Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

В Правительстве отказались от идеи создать инфраструктуру Цифрового профиля за счет коммерческих средств

Центробанк отверг предложение «Ростелекома» создать инфраструктуру Цифрового профиля, вложив в этот проект 3,1 млрд руб. Власти решили, что государство не должно отдавать персональные данные граждан в руки коммерческих компаний. Государство создаст собственную систему за счет бюджетных средств.

Мероприятия по созданию инфраструктуры Цифрового профиля включены в федеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Кураторами проекта обозначены Минкомсвязи и Центробанк, а реализовывать его должны «Ростелеком» и рабочая группа по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика».

Согласно федеральному проекту «Информационная инфраструктура», на создание инфраструктуры Цифрового профиля в 2019 г. будут потрачены 210 млн руб., в 2020 г. – 1,15 млрд руб., в 2021 г. – еще 1,73 млрд руб. То есть в общей сложности затраты составят 3,1 млрд руб. Ранее предполагалось, что эта сумма полностью будет взята из внебюджетных источников, и что ее из своих средств предоставит «Ростелеком».

Но такой подход вызвал опасения в коридорах органов власти. В частности, вице-премьер Максим Акимов выступил против создания инфраструктуры Цифрового профиля на базе механизма государственно-частного партнерства или концессии, так как коммерческие организации не должны зарабатывать на данных о гражданах. Построив систему за свой счет, «Ростелеком» мог бы зарабатывать на доступе к данным о гражданах и организациях.

Как сейчас осуществляется доступ к данным из ГИС и почему это проблематично

Цифровой профиль будет представлять из себя совокупность данных о физических и юридических лицах, содержащиеся в различных государственных информационных системах (ГИС). Инфраструктура Цифрового профиля обеспечит возможность доступа к данным из ГИС в режиме «одного окна». В рамках реализации проекта уже подготовлена Концепция цифрового профиля.

В России существует более 40 государственных информационных систем: МВД, ФНС, Росреестр, ПФР, Минюст, ЗАГС и пр. Сейчас существует четыре доступа к ним: ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), СМЭВ (Единая система межведомственного электронного документооборота), «Черновики» СМЭВ и прямой доступ к ГИС.

Что будет представлять из себя Цифровой профиль

Цифровой профиль гражданина будет состоять из следующих компонентов: реестровая запись, содержащая наиболее актуальные и проверенные сведения о нем («золотая запись»); распределенная структура данных, содержащая ссылки на данные о гражданине из различных ГИС, и сервис по управлению согласиями. По желанию гражданин может хранить в своем цифровом профиле различные цифровые документы и результаты оказания госуслуг.

Цифровой профиль организаций будет аналогичен профилю граждан, только в качестве базовых данных для юридических лиц будет использовать ОГРН (основной государственный регистрационный номер), для индивидуальных предпринимателей – ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). Руководитель организации, за счет связки цифровых профилей юридического и физического лица, сможет делегировать часть своих полномочий другому уполномоченному лицу.

Инфраструктура Цифрового профиля будет создаваться не с нуля, а с использованием имеющейся инфраструктуры Электронного правительства, подчеркнула Ольга Скоробогатова: ЕСИА, СМЭВ и ЕПГУ (Единый портал государственных услуг).

Инфраструктура Цифрового профиля обеспечит следующие функции: идентификация; возможность участников подписывать документы и сведения облачной квалифицированной электронной подписью; предоставление доступа к данным с помощью цифровых идентификаторов; хранение наиболее востребованных документов и сведений на базе Цифрового профиля для повышения скорости предоставления данных в организации; предоставление цифрового согласия на передачу данных в организации и доступ третьих лиц к данным при наличии согласия на их передачу и обработку на возмездной основе.

При этом в Цифровом профиле не будет храниться весь массив сведений о гражданине, доступный государству, подчеркивает первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова. В профиле будут содержаться только наиболее важные сведения, остальные данные будут, при необходимости, передаваться из соответствующих ГИС без сохранения в профиле.

Концепция «Цифрового профиля» предполагает хранение в ЕСИА более 150 полей данных, полученных из МВД, ФНС, ГИБДД, ПФР, ЗАГС, ФОМС и от самих граждан и организаций (см. таблицу). Дополнительно, по желанию субъекта данных, в ЕСИА может храниться еще порядка 20 полей, связанных, в частности, с данными о недвижимости из базы Росреестра.

