Спущен на воду третий серийный атомный ледокол проекта 22220 «Якутия». В скором времени флаг поднимут над еще двумя атомоходами той же серии «Урал» и «Чукотка». Они строятся Балтийским заводом в Санкт-Петербурге по заказу ФГУП «Атомфлот».
Востребованными для инфраструктуры Севморпути в более длинной перспективе являются ледоколы проекта 10510 «Лидер». В данный момент ведется строительство ядерной установки для первого из них. Планируется создать не менее трех судов этого класса. Они позволят прокладывать широкие каналы во льду для крупных караванов судов, проходя лед любой толщины. Это инвестиция в будущее, в расчете на то, что корабельный трафик на маршруте достигнет планетарных масштабов. Одновременно продолжается возведение самой судоверфи «Звезда» (Большой Камень, Приморский край), которая выпустит эти ледоколы. «Звезда» имеет стратегическое значение для России, поскольку в стране попросту нет заводских комплексов, предназначенных для крупнотоннажных судов водоизмещением до 400 000 тонн. Еще одну гигантскую «Кольскую верфь» для создания кораблей из железобетона заложили в Мурманской области, у села Белокаменка. Здесь будут отливать плавучие платформы для добычи газогидратов (сжиженного газа) в Арктике.
«Росатом» занял в технологической нише ледокольного судостроения лидирующие мировые позиции, что позволит технически обеспечить притязания России в регионе. Ледокольный флот – это двигатель Севморпути и гарантия круглогодичной навигации в его фарватере. С 2012 года по Севморпути осуществляются перевозки СПГ, с 2017 года начались круглогодичные коммерческие перевозки. По логистике Севморпуть способен составить конкуренцию Суэцкому каналу. Динамика перевозок на этом маршруте с 2014 года уже выросла в 8 раз и продолжит расти, невзирая на санкции. Правительством РФ утвержден план развития Севморпути до 2035 года, который включает строительство еще 37 судов, новых современных терминалов, арктической спутниковой навигации.
Битва за Арктику – это битва за будущее России как энергодержавы. На шельфе Ледовитого океана, формально принадлежащем РФ, содержится до 80% наиболее редких полезных ископаемых, оставшихся на Земле. Однако, чтобы отстоять свое право на шельф, в современном мире мало одной только военной мощи. Требуется еще и наличие в арсенале технологических ресурсов для освоения и реальное применение этих ресурсов. Так что, «Росатом» закладывает основы для успешного развития страны в перспективе 20-50 лет.
Сегодня в составе «Атомфлота» 6 атомных ледоколов, а к 2027 году войдут еще 4 новых.
- Всего ледокольный флот России насчитывает более 50-ти ледоколов. По разным оценкам, для обеспечения круглогодичной навигации требуется порядка 7 ледоколов нового 22220 типа. Срок службы каждого составит 40 лет. Проект 22220 заменит старые советские ледоколы типа 10520 («Ямал», «50 лет Победы») и ледоколы типа 10580 («Вайгач» и «Таймыр») построенные в Финляндии.
Особые суда нужны не только для Севморпути. Охотское море полностью замерзает зимой, вплоть до Курильских островов. Круглогодичная навигация позволит оживить этот огромный регион. Именно под перспективы круглогодичной навигации в этом году начато строительство Тихоокеанской железной дороги – ветки для транспортировки угля с Эльгинского месторождения в Якутии до нового порта на побережья Охотского моря у поселка Чумикан в районе мыса Манорский. Через несколько лет в этих местах будет уже устойчивый ледокольный трафик.
Торговый флот в минусе
Кстати, Россия отправила уже вторую партию нефти по Севморпути в сторону Китая. Специализированный танкер ледового класса «Василий Динков» отправился в китайский порт Rizhao. Однако построен этот танкер на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries. А создавать суда такого класса в России только начинают.
