Один из пунктов проекта общенационального плана восстановления экономики после пандемии коронавируса предполагает создание экосистемы для работы и развития малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей на базе единой цифровой платформы «одно окно». Ожидается, что платформа упростит выплату налогов, получение консультаций и господдержки. Портал «Будущее России. Национальные проекты» разбирался, какую пользу принесет «одно окно» властям и бизнесу.
Цифровизация уже наступила
Подобное взаимодействие малого и среднего бизнеса с властями уже существует в офлайн-формате: в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в прошлом году по всей России начали открываться центры «Мой бизнес». С начала 2019 года было открыто более 70 подобных организаций.
Формат центров планировался как «Мои документы» для малого бизнеса. В них предприниматели могут получить консультации, оформить документы для получения господдержки, а также заказать необходимые справки для оформления и ведения бизнеса. Помимо этого, в центрах «Мой бизнес» могут помочь с оформлением электронной цифровой подписи, открытием расчетного счета, продвижением продукции на экспорт.
В условиях пандемии работа таких центров перешла в онлайн-формат. Для консультирования малого и среднего бизнеса запустили горячие линии, а также перевели в электронный вид все услуги региональной инфраструктуры поддержки, в том числе образовательные, имущественные и финансовые.
Пока в проекте общенационального плана по восстановлению экономики не указано, на какой платформе будет развиваться «одно окно» для малого бизнеса и чем оно будет отличаться по функционалу от центров «Мой бизнес».
«Центры «Мой бизнес» в регионах стали, безусловно, хорошим подспорьем для бизнеса, центром притяжения. Но это не классическое «одно окно», это, скорее, «одна дверь». В новой системе может идти речь только о совершенствовании старых услуг для бизнеса. Что это будет за супермозг, предстоит еще понять, какие там точно функции, какие из них и как автоматизировать. Готовой концепции не видно», — говорит советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
Отчитываясь о работе правительства в Госдуме в конце июля, премьер-министр России Михаил Мишустин заявлял, что система «одно окно» должна быть комфортной для бизнеса и включать всю важную информацию, в том числе об уплате налогов и доступных кредитах. По словам премьера, цифровизация — «новая нефть, золото и платина XXI века», с помощью которой российская экономика сможет выйти в мировые лидеры. Мишустин также призывал не бояться этого процесса, отмечая, что цифровая трансформация открывает для взаимодействия общества и государства принципиально новые возможности.
«Одно окно» во всех смыслах
Власти охотно внедряют новые сервисы в работе с гражданами и бизнесом. Федеральная налоговая служба, которую до назначения на должность премьера возглавлял Мишустин, во многом зарекомендовала себя как одна из самых передовых в вопросе цифровизации. Выстроенная Мишустиным система показала свою технологичность в условиях пандемии. Например, возврат налогов за прошлый год — одна из мер поддержки самозанятых — осуществлялся через личный кабинет на сайте или в приложении. Да и большинство вопросов по налогам, в том числе оформление документов для получения налогового вычета или отправка декларации 3-НДФЛ, уже можно решить онлайн — для этого работает более 50 различных сервисов.
Не отстают и другие платформы. В конце июля, пока в качестве эксперимента, правительство разрешило предпринимателям в досудебном порядке обжаловать решения надзорных органов через портал Госуслуг. Там же можно будет оспорить и назначение плановой или внеплановой проверки. На принятие решения по обращению госоргану будет отводиться два дня.
Однако единой «точки входа» для бизнеса по всем вопросам пока не разработано.
Глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин говорит, что новое «одно окно» для бизнеса должно строиться на ключевом принципе — информативности. При этом не менее важно, чтобы предоставляемая информация была полной (от властей и всех институтов развития о поддержке и изменениях в законах) и проверенной.
«Чтобы у предпринимателя был полный источник информации — от федерального до муниципального уровня. Сегодня это перемешано, все очень сложно в комплексе посмотреть», — поясняет Катырин.
Однако немалую роль тут играет и безопасность данных. Представитель уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета Дмитрий Мариничев отмечает, что безопасность данных в случае создания «одного окна» регламентируется существующими нормативными актами и законами, что само по себе предполагает наличие некоторых уязвимостей.
«Когда у вас служба одного окна, какая бы она ни была, вы через эту службу, через посредника, передаете пакет документов. И здесь возникают и человеческий фактор, и условности администрирования. Но с этим никак не побороться», — признается он.
Свириденко, в свою очередь уверен, что систему одного окна можно защитить, если строить ее по аналогии с той, которая используется в банках или ФНС, с применением схожих систем защиты данных. А на сотрудников платформы необходимо налагать аналогичные обязательства о неразглашении, подчеркивает он.
Большие планы
Президент РФ Владимир Путин закрепил цифровую трансформацию в качестве одной из национальных целей развития страны до 2030 года. Согласно поставленной цели доля вложений в отечественные IT-решения должна будет вырасти в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года, а государственное управление и ключевые отрасли экономики должны достичь «цифровой зрелости».
Глава общественного бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин напоминает, что цифровизация в целом уже стала «новой реальностью» и многие данные, особенно о предпринимателях, так или иначе уже содержатся в электронном виде на ресурсах Федеральной налоговой службы, других ведомств и банков. По его словам, для предпринимателей, работающих легально, «одно окно» станет удобным инструментом для решения вопросов с отчетностью или неплатежами в госзакупках.
«Прежде всего важно, чтобы там не было никаких дополнительных проверок. Предприниматель и так ежемесячно выкладывает данные о себе. Но только сейчас эта система не работает на него», — считает Калинин.
Сведение разрозненных сервисов и систем в одной «точке входа» — непростая задача даже для правительства. Однако наработано уже множество механизмов, эффективных для бизнеса. Собрав их воедино, правительство сможет облегчить множество процедур — отчетность, получение информации или господдержки, — причем как для предпринимателей, так и для административных органов. Таким образом, система начнет работать на бизнес без лишних бюрократических процедур.