ЕСИА ID и «нативные» идентификаторы из ГИС

В цифровом профиле будет собственная система внутренних идентификаторов – ЕСИА ID. Они будут связаны с «нативными» идентификаторами граждан и организаций из различных ГИС. В будущем, при создании и модернизации ГИС, планируется их переход с «нативных» идентификаторов на ЕСИА ID.

Запланирована интеграция с создающейся сейчас параллельно Национальной системой управления данными (НСУД). Пилоты по внедрению Цифрового профиля и НСУД будут проводиться синхронно, так как без их связки не удастся наладить взаимодействие с ГИС, пояснила Скоробогатова.

В НСУД будет вестись реестр «нативных» идентификаторов из различных ГИС и осуществляться их связка с ЕСИАID. В случае обновления «нативных» идентификаторов будет обновляться и указанная связка. Также в инфраструктуре Цифрового профиля запланирована интеграция с создающихся сейчас облачной квалифицированной электронной подписью (ОКЭП) и Единой биометрической системы (ЕБС).

Согласие на доступ к данным граждан и организаций

Как уже отмечалось, для доступа к данным граждан и организаций третьи лица должны будут получить согласие владельцев этих данных. За эту возможность будет отвечать реестр цифровых согласий. Граждане смогут дать согласие посредством подтверждения из SMS или с помощью простой электронной подписи в ЕСИА, организации – посредством квалифицированной электронной подписью или ОКЭП.

Согласие может быть как разовым, так и многоразовым. В случаях, установленных законами, госорганы смогут получать доступ к данным граждан без их согласия, например, для выполнения возложенных на них обязанностей или в рамках оперативно-следственных действий.

Платный и бесплатный доступ к Цифровым профилям

Доступ к данным граждан и организаций будет осуществляться как на бесплатной, так и на возмездной основе. Для выполнения социально значимых функций или обязанностей, возложенных на госорганы, запрос может быть бесплатным. Запросы, выполнение которых приносит коммерческую выгоду, будут платными. Размер платы будет зависеть от количества запросов и объема данных. Более подробно данные моменты будут писаны в постановлении Правительства.

Среди коммерческих структур запросы к цифровым профилям могут быть интересны, в первую очередь, финансовым организациям, негосударственным пенсионным фондам, страховым компаниям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, удостоверяющим центрам электронной подписи и операторам связи.

Организации смогут подписаться на сервис обновления данных о гражданах, давших им согласие на доступ к информации о себе. Например, банк сможет узнать, что его клиент вступил в брак и изменил фамилию.

Также в инфраструктуре Цифрового профиля будет доступен аналитический сервис для оказания госуслуг в проактивном режиме. Например, при окончании срока действия загранпаспорта гражданину напомнят о необходимости его замены. А при рождении ребенка – о необходимости подачи заявления в ЗАГС.

Время обновления данных в Цифровом профиле и ответа на запрос

На этой неделе Минкомсвязи подготовило законопроект с поправками в Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и другие законы, обеспечивающих функционирование Цифрового профиля. Документ вводит понятие идентификатора: уникального обозначения сведений о лице, необходимого для определения такого лица путем применения технических и технологических способов.

Идентификацией и аутентификацией лица будет считаться совокупность мероприятий по установлению идентификаторов и сведений о лице, сопоставлению данных сведений с идентификаторов или проверке данных сведений, а также по проверке лица на принадлежность лицу идентификатора посредством сопоставления идентификатора с имеющимися сведения о лице, и установления обоснованности использования лицом идентификатора.

Госорганы и организации, осуществляющие в соответствии с законами отдельные публичные полномочия, должны предоставлять в инфраструктуру Цифрового профиля и обновлять указанные сведения на постоянной основе в срок, не превышающий 15 секунд с момента внесения изменений в соответствующие сведения.

Аналогичным образом, госорганы и указанные организации обязаны предоставлять сведения о гражданах и юридических лицах, не содержащихся в инфраструктуре цифрового профиля, по запросу, направленному с ее использованием. Срок предоставления таких сведений по средствам СМЭВ не должен превышать 15 секунд с момента поступления запроса.