Самодостаточного торгового флота, предназначенного для перевозки грузов у Российской Федерации нет. Как нет и технологий для его строительства. Ощущается катастрофическая нехватка газовозов, танкеров и контейнеровозов ледового класса и правильной вместимости для работы по направлению Европа – КНР. В свете санкций России вряд ли удастся и дальше заказывать суда ледового класса в Корее.
Все надежды обращены на гигантскую строящуюся судоверфь «Звезда» на Дальнем Востоке, которая будет оснащена по последнему слову техники. Однако сроки ее полноценного ввода в эксплуатацию постоянно затягиваются. Гражданская доля судостроительного комплекса «Звезда» принадлежит корпорации «Роснефть». В портфеле «Звезды» сейчас свыше 60 заказов — в том числе атомные ледоколы проекта «Лидер», танкеры нового поколения, арктические челноки, газовозы, многофункциональные суда снабжения. К сожалению, отсутствует упоминание о контейнеровозах.
- До начала санкционной войны крупнейшими транспортировщиками Севморпути были норвежская Golden Ocean Management, швейцарская SUEK AG, китайская COSCO Shipping, германские United Heavy Lift, Oldendorff Carriers голландская Wagenborg Shipping.
Отсутствие торгового флота – огромная проблема страны. Но еще большая проблема – это даже отсутствие программы его развития.
Сегодня держава, считающая себя морской, перевозит на судах под своим флагом и/или чужим флагом, но под контролем российских судовладельцев, всего лишь около 2% объема всех грузов, перегружающихся в наших портах. Доля российского коммерческого флота в мировых морских грузоперевозках ничтожна. Условным исключением можно считать его наливной и газовозный сегменты, однако и для них этот показатель не превышает 5-6%.
В новой Транспортной Стратегии России задача строительства собственных транспортных судов упоминается эпизодически, а ее масштабы явно не соответствуют амбициям владельца нового планетарного маршрута. Несколько новых судов для обеспечения работы на шельфе погоды не сделают. Складывается впечатление, что Российской Федерации запретили иметь собственный транспортный флот.
План мероприятий по импортозамещению в национальном судостроении, разработанный Минпромторгом в уже далеком 2015 году, в полной мере не выполнен. По объективным оценкам, реальная степень локализации строительства большинства типов гражданских судов на российских верфях не превышает 40-50%. Ощущается недостаток абсолютно всего своего: от главных двигателей и дизель-генераторов до лакокрасочных покрытий.
- Для сравнения напомним, что каких-то 30 лет назад, в 1986 году БМП (Балтийское морское пароходство) было «круче» на рынке морских перевозок, чем в настоящее время МАЕРСК, СМА-CGM и MSC вместе взятые. Ставку фрахта устанавливало БМП.
Член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев считает, что 65 млрд рублей, заложенных в бюджете до 2025 года на поддержку гражданского судостроения – логично было бы направить в приоритетном порядке на строительство собственного транспортного флота. На эти средства РФ могла бы создать 15 контейнеровозов. Сейчас их у России всего 20, что катастрофически мало.
Для срочного оздоровления отрасли кабмин выделил 7 млрд рублей на разработку импортозамещение самых уязвимых узлов и агрегатов в 2022 году. На следующие два года – предусмотрено еще 15 млрд рублей.
Есть и существенные процедурные изменения. Уже ведется аудит накопленной задолженности предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Примечательно, что теперь им запрещено заключать новые контракты без получения независимой государственной технико-экономической экспертизы. Важно! Данное требование хотят закрепить на законодательном уровне для всех судостроительных заказов в стране.
Справка
Согласно плану, грузопоток по СМП должен превысить 216 млн тонн к 2030 году и 238 млн тонн к 2035 году. По данным заместителя директора департамента реализации проектов СМП – начальника отдела развития инфраструктуры ГК «Росатом» Константина Стасюка, грузоперевозки по СМП в 2022 г. сократятся примерно на 2,7% и составят 34 млн тонн. При этом снижение объема перевозок произойдет за счет снижения транзитных перевозок, в то время как объем перевозок российских грузов по оценкам вырастет приблизительно на 2,5%.
Автор: Андрей Троянский