ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Однолетние бюджеты убивают нацпроекты

Как узкий горизонт планирования сказывается на реализации государственных заказов: разбор на примере строительных компаний
Однолетние бюджеты убивают нацпроекты
Теги: #223-ФЗ #Строительство

Отсутствие долгосрочного планирования – тотальная проблема для большинства российских коммерческих компаний во всех отраслях экономики.

Свой бюджет коммерческая компания знает на год, а кредитоваться «в развитие» в России никто не решается из-за чудовищных процентных ставок по кредитам. С учетом грандиозных планов по созданию больших инфраструктурных проектов на ближайшие годы (например, программа строительства мостов на 1 трлн программа «Восток Ойл» на 10 трлн, мост на Сахалин с подъездными путями на 0,5 трлн и многих других) возникает резонное опасение, что до госзаказа доберутся далеко не все возможные претенденты.

Не секрет, что большие стройки начинаются практически одновременно с проектированием. Строители работают что называется «с листа». Выдали проект котлована – копай, докопаешь – получишь проект фундамента. Это тянет за собой некоторые издержки в материальном плане, но главное – тендеры на работы разыгрываются по мере поступления проектной документации, прошедшей экспертизу. Строительные компании не могут сформировать себе план работ по объектам, допустим, на пятилетку вперед. Тендер на работы выкидывается на торговую площадку с условием тут же, после подписания договора, приступить к началу работ. Никто не будет ждать год, пока ты закончишь текущий объект.

Из этого следуют несколько негативных выводов:

  1. Компания не может запланировать покупку техники и дорогостоящего оборудования в лизинг, допустим, на 10 лет ввиду того, что не имеет гарантии обеспеченности работой на эти десять лет.
  2. Компания сразу после окончания объекта увольняет персонал для минимизации потерь. Выиграет новый тендер – начнет набирать заново. Это приводит к тому, что на каждый объект требуется собирать коллектив заново, не складываются профессиональные коллективы строителей (кроме отдельных, узкоспециализированных работ), а значит, на каждом новом объекте прыгаем на одних и тех же граблях. Пока коллектив наладит горизонтальные связи, притрется друг к другу, проходит полгода.
  3. Основной массовый персонал (рабочие, мастера, прорабы) занимаются чем придется (сегодня укладывают бетон, а завтра прокладывают канализацию). Нет специализации, что очень сильно влияет как на сроки производства, так и на качество работ.
  4. Компании, не имея плана на дальнейшую деятельность, пытаются выжать из текущего объекта максимум прибыли. Отсюда брак в работе и замена материалов на всевозможный китайский аналог.

Эта проблема бьет и по заказчикам. Довольно распространенная ситуация, когда на торги раз за разом никто не выходит. Или выигрывают «строительные компании» в виде ИП, у которого из ресурсов в наличии прораб, растворомешалка и десяток чернорабочих из ближнего зарубежья. Немногим лучше ситуация, когда госзаказ выигрывает компания из другого региона, нет никаких гарантий, что на субподряд она не возьмет тех же ИП-шников.

А потом картина маслом: губернатор приезжает на инспекцию крупного объекта (стоимостью в миллиард рублей, например) с телекамерами, а там по стройке ползают два гастрабайтера! Множество таких объектов по всей России строится с нарушениями, растратами бюджетных средств и судебными тяжбами.

Практика показывает, что факт снижения цены на торгах, который отечественная система закупок трактует как самоцель, сказывается вовсе не позитивным образом на качестве работ. С одной стороны, аукционы должны давать экономию, но кроме экономии к закупке логично предъявлять и другие требования. Чаще всего строительная фирма, выигравшая контракт с максимальным падением цены, потом начинает максимально экономить (хорошо, если в проектной документации в сметах заложены хорошие цены на материалы и на работы). Результат известный – низкое качество работ и используемых материалов, оборудования.

Вот характерное описание ситуации от специалиста отрасли:

«При конкуренции исполнительные сметы падают. Причем не кратно, а на порядок. В некоторых случаях и на кратный порядок. Зато экономия!»

Проблема общестроительных работ в регионах – неадекватные сметные расценки, не совпадающие с рынком. В Москве, как особом регионе, нашли решение этой проблемы, утвердив основные строительные расценки, в два-три раза превышающие сметные; кроме того, утверждены и технические нормы, которые жестче СП.

Следует подчеркнуть, что над вышеуказанными проблемами уже работают регулятор и контролеры контрактной системы. Готовится серия серьезных поправок в ФЗ-223, которые призваны навести порядок в том числе и в области строительства. Об этих поправках «ЦЗ» расскажет в следующих материалах. Огромное значение имеет вопрос времени. Национальные проекты должны быть реализованы до 2024 года. А править закон власти собрались в самый разгар больших строек.

По материалам

19 февраля 2020, 14:21
773
Теги: #223-ФЗ #Строительство
Ещё по данной теме