Кто сможет проводить идентификацию граждан

Законопроект также указывает, что идентификация или аутентификация лиц будет осуществляться путем применения документа, удостоверяющего личность, либо одного или нескольких идентификаторов, позволяющих достоверно определить соответствующее физическое или юридическое лицо. При совершении гражданско-правовых сделок стороны вправе в отношениях между собой использовать идентификаторы в соответствии с соглашением между ними.

Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведенной идентификации и аутентификации лица, могут выступать только кредитные организации, операторы сотовой связи, операторы проводной телефонной связи, занимающие существенное положение, операторы государственных информационных систем и иные организации, соответствующие установленными Правительством требованиям.

Лица вправе проводить идентификацию и аутентификацию физических и юридических лиц с использованием сведений, полученных от вышеупомянутых организаций. Предоставление сведений о физических лицах указанными организациями осуществляется с согласия данных лиц.

Если идентификация и аутентификация лица необходима в силу федерального закона или требуется по заявлению лица, то сделка не совершается и не осуществляется вступление в иные правоотношениям, если такого согласия не было получено.

Результат идентификации и аутентификации лица при помощи информационно-технологических средств может подтверждаться электронным документом, предоставляемым посредством информационной системы, обеспечивающей дистанционную идентификацию и аутентификацию лица.

Какие выгоды от запуска Цифрового профиля получат бизнес, граждане и государство

Авторы Концепции Цифрового профиля полагают, что по результатам реализации задуманных мероприятий до 80% государственных и коммерческих услуг будут предоставляться в электронном виде. Количество шагов для заполнения различного рода анкет сократиться до трех кликов (сейчас в среднем на заполнение анкет граждане тратят 30 минут), так же как и сократится количество ошибок при заполнении анкет.

Значительно сократится число бумажных документов, необходимых для получения госуслуг. Количество очных посещений для получения тех или иных услуг сократиться до одного, что сократит, в том числе, транспортные расходы граждан.

Например, сейчас анкета на получение загранпаспорта состоит из 40 полей, из которых, при условии полного заполнения профиля в ЕСИА, автоматически заполняется лишь 14 полей. Среднее время заполнения такой анкеты составляет 28 минут. Кроме того, для получения загранпаспорта нужно будет осуществить минимум одно очное посещение и предъявить от одного до шести бумажных документов.

После запуска Цифрового профиля предоставленные онлайн сведения будут иметь юридическую значимость, а все требуемые сведения будут браться автоматически из мастер-систем. Бумажные документы не потребуются.

Другой пример: при получении кредита в банке гражданин должен предъявить минимум два документа и осуществить хотя бы одну очную явку. В среднем при посещении офиса гражданину придется потратить один час: если документы были предоставлены заранее в электронном виде, их в его присутствии нужно будет вводить в информационную систему банка.

Если же документы предъявляются в бумажном виде – их необходимо будет сканировать. При использовании Цифрового профиля все необходимые данные банк получит в автоматическом режиме из соответствующих ГИС (ПФР, МВД и д). Также будет проведена достоверность документов и загрузка их в автоматическом режиме во внутренние системы банка.

Еще одним преимуществом Цифрового профиля для граждан станет возможность круглосуточного доступа к данным о себе и возможность дистанционного управления согласиями на обработку своих персональных данных, в том числе с помощью мобильного приложения.

Для государственных структур запуск Цифрового профиля обеспечит сокращение межведомственных запросов на 75%, сокращение сроков исполнения госуслуг на 70%, сокращение количества бумажных документов, необходимых для оказания госуслуг, и т.д. Также появится возможность оказания услуг по реестровой модели – то есть полностью электронных услуг базе фиксации их результатов на бумажных носителях.

Пилотный проект по тестированию Цифрового профиля

Пилот по внедрению Цифрового профиля состоится в ближайшие месяцы. В нем примут участия крупнейшие банки и страховые компании. Планируется отработать предоставление в онлайн-режиме кредитов и продажу полисов ОСАГО.

До конца года должны быть завершены все организационные мероприятия и принятие нормативной базы. Непосредственно Цифровой профиль должен заработать до конца 2020 г.

1 апреля 2019, 21:30
91
Теги: #ГИС #Минкомсвязи #Центробанк #Цифровой профиль
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.