Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Электронное актирование – давно в регионах

Показываем на примере системы закупок Московской области
Электронное актирование – давно в регионах
Теги: #Московская область #Сервисное государство #Цифровизация

Одним из предметных технических достижений национальной системы закупок является электронное актирование – оцифровка исполнительной части контракта. С 1 января текущего года этот формат стал обязательным для всех, кто работает по 44-ФЗ.

Актирование – это материальная часть «оптимизационного» законопроекта, позволившая задействовать целый ряд новых функций контроля и автоматизации контрактной системы. Пресловутое упрощение и ускорение закупок, о котором говорят в правительстве – это прямой результат внедрения электронных актов в ЕИС.

Как это действует на практике – обсудят участники XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» 6-8 апреля в Инновационном центре «Сколково». Первым результатам и перспективным планам развития оптимизационного закона 360-ФЗ будет посвящено пленарное заседание мероприятия.

Интересно, что некоторые субъекты РФ действуют с опережением федерального законодательства, проводя в жизнь решения, которые через некоторое время становятся трендом. Так произошло и с электронным актированием.

Первой в России оцифровку исполнительной части контракта произвела Московская область, предвосхитив федеральный проект электронного актирования как минимум на два года. Это дает экономике региона ощутимые преимущества. Подмосковье является стабильным участником и экспонентом Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Из года в год область демонстрирует на мероприятии возможности своей экосистемы закупок. Характерно, что ее сервисы продолжают развиваться и в технической, и в юридической плоскости. А в части развитости функционала электронного актирования Московская область опережает ЕИС.

Польза в цифрах

В Подмосковье с 2017 года работает Портал исполнения контрактов (ПИК), который является подсистемой региональной информационной системы закупок – ЕАСУЗ. Портал позволил решить задачи цифровизации блока, связанного с формированием проектов контрактов и  повышения дисциплины их исполнения. Для всех заказчиков Московской области использование этого портала является обязательным с 2017 года, а для муниципальных заказчиков область рекомендует его использование.

Однако в силу сложившейся административной практики то, что рекомендовано, муниципалитетами воспринимается как обязательное: поэтому, согласно статистике за 2019, 2020, 2021 годы,  объем  контрактов, исполняемых в цифровом режиме контроля (в рамках 44-ФЗ), составляет порядка 99% от всех контрактов МО  по сумме. В рамках 223-ФЗ ПИК используется только с 2020 года, поэтому охват оцифрованных контрактов еще не стопроцентный. Внедрение идет постепенно, и по данным за 2021 год уже приблизилось к 70%.

Теперь о преимуществах. Если раньше ручной контроль на этапе исполнения позволял охватить проверками 1-1,5% контрактов (от всего объема закупок области в течение года), то сегодня посредством ПИК в автоматизированном режиме контролируем практически стопроцентный объем контрактов региона в рамках 44-ФЗ и их основной объем по 223-ФЗ. Анализ ведется по многим параметрам, но среди них выделяется четыре ключевых: 1) срок поставки; 2) срок приемки; 3) срок оплаты; 4) ведение претензионной работы.

Региональный контрольный орган закупок получает исчерпывающую информацию о всех закупках региона во всех форматах и на всех уровнях в онлайн-режиме. По всем четырем контрольным позициям Подмосковью за три года удалось в разы снизить количество нарушений, купировать влияние коррупционных факторов; значительно выросло качество претензионной работы со стороны заказчиков. В 2020 году Подмосковью удалось  снизить количество нарушений по поставке и по приемке по сравнению с 2019 годом – в 2 раза. Нарушение сроков оплаты сократилось  на 30%.

Русло заказчика – фарватер поставщика

Прозрачность и понятность системы – это одно из непременных условий доверия со стороны бизнеса. Играя по четким правилам с типовыми процедурами и шаблонами документов, и поставщик, и заказчик чувствуют абсолютную защищенность. Как показывает опыт, потенциальным источником ошибок, издержек и коррупционных нарушений является документооборот.

Раньше, чтобы подать документ, подтверждающий исполнение обязательств по контракту, например, в стройке, исполнитель нес пакет документов «на доклад» заказчику, чтобы отчитаться об исполнении определенного этапа.  При очном взаимодействии заказчика с поставщиком включается негативное влияние, связанное с человеческим фактором.  Момент передачи документов никак не зафиксирован, а он очень важен, потому что после него начинается отчетный срок приемки. Если автоматически не зафиксировано – когда и в какой форме происходила передача, то это может стать поводом для недобросовестных  действий со стороны заказчика. По условной схеме: ты принес мне документы, а они мне не понравились. Я их просто беру и возвращаю. Не фиксирую – ни момент приемки, ни момент возвращения, ни почему я это вернул.  Далее начинается «выкручивание рук», только ради того, чтобы просто принять документы.

