На недавнем совещании у Президента РФ была прямо поставлена задача формирования санкционно-устойчивой промышленности. Причем акцент в первую очередь делался на поставках комплектующих.
Проблема с комплектующими острее всего встала в автопроме, где зависимость достигает устрашающих масштабов. Но она не менее опасна для всех других отраслей экономики. Импортные машины аграрного комплекса соберут урожай в этом году, но рискуют не доехать до следующей посевной. Производители вагонов в России испытывают проблемы с подшипниками. Все потому что три основных поставщика подшипников — из США и Швеции.
В парке российской спецтехники для дорог наиболее импортозависимой позицией являются асфальтобетонные заводы и асфальтоукладчики. Без них невозможна дальнейшая реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Государственная машина вращается с огромными временными лагами, что представляет угрозу для бесперебойной работы экономики. Каждое ведомство пытается самостоятельно анализировать ситуацию с запчастями и ремонтопригодностью машин в зоне своей ответственности. Местами это получается предметно и быстро. Но там, где работают по-старинке и уповают на свободный рынок и параллельный импорт, – можно с большой долей вероятности ожидать провала.
Импортозамещение здорового человека показывает «Росавтодор». Госкомпания сразу запросила у представителей своего машиностроительного цеха проекты инвестиционных программ, необходимых для импортозамещения комплектующих и расширения линейки производимой техники. Совместно с поставщиками был составлен дефицитный перечень импортируемых узлов и агрегатов. Этот перечень целенаправленно прорабатывается с российскими предприятиями способными производить такую номенклатуру изделий ограниченными партиям, или имеющими потенциальную возможность их выпуска. Как докладывают в Росавтодоре, этот опыт будет масштабирован на всех производителей дорожно-строительной техники в стране. Необходимые поручения подведам и казенным учреждениям уже даны. В планах определить импортные узлы и компоненты, требующие регулярной замены для проработки возможности поставки российских аналогов, налаживания их производства.
В нормативной части Росавтодором подготовлено предложение по упрощению процедуры и сокращению сроков получения заключений о подтверждении факта производства промышленной продукции на территории РФ (Сертификат СТ-1). Сформирован механизм обратной связи – для обращения производителей спецтехники и комплектующих для участия в льготных программах субсидирования через ФРП.
Трансфер технологий – закон и бюджет
Для оперативного решения проблем с комплектующими уже есть ряд инструментов, предусмотренных российским законодательством и подзаконными документами Минпромторга. Можно долго спорить об их эффективности, но этими нормами нужно начинать пользоваться уже вчера. На подходе реформа закона об интеллектуальной собственности, и, как мы надеемся, национально ориентированная система промышленных стандартов. На принятие этих фундаментальных регуляторных механизмов потребуется более длительное время.
Цикл создания автокомпонентов является наиболее затратным на начальной стадии, проектирование, испытания, сертификация. В этой части уже есть механизм Минпромторга – постановление 1649, который позволяет компенсировать часть затрат производителя на НИОКР. У Фонда развития промышленности (ФРП) есть порядка десяти программ, применимых для поддержки производства запчастей. Из них — две профильные программы: это «Комплектующие изделия» и «Приоритетные проекты», пользуются наибольшей популярностью у предприятий. Кроме того, есть специализированная программа производства автокомпонентов. Она была дофинансирована из федерального бюджета на дополнительные 30 млрд рублей, и ее объем в данный момент составляет 32 млрд. Возможно, эта программа будет действовать на регулярной основе. По оценкам Минпромторга, чтобы восстановиться всей цепочке производства комплектующих требуются огромные деньги — 800 млрд рублей.
На основании постановления 208 совместно с Агентством по технологическому развитию Минпромторг реализует еще одну специализированную программу, с которой связаны надежды на возрождение промышленности. Постановлением 208 регулируется выдача грантов на разработку конструкторской документации для реверсивного инжиниринга иностранных комплектующих.
– Мы сейчас понимаем, что по ряду позиций после ухода иностранных поставщиков образовались дефициты импортных компонентов и узлов, – говорит замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дмитрий Чернов,
По его словам, на один конструкторский проект реверсивного инжиниринга государство выделяет порядка 100 млн рублей. Поскольку это деньги бюджета, – то, соответственно, и права на конструкторскую документацию будут изначально принадлежать Агентству по технологическому развитию. А значит технологии будут оставаться в государственной собственности.
– Это очень важно, – подчеркивает эксперт. – Поскольку один из посылов, прозвучавший на недавнем совещании у Президента, был сфокусирован именно на юрисдикции КД. Все результаты интеллектуальной деятельности должны оставаться на территории нашей страны. Каким-то образом они должны быть здесь сохранены и должны быть доступны участникам отрасли.
Отсутствующие комплектующие, реинжиниринг которых потребует длительного времени, государство на первых этапах будет стремиться поставить через каналы параллельного импорта. В первый пакет вошла не вся номенклатура подсанкционных запчастей. Новый пакет насчитывает уже порядка 90 брендов. Но, как заявил вице-премьер Денис Мантуров, по мере локализации новых технологий программа параллельного импорта будет сокращаться.
Средства производства
Реверсивный инжиниринг невозможно запустить без соответствующей матчасти. Помимо уже имеющейся промышленной базы, станочного лизинга и кооперации с предприятиями ОПК, о которых «Цифровые Закупки» писали уже не раз, – воспроизводство деталей должно опираться на аддитивные технологии.
Главный экономист ВЭБ.РФ, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации развития аддитивных технологий Андрей Клепач
– Сегодня есть спрос не только на российские разработки, технологии, связанные с изготовлением конечной продукции, но и, главное, активизировался запрос на использование аддитивных технологий в ремонтных и сервисных работах как для гражданской техники, так и для оборонной. Как итог: есть спрос, есть серьезные заделы, интересные коллективы и наработки.
Огромное значение имеет доступ промышленного бизнеса к «центрам силы», обладающим таким станочным парком и компетенциями. Промышленная 3D-печать становится неотъемлемой частью для машиностроения, авиакосмической отрасли, медицины, металлургической и атомной промышленности.
- Центр аддитивных технологий, был создан на базе холдинговых корпораций авиационного комплекса ГК «Ростех» в 2018 году. Он имеет статус единого интегратора в области аддитивного производства для всего авиационного кластера.
- По инициативе ООО «РусАТ» в России запущена «оперативная линия» для обращения компаний, чья производственная деятельность затруднена, либо приостановлена по причине нехватки запасных частей, материалов и комплектующих, которые возможно заместить изделиями, произведенными методом 3D-печати.
- Огромное значение для всей промышленности имеют разработки холдинга «Алмаз — Антей» и его партнеров в области аддитивных технологий (3D печати). Реализуя программу импортозамещения, ведущую роль здесь играет АО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз — Антей» – Обуховский завод» (СЗРЦ), а также его партнеры: Научно-исследовательский институт прикладного материаловедения концерна и Научно-исследовательский технологический центр аддитивных технологий и материалов СЗРЦ. На ИННОПРОМ-2022 «Алмаз – Антей» продемонстрировал возможности своих предприятий по изготовлению деталей сложной конфигурации для высокотехнологичных отраслей промышленности, перспективные материалы для применения в аддитивных технологиях, а также созданные в рамках импортозамещения 3D-принтеры. Важно, что в аддитивных установках Обуховского завода уже используется отечественное программное оборудование и сырье.
Автор: Андрей Троянский