По итогам Форума всегда разрабатывается сводный документ, куда в концептуальном виде, вносятся идеи и предложения участников, заслуживающие дальнейшего развития в законодательстве. Резолюция рассылается во все профильные экономические ведомства страны. Полный текст документа охватывает все отрасли закупок. Предлагаем ознакомиться с выборкой предложений, которые касаются промышленности.
Резолюции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» уделяют пристальное внимание контролеры и регуляторы системы закупок: Антимонопольная служба, Минфин России и его подведы, Министерство промышленности и торговли, профильные комитеты Государственной Думы. По итогам Форума, и с учетом данных Резолюции, традиционно готовится поручение Правительству РФ.
Система закупок является программным кодом национальной экономики. Какие поворотные точки, разночтения и возможности развития в этом коде усмотрели профессионалы форума в 2024 году?
Предложения участников дискуссии «Знает ли промышленность, что нужно государству»
- Не достаточно развиты методы контроля закупок товаров российского происхождения в рамках реализации нацпроектов, мегапроектов и крупнейших инвестиционных проектов корпораций. Их предлагается усовершенствовать.
- Крайне востребованная мера: «Установить требования к использованию отечественной высокотехнологичной продукции для организаций с государственным участием и организаций-получателей государственной поддержки».
Согласно ожиданиям, такая функция может быть реализована в законе об унификации национального режима для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако окончательная судьба соответствующего законопроекта (принятого в первом чтении) еще не ясна. В таком случае, существует и другой вариант реализации данного запроса – через добровольно-принудительное рамочное регулирование таких закупок в 223-ФЗ положениями о закупках госкомпаний и госкорпораций. Также предлагается разработать инструменты стимулирования закупок российских товаров, осуществляемых организациями с долей участия государства менее 50%.
В той же идеологической плоскости профессионалы Форума предлагают два дополнительных решения:
- Разработать механизмы «прослеживаемости» российского происхождения товаров на всех этапах от подведения итогов закупки до исполнения контракта, включая закупки товаров, осуществляемых третьими лицами, в том числе в рамках 223-ФЗ.
- Внедрить в практику риск-ориентированного подхода, инспекционного контроля, ценового и технологического аудита, единых отраслевых стандартов на закупаемое оборудование в рамках 223-ФЗ.
- Проработать вопрос повышения степени интегрированности ЕИС и ГИСП.
Поясним, что прослеживаемость невозможна без формирования полноценного цифрового реестра контрактов по 223-ФЗ. А также без внедрения цифрового актирования в корпоративные закупки. Соответствующая задача была поставлена перед Федеральным казначейством в 2023 году, работа над ее решением продолжается в данный момент.
- Внедрить регулирование в сфере инвестиций в НИОКР и наукоемкое производство.
Профессионалы Форума предложили сформировать условия для закупки инновационной и/или импортозамещающей продукции, в том числе созданной с использованием государственной поддержки. В России нет закона о НИОКР. Однако можно попытаться стимулировать эту отрасль при помощи дополнительных правовых актов и специальной банковской политики.
- Унификация мер поддержки. Объединение всех существующих мер поддержки бизнеса в некую единую библиотеку с путеводителем. Для этого предстоит потрудиться над объединением и верификацией данных различных реестров: реестра финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки; реестра организаций-получателей мер государственной поддержки; реестра закупаемой импортной продукции, а также зарубежных компонентов и комплектующих.
Для общего понимания, в Минпромторге уже начали эту обширную информационную реформу, и вышеперечисленные задачи должны решать так называемые «паспорта промышленной продукции». В кулуарах Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» мы выяснили, что пилотный проект внедрения паспортов промышленной продукции пока находится в глубокой проработке.
Предложения участников дискуссии «Инструменты долгосрочных правоотношений между государством и промышленностью»
На площадке Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» состоялся самый полный и квалифицированный (на сегодняшний день) разбор проблематики долгосрочных контрактов и контрактов со встречными обязательствами. Найдены точные ответы на вопрос: «что мешает широкому развитию офсетных контрактов?».
Экспертным сообществом поставлен точный диагноз и предложен курс развития:
- Установить возможность корректировки цены контракта со встречными инвестиционными обязательствами в процессе его исполнения.
- Определить особенности обоснования начальной (максимальной) цены контракта для целей заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами.