Портал исполнения контрактов априори исключает подобное развитие событий. Фиксируются все контрольные точки передачи документов приемки. Никто ни с кем не встречается.  Все документы в установленный срок должны загружаться поставщиком  по контракту в систему, подписываться ЭЦП. Как только документ получен заказчиком (в системе это видно – и видно, когда поставщик загрузил), система автоматизировано рассчитывает срок на приемку заказчиком полученных документов, в соответствии с условиями контракта Заказчик видит этот срок и должен в него уложиться – если он его нарушит – это повлечет административную ответственность. Все происходящее находится на виду у контролирующего  органа. К своему дэдлайну заказчик обязан направить подписанный акт или мотивированный отказ. В свою очередь, поставщик имеет законное основание обжаловать этот отказ, если имеет на это веские контраргументы.

Видно, когда документ приемки подписал заказчик, либо все члены комиссии – как только подписание прошло,  система автоматически рассчитывает срок на оплату. Допустим, если в договоре обозначен срок оплаты в 15 календарных дней, и сегодня вы подписали документ приемки – то сразу включается и календарный отсчет на оплату. Отклонившись от графика, заказчик попадает в число нарушителей и может быть привлечен к ответственности.

Электронное актирование позволило Московской области в два раза сократить нарушение сроков оплаты поставки. При этом дисциплинированными становятся не только органы закупок.

Система вынуждает заказчиков более внимательно и ответственно вести претензионную работу, быть более взыскательными к поставщикам за невыполнение каких-то обязательств. Раньше эта работа велась плохо, поэтому показатель – неустойка – был близок к нулю. Заказчику не нравился какой-то конкретный поставщик, и он к нему относится, жестко; к «своим» – лояльно. Теперь, если исполнитель по контракту нарушил обязательства, то система сама беспристрастно укажет на этот факт в деталях и лицах (передача документов не в срок, поставка некачественного товара и его возврат). Если вы вернули его, то следует предъявить поставщику претензию. Таким образом неустойка превратилась из избирательного в обязательный инструмент. Она применяется во всех случаях, когда нарушение зафиксировано системой.

Автоматизация контроля за исполнением контракта привела к резкому сокращению числа жалоб со стороны поставщиков. Сегодня задержка оплаты по контрактам достигает в исключительных случаях двух дней. Прежде подобные прецеденты доходили до полугода, и это было укоренившейся практикой по всей стране. Исключение коррупционных факторов укрепляет доверие бизнеса  к контрактной системе региона. Поставщик понимает, что абсолютно защищен.

Любопытно, что показатель «неустойка» вынесен подмосковным госзаказчикам в KPI. Открывая систему, он видит контрольный минимум по этому критерию, который необходимо выполнить, чтобы не попасть в «красную зону»; может легко найти в своем перечне контракты, по которым претензионная работа не велась.

При этом в Главном контрольном управлении Московской области подчеркивают: прозрачность системы нужна не для того, чтобы карать, а для того, чтобы уберечь от нарушений. Для заказчика и поставщика сформирован понятный «фарватер» действий с маяками и красными линиями, о выходе за которые система аккуратно предупреждает пользователей.

Клиентский «интерфейс» является максимально адаптивным для пользователя и связан с его календарем. Так, прежде чем заказчик пропустил срок оплаты, либо поставщик – передачу документов приемки, система трижды направит уведомление на электронную почту, в Телеграм –  например, об истечении срока на загрузку документа приемки до нужного числа. Система напомнит за 3, за 2, за 1 день и в день нарушения. То же самое происходит и с обязательствами заказчика по приемке. Прямо из уведомления в Телеграм  заказчик может зайти в документ. Причем, количество пользователей устанавливается заказчиком самостоятельно. Он сам определяет должностных лиц, которым будут приходить эти уведомления и отвечающих за работу с сообщениями из системы.

На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» посетители смогут ознакомиться с преимуществами подмосковного портала исполнения контрактов. А также с другими передовыми  экосистемами закупок, которые разработаны и применяются в регионах России.  На Форуме будет также обсуждаться судьбоносный вопрос интеграции этих систем с ЕИС. Помимо технических тонкостей в нем есть еще и довольно противоречивая правовая интрига. Как ее распутают законодатели? Зависит от найденных компромиссов. Форум всегда был площадкой для решения подобных задач.

Автор: Андрей Троянский

24 февраля 2022, 14:23
511
Теги: #Московская область #Сервисное государство #Цифровизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.