Устаревшая система ценообразования в дорожном строительстве препятствует привлечению в отрасль добросовестных предпринимателей.
Об этом говорится в ежегодном докладе президенту РФ Владимиру Путину «Реестр системных проблем российского бизнеса», представленном бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.
«Препятствием для участия добросовестных предпринимателей в торгах на строительство автомобильных дорог и автомагистралей является устаревшая система ценообразования», — отмечается в документе. Речь идет о базисно-индексном методе определения стоимости работ и материалов.
В качестве примера в документе приводится цена вязкого нефтяного дорожного битума марки БНД 90/130, которая расчетным методом составляет 12 922,42 руб. при рыночной цене 22 300 руб. Также заработная плата рабочего 2-го разряда составляет 8188,13 руб. в месяц при МРОТ 12837,45 руб., добавляется в документе.
«Таким образом, в связи с существенным занижением в сметах цен, большинство строительных организаций не имеет возможности принять участие в торгах из-за высоких рисков понести убытки», — отмечается в докладе. В качестве ведомств, ответственных за решение проблемы, в докладе называются Минтранс и Минстрой.
Влияние нацпроектов
Битум является одной из ключевых составляющих при производстве асфальтобетонных смесей, на него приходится порядка 30% их себестоимости. В 2018 году объем производства битума в России составил 6,5 млн тонн, мощность предприятий его производства превысила 63%.
В апреле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил правительству вести мониторинг цен на стройматериалы, используемые по нацпроектам. В мае Минэкономразвития России предупредило о риске роста цен и возможном дефиците ряда строительных материалов из-за реализации нацпроектов. Минэкономразвития, как писал «Коммерсант», ожидает к 2024 году роста потребления песка на 42%, а уровня загрузки предприятий в 82%. Для щебня эти показатели составят соответственно 44% и 95%, для битума — 48% и 86%. В период пикового спроса загрузка предприятий, производящих битум, может достигнуть 100%, предупреждает Минэкономразвития.
Минтранс в свою очередь еще в начале года запустил собственный механизм контроля и анализа баланса дорожно-строительных материалов, в том числе битума. В частности, с крупнейшими нефтяными компаниями заключены соглашения о создании запасов и ритмичности производства битума. Роман Старовойт, руководитель подгруппы «Безопасные и качественные дороги и дорожная деятельность» президиума Государственного совета РФ по направлению «Транспорт», ранее отмечал, что цена на битум с начала года выросла 26%, а на каменный материал по определенным фракциям — более чем на 50%.
По его словам, среди главных задач, которые в ближайшее время предстоит решить для успешной реализации нацпроекта — это сглаживание скачков стоимости на материалы для строительства дорог. Одной из эффективных мер станут трехлетние контракты, которые впервые в этом году смогут заключать подрядчики.