- Наделить Минпромторг России полномочиями по координации процессов заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, в том числе в части определения и согласования предметов таких контрактов.
- Исключить «национальный режим» для контрактов со встречными инвестиционными обязательствами по причине невозможности на этапе подачи заявки подтвердить российское происхождение товаров, планируемых к производству и поставке.
Самое существенное профессиональное замечание – пересмотреть «конкурсную» природу выбора поставщика для заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами, например, определив для таких целей в 44-ФЗ новую процедуру «конкурентные переговоры» или «двухэтапный способ выбора поставщика».
Предложения участников дискуссии «Об отдельных вопросах реализации единой промышленной политики и гармонизации закупочного законодательства на территории Союзного государства».
Буквально через неделю по прошествии Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», часть этих предложений была реализована российскими и белорусскими законодателями.
В частности, была создана экспертная группа Союзного государства для решения вопросов взаимного участия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в государственных (муниципальных) закупках двух стран. Группа будет заниматься разбором и устранением разночтений, связанных с внутренним цифровым устройством веб-порталов и электронных торговых площадок государств-членов Союза. В качестве квалифицированных экспертов в группу привлечены представители операторов ЭТП, операторов ЕИС, уполномоченных органов по госзакупкам и закупкам госкорпораций, и с участием экспертов от госорганов в сфере цифровизации (Минсвязи РБ и Минцифры России). Такое решение было предложено в ходе дискуссии депутатом Антоном Гетта.
Еще одна идея, к реализации которой сразу же после Форума приступили Минпромторг России и уполномоченными органами исполнительной власти Республики Беларусь – это взаимное признание технологических операций. Речь идет о начисление локализационных баллов производителям.
Предложения участников дискуссии: «Корпоративные закупки: практика и перспективы».
Каждое из предложений является по-своему революционным и перезревшим. Это действительно правила, без которых очень сложно вести хозяйственную деятельность и обеспечивать конкурентные условия на рынке корпоративных закупок.
- Ввести в 223-ФЗ обязанность Заказчика предусматривать в договорах свою ответственность.
- Ввести в 223-ФЗ обязанность прописывать в проектах договоров порядок приемки товаров (работ, услуг) с обязательным указанием срока такой приемки.
- Разрешить заказчикам по 223-ФЗ самостоятельно определять виды продукции, которые будут закупаться по результатам открытых конкурентных закупок.
- Установить в 223-ФЗ возможность приобретения заказчиком биржевых товаров на товарной бирже.
- Установить в 223-ФЗ порядок приобретения продукции, реализуемой посредством крупных федеральных электронных магазинов (маркетплейсов).
Предложения участников дискуссии: «Адаптация новых территорий: практика и перспективы»
Рассмотреть вопрос создания единого электронного магазина (маркетплейса) для всех четырех новых субъектов Российской Федерации в целях проведения закупок «малого» объема.
Предложения участников круглого стола «Участие предприятий ОПК в государственных закупках – существующая практика, барьеры и актуальные вопросы»
Участники дискуссии, организованной при поддержке Промсвязьбанка, подготовили блок решений, ускоряющих интеграцию оборонных компаний в гражданский рынок.
Здесь уже давно назревшая кластерная реформа: научно-промышленные кластеры двойного назначения предлагается закрепить за подшефными регионами.
И новый понятийный аппарат: в 488-ФЗ «О промышленной политике» должен быть официально установлен термин «диверсификация ОПК». Очевидно, что вслед за легализацией появятся и четкие критерии процесса вместе с конкретными KPI для предприятий и правилами господдержки (всего этого пока нет).
Очень интересная идея: для компаний с госучастием установить обязательную квоту закупок у предприятий ОПК, и закрепив за ними неконкурентные сегменты рынка, в которых отсутствует российская продукция. Отечественных производителей в таких «дефицитных» отраслях предлагается наделить привилегиями единственного поставщика (по данному отраслевому направлению) на срок окупаемости инвестиций.
Еще одна прорывная идея – создать специальную организацию – «Межотраслевой технологический интегратор гражданского заказа». Интегратор будет собирать, типизировать и унифицировать потребности заказчиков открытого рынка, специально под возможности и производственный функционал предприятий ОПК.
Автор: Андрей Троянский