Site icon Цифровые Закупки

А причем тут Гражданский кодекс?

«А причем тут Гражданский кодекс?
У нас свой ФЗ-44 есть…».
(Из практики работы в закупочной комиссии)

Нередко Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (практики говорят – 44-ФЗ) придается особый неписаный статус. Словно речь идет о «вещи в себе», не связанной с общегражданским законодательством, с собственным языком, понятийным и терминологическим аппаратом, обычаями и даже —  правосознанием.

Такое понимание может тешить самолюбие профессиональных закупщиков, но с правовой действительностью не имеет ничего общего.

Стоит напомнить: в 2017 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Примечание. Автор имеет опыт разноаспектной судебной работы и может свидетельствовать, что обзоры имеют чрезвычайно высокий статус среди источников для разрешения споров: это ответы на самые актуальные вопросы, возникшие по определенной категории дел. Перед утверждением проводится огромная работа по сбору материала, анализу и обобщению данных. К доработке привлекаются заинтересованные государственные органы, представители науки. И хотя обзоры адресованы судам, они имеют важное практическое значение для деятельности всех участников закупок, контрольно-надзорных органов, субъектов законодательной инициативы. Без преувеличения можно сказать, что профессиональным юристам следует изучать обзоры с карандашом в руках. (Конечно, критический подход при этом не только не исключается, но и предполагается – обзоры пишут тоже люди).

Не видим смысла комментировать все пункты Обзора: ничто, на наш взгляд, не заменит для профессионального закупщика   непосредственного восприятия живого документа.

Вместе с тем попытаемся подчеркнуть контекст документа: законодательство о контрактной системе формируется как очень важный для экономики комплекс актов во главе с 44-ФЗ, но Гражданский кодекс остается «экономической конституцией» страны, и все остальные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, толкуются и применяются в общем русле гражданского законодательства.

На конкретных актуальных примерах иллюстрируется соотношение 44-ФЗ и Гражданского кодекса.

В частности, в одном случае заказчик не разместил в составе документации и в сети проектно-сметную документацию на объект со ссылкой на то, что 44-ФЗ не предусматривает такой обязанности. В пункте 5 Обзора разъяснено, что вопрос должен решаться с учетом пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса, согласно которому подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией. В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению.

Актуален в практике вопрос о возможности изменения сроков выполнения работ путем заключения дополнительного соглашения к контракту. Разъяснено (пункт 9 Обзора), что стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по контракту, если иное не установлено законом и контрактом, под угрозой признания дополнительного соглашения ничтожной сделкой на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса. То же самое касается заключения дополнительного соглашения, увеличивающего цену контракта более чем на десять процентов (пункт 12 Обзора).

В другом случае (пункт 10 Обзора) указано на необходимость руководствоваться общей частью обязательственного права — пунктом 3  статьи 405, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса, с учетом которых подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки заказчика. В деле о взыскании неустойки за просрочку выполнения строительных работ заказчику отказано в иске, поскольку было установлено, что он сам вовремя не обеспечил освобождение строительной площадки от имущества и содействовал, таким образом, просрочке должника.

Ряд пунктов Обзора затрагивают актуальные для практики случаи, когда необходимо применять:

Большое внимание уделено вопросам гражданского-правовой ответственности за нарушение контрактных обязательств. Так, подтверждена возможность увеличения в контракте размера законной неустойки (статья 332 Гражданского кодекса); в то же время возможно снижение на основании статьи 333 Гражданского кодекса размера законной неустойки в связи с нарушением контрактных обязательств.

Известно из практики, как компании во многих случаях предпочитают иметь дело только с договорными основаниями возникновения обязательств. В действительности они возникают из самых разных оснований, предусмотренных статьей 8 Гражданского кодекса. Так, муниципальное образование не оплачивало управляющей компании расходы по содержанию и ремонту общего имущества. Администрация ссылалась на отсутствие договорных отношений, муниципального контракта. В пункте 24 Обзора разъяснено, что обязательства возникают не только из договора, они возникают также в силу прямого указания закона, как это и было в данном случае.

Наконец, в пункте 20 Обзора – случай из разряда знаковых. Применен пункт 4 статьи 1109 Гражданского кодекса о недопустимости возврата денежных средств и другого имущества в качестве неосновательного приобретенного, если лицо, требующее возврата (в данном случае — общество, оказавшее администрации муниципального образования услуги по представительству в суде без заключения контракта), знало, что предоставляет имущество при отсутствии обязательства. В самом деле, стабильный оборот, в создании которого заинтересованы государство и общество, невозможен без соблюдения правовых форм совершения сделок. Участники гражданско-правовых отношений должны нести риск неблагоприятных последствий действий в обход этого фундаментального правила. Символично при этом, что тенденция к реальному применению пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса проявилась в деле по иску о взыскании бюджетных средств.

***

Профессиональным закупщикам следует учитывать, что 44-ФЗ относится к специальным законам. Им устанавливаются особенности заключения, изменения, расторжения государственных (муниципальных) контрактов, их исполнения и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение. Но гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с заключением   контрактов, не исчерпываются 44-ФЗ.  Его нормы должны толковаться и применяться с учетом Гражданского кодекса, а при отсутствии специальных норм в 44-ФЗ применяется непосредственно Кодекс.

Автор: Ринат Маметов

Exit mobile version