изменения предвосхитили те испытания и вызовы, с которыми впоследствии столкнулась российская экономика.
Об этом свидетельствует аналитика больших данных предоставленная Федеральным Казначейством.
Была представлена первая правоприменительная практика в части предъявления единых требований по импортозамещению в системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Это одна из горячих тем, поскольку норма начала действовать в 2024 году и заказчики не успели к ней адаптироваться.
В России продолжается масштабная реформа бюджетного контроля под эгидой Федерального казначейства. С обновлениями от 2024 года Бюджетный кодекс РФ напрямую увязывает предоставление госкомпаниям и госкорпорациям субсидий с целями госпрограмм. Однако подзаконные механизмы этой увязки через госконтракты и договоры корпоративных заказчиков пока еще вырабатываются. Участникам дискуссии рассказали, на каких нормативных основаниях правительство будет выстраивать эти механизмы, и какое техническое обеспечение под них уже создано в системе «Электронный бюджет».
Эксперты дискуссии разобрали аспекты взаимодействия закупочного и бюджетного законодательства, в том числе в части межбюджетных трансфертов.
Острая тема – объективный контроль закупок российских товаров в рамках реализации национальных проектов. Здесь придется заниматься интеграцией и обменом данных между ГИС ЕИС «закупки» (оператором выступает Казначейство) и ГИС «Промышленность» (оператором выступает Минпромторг). Синхронизировать информацию из Реестров российской промышленной продукции со сведениями, содержащимися в Каталоге товаров, работ услуг (КТРУ) Кроме того, конкретная номенклатура изделий (по кодам), критически важных для проектов технологического лидерства содержится в «Таксономии технологического суверенитета» (ПП №603).
От взаимоувязки и согласования этих реестров многое зависит в защите интересов российского производителя. Однако эта защита не должна негативно сказываться на внутренней конкуренции в закупках, напомнил первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков:
– Попадание в Реестр российской промышленной продукции это не гарантия сбыта, а доступ к набору преимуществ. 719 – это ключ к системе поддержки, который теперь применим к нацрежиму и в 223-ФЗ и в 44-ФЗ. Найти дверь вы должны сами.
ФАС России проиллюстрировала примерами из судебной практики новую редакция КоАП РФ в части ответственности за нарушение закупочного законодательства. Это изменения, которых ждали контролеры и аудиторы, и которых боялись представители бизнеса.
Григорий Радионов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы:
– К концу года ГИС «Антикартель», которая позволяет автоматически выявлять картели на торгах, будет запущена и к началу следующего года участники закупок смогут полноценно ее использовать. В планах внедрение в систему искусственного интеллекта в систему (формирование рисков на основе раскрытых картелей, анализ поведенческих сценариев и открытых данных о ценах на товары).
Также в ходе панельной дискуссии самые регионы России поделились своим опытом в строительстве эффективных закупочных систем на принципах прозрачности и конкуренции.
Цифровизация закупочных процессов заставляет заказчиков перестраивать привычные форматы работы, зачастую не лишенные ошибок и не защищенные от человеческого фактора.
В частности, Анна Катамадзе привела пример, когда фактическое начало работ (преимущественно в строительстве) начинается до того, как контракт заключен. Теперь заключать контракты с ретро оговорками в электронном виде стало невозможно (принятие кредиторской задолженности и финансовых обязательств задним числом недопустимо).
Также в Казначействе сообщили о том как принятие закона о регулировании маркетплейсов (находится на рассмотрении) технически отразится на работе ЕИС. Федеральное казначейство выступает за сохранение локальных каталогов. Есть регионы, где уже выстроены достаточно высокоразвитые системы закупок с полки. Стандартизация не затронет уникальных принципов работы электронных магазинов, однако им придется соответствовать общим требованиям ЕИС.
В ходе мероприятия передовой практикой создания эффективной системы закупок поделилась Москва.
Андрей Балук, директор ГБУ города Москвы «Городское агентство управления инвестициями»:
– В Москве сформирован достаточно богатый инструментарий мер поддержки промышленности. Мы помогаем бизнесу от льготного предоставления земельных участков до гарантии сбыта той продукции, которая производится на территории города. В этом отношении у нас работает особая экономическая зона технополис «Москва», в рамках которой можно получить определенные налоговые льготы. Мы предоставляем и льготные инвестиционные кредиты, и субсидируем процентную ставку по тем кредитам, которые получает бизнес в кредитных учреждениях для реализации инвестиционных проектов.
Комментариев пока нет