Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Инфраструктурные инвестиции в период турбулентной ключевой ставки

Промсвязьбанк организовал экспертную дискуссию о финансовом обеспечении производства в условиях жесткой кредитно-денежной политики

В первый день XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» была поднята самая острая тема экономической жизни страны. Ключевая ставка Банка России находится на исторических максимумах, что уже негативно отразилось на возможностях развития промышленного сектора. Снизилась не только доступность классических банковских кредитных продуктов, но и доступность программ господдержки, льготного кредитования и лизинга. Сократились их объемы, и повысилась их процентная стоимость для заемщиков. Чтобы сохранить сами программы, правительство было вынуждено сфокусировать их на критически важных направлениях, переведя в разряд приоритетного адресного кредитования. Однако, в  финансовом обеспечении нуждается вся промышленность. В этих условиях государственно-частное партнерство (ГЧП) является способом смягчения процентной нагрузки за счет распределения рисков между инвесторами.

Участники дискуссии обсудили, как работают сегодня программы поддержки инвестиционных проектов (субсидии, фабрика проектного финансирования) в сфере ГЧП.

ПСБ одним из первых включился в развитие инструментов государственно-частного партнерства в России, предложив бизнесу готовые решения для инвестиций в инфраструктурные, социально значимые объекты.

В портфеле услуг Промсвязьбанка есть высокоразвитый сервис «Сопровождения строительства», который помогает заказчику безопасно и безошибочно создавать объекты, сохраняя окупаемость и выдерживая условия, предусмотренные договором. ПСБ осуществляет полный технологический аудит строительства при сопровождении ГЧП-проектов. Как правило речь идет о сложных стратегических объектах (аэродромные сооружения, объекты энергетики, дороги и мостовые переходы, производственные мощности предприятий).

  • По прогнозам Минэкономразвития к 2030 году объем законтрактованных инвестиций российского рынка ГЧП достигнет 10 трлн. Рублей.

Передовым опытом в реализации проектов государственно-частного партнерства сегодня обладает Москва.

В рамках дискуссии этими практическими наработками поделился директор ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» г. Москвы Андрей Балук:

– У нас есть несколько ярких проектов, реализованных в рамках ГЧП. Это Европейский онкологический центр (концессия, которая запущена в эксплуатационную стадию в 2020 году). Это один из самых развитых медцентров столицы в рамках программы обязательного медицинского страхования, укомплектованный самым современным лечебно-диагностическим оборудованием. По сути, любой москвич может получить помощь в этом центре в рамках программы ОМС. Инновационная школа Сколково. Проспект Багратиона (северный дублер Кутузовского проспекта)… Есть соглашения о государственно-частном партнерстве в промышленности с компанией Экотехпром, в рамках которого мы обязали все органы исполнительной власти и всех заказчиков города Москвы сдавать электролом. Компания построила соответствующие пункты приема. Реализованы два завода (в Руднево и в Печатниках), которые из этого сырья для города производят пластиковую гранулу. Три завода по концессии в ЖКХ находятся на этапе строительства. На Люберецких и Курьяновских очистных сооружениях мы строим уникальные предприятия. Это два завода по сушке илового осадка и один завод по удалению из возвратных потоков соединений азота и фосфора. Также запланировано несколько проектов в сфере гостиничных услуг.

Максимальную выгоду в проектах ГЧП Москва находит через сопряжение различных инвестиционных и административных механизмов.

По словам эксперта, 224 закон, который регулирует заключение соглашений о ГЧП в промышленности, не предусматривает гарантию сбыта той продукции, которая производится. – Но есть контракты со встречными инвестиционными обязательствами, которые этот сбыт гарантируют. Поэтому мы используем схему СГЧП + офсет, – пояснил Андрей Балук.

В сфере ГЧП для промышленности важные поправки были приняты только в прошлом году. Они позволяют инвесторам, имеющим в частной собственности предприятия участвовать в подобных соглашениях. – Однако установленная планка в 10 млрд рублей не способствует реализации проектов ГЧП в промышленности, – отметил Андрей Балук. Москва предлагает правительству понизить входной порог до трех миллиардов. Кроме того предоставить полномочия субъекту федерации заключать такие контракты. Сегодня эти полномочия являются исключительно федеральными и являются прерогативой Министерства промышленности и торговли.

Еще одна перспективная идея города состоит в том, чтобы увязать концессий и ГЧП в сфере создания городской инфраструктуры с проектами комплексного развития территорий (КРТ).  В рамках концессионных соглашений и соглашений ГЧП могут создаваться объекты ЖКХ, социальной, досуговой спортивной инфраструктуры, гидротехнические сооружения и даже парковки. Чтобы реализовать это на уровне субъекта РФ, необходимо утвердить типовую документацию для соглашений КРТ и концессий (государственно-частного партнерства). Однако для более широкого внедрения потребуются незначительные поправки в ГК РФ и в 115 Федеральный закон.

– Чем хорош этот механизм? Тем, что мы можем, не взирая на принятую градостроительную документацию (планы землепользования и застройки), посмотреть на площадку как на чистый лист бумаги и определить ее развитие. Сократить сроки для проекта, который остро необходим городу и в который готов вложиться инвестор. Вместе с тем у нас сегодня этого сопряжения КРТ плюс ГЧП в России фактически нет. Оно отсутствует. Мы выходили с предложением, на наш взгляд логичным – предоставить преимущественное право заключения проектов соглашений ГЧП оператору КРТ. Оператор является профессиональным строителем, который заинтересован в реализации проекта и в создании всех объектов, предусмотренных городом. Почему бы не отказаться от конкурентной процедуры отдав преимущество квалифицированному оператору развивать эту инфраструктуру в рамках концессионного соглашения?

По словам эксперта, речь идет об инженерно-коммунальной инфраструктуре, социальных объектах. Что особенно актуально для регионов.

Промышленные ГЧП относительно новое понятие для российского нормативного поля.
Алексей Матушанский, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России, рассказал о перспективах развития этого направления:

– Какие изменения нужны для адаптации механизма промышленных ГЧП и расширения воронки? Первое и самое очевидное (и уже дано соответствующее поручение Александра Новака на проработку) – это снижение планки по объему инвестиций. Сейчас это десять миллиардов, мы со своей стороны предлагаем снизить до пяти. А для четырех наших новых субъектов мы вообще предлагаем снизить порог до полумиллиарда рублей, поскольку туда привлечь инвестора сложнее. Во-вторых сейчас, по результатам изменений, внесенных в прошлом году проекты пром-ГЧП могут быть реализованы только на частной земле. Но нередко бывает, что земля в долгосрочной аренде (такие проекты не подходят). К нам обращались многие представители промбизнеса с тем, чтобы это положение изменить. Мы это прорабатываем с коллегами из Минэкономразвития, которые могут внести изменения в закон.

Также Минпромторг предлагает ввести более жесткое целеполагание для проектов промышленного ГЧП. – Предлагаем прописывать увязку с таксономией проектов технологического суверенитета. А также включить затраты на НИОКР в перечень компенсируемых затрат, – дополнил Алексей Матушанский.

23 апреля 2025, 17:08
433
Теги: #Инвестиции #Форум-выставка "ГОСЗАКАЗ"

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.