Многое уже сделано для повышения прозрачности и эффективности 223-ФЗ. В первую очередь – это обязательное внесение данных в Реестр договоров, квоты для малого бизнеса, регламентация типовых процедур. Однако закупки корпораций все еще остаются недостаточно открытой областью для контролирующих органов. Есть проблемы, которые требуют скорейшего решения и для которых уже созданы все механизмы. Об этом говорили участники Делового обеда XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:
– Мы уже несколько раз заходили на тему изменения 223-ФЗ. Пока до конца не выработана рабочая концепция: нужно ли для него рамочное регулирование или сближение с 44-ФЗ. Когда действуют положения, единые для всех, это удобно и заказчикам, и поставщикам.
Важнейшая тема – утрата возможности аналитики в 223-ФЗ. После того, как правительство позволило крупным заказчикам, попавшим под санкции, не размещать информацию в ЕИС (ПП№ 301), примерно половина объема закупок корпораций ушла из-под контроля государства в тень.
Была поставлена задача вернуть данные в ЕИС, а самих заказчиков мотивировать на работу в закрытом контуре системы, который был заблаговременно выстроен и защищен. В закон внесли изменения (104-ФЗ с подзаконными актами). Предусмотрено несколько этапов возврата корпоративных заказчиков «под крыло государства».
Первый этап – до конца 2022 года начать публикацию планов закупок на период с 2023 года в закрытом контуре ЕИС. Без размещения на официальном сайте. По данным Казначейства, заказчики справились с этой задачей. Работа идет в соответствии с намеченным планом.
Второй этап – с 1 апреля 2023 года корпоративные заказчики обязаны проводить закупки посредством интеграции ЕИС и специализированных электронных площадок. В переводе на русский, они должны формировать в ЕИС извещение, документацию, проекты договоров, включать информацию в закрытый реестр договоров. Для тех, кто работает в оборонной отрасли, была реализована интеграция с АСТ-ГОЗ.
Евгений Демидов, Врио руководителя Межрегионального контрактного управления Федерального казначейства:
– Функционал запущен с апреля, и по нему уже есть позитивная статистика. Размещено более двух тысяч извещений, которые составляют в сумме несколько десятков миллиардов рублей. Также начался процесс размещения информации в Реестре договоров.
Принципиальный момент. Крупные холдинги имеют собственные корпоративные информационные системы. Сведения в них должны формироваться посредством интеграции с ЕИС. Была задача – обеспечить возможность безопасного и закрытого приема и передачи этих данных в двух направлениях. Благодаря успешной реализации данного функционала ЕИС была аттестована по максимальному классу защищенности К1. При этом требования к заказчикам вступают в силу поэтапно.
С 1 ноября 2022 года заказчики должны были пройти регистрацию своих локальных систем в ЕИС. Это затяжной бизнес-процесс, большая техническая работа с заявками и сертификатами соответствия, а также с качеством безопасности. Частные системы-контрагенты должны соответствовать определенным критериям. Поэтому была предусмотрена отложенная норма вступления в силу. Новые требования по безопасности начнут действовать с 1 октября 2023 года.
ВАЖНО! Поскольку речь идет об информации особой важности, то предполагается, что каждый факт ее передачи и получения будет параллельно фиксироваться в системе ГИС «Независимый регистратор». Здесь также задействован отложенный режим – с 1 октября 2023 года у корпоративных заказчиков появится обязанность подключиться к «Независимому регистратору». А с 1 апреля 2024 года без наличия подключения к данной системе передача и получение информации будет заблокирована для пользователей.
- В Казначействе уверяют, что весь функционал уже полностью работоспособен, а конкурентные процедуры в рамках 223-ФЗ уже проходят на специализированных электронных площадках при актуальном обмене данными с ЕИС.
Закупки у МСП
Что касается выполнения квот на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, то здесь также наблюдается ряд технических изменений. Как известно, корпоративные заказчики, попавшие под санкции, не обязаны исполнять 20% квоту по спецпроцедурам. Для них актуально только требование к исполнению квоты в 25% по итогам года при формировании годового отчета. Данное послабление было с тревогой воспринято бизнесом. Поэтому с 1 апреля 2023 года «Корпорации МСП» и региональным уполномоченным органам закупок было предоставлено право проверять проекты планов закупок компаний на предмет наличия в разделе закупок у МСП тех товаров, которые сам корпоративный заказчик определил для себя как обязательные к закупке у бизнеса.
Еще одна важная новация: с 1 апреля при проведении закупок у МСП (в случае, если предусматривается обеспечительная мера в виде независимой гарантии) принимаются только те гарантии, которые включены в официальный Реестр гарантий ЕИС.
– Все процедуры закупок у МСП пошли по данному маршруту, – рассказал Евгений Демидов. – Есть уже примеры выдачи таких независимых гарантий. Гарантии, которые выдаются на бумаге, больше приниматься не будут.
Характерно, что в рамках 44-ФЗ аналогичная новация вступила в силу значительно раньше: еще в 2016 году. Тем самым был полностью исключен рынок теневых банковских гарантий. В части 223-ФЗ это случилось только сегодня.
Перспективы развития ЕИС в области 223 Федерального закона – просто огромные. Далее – о направлениях ближайшего будущего.
Развитие механизмов мониторинга поддержки субъектов МСП
На Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» был в очередной раз поднят вопрос увеличения ответственности корпораций закупки у малого и среднего бизнеса по квотам. Именно развитие технического функционала ЕИС позволит контролирующим органам (в том числе ФАС России) получить рычаги воздействия на корпоративных заказчиков.
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:
– Тема крайне важная. Мы видим огромные перспективы в том, что делает Федеральное казначейство с точки зрения улучшения аналитики по корпоративным закупкам у МСП. В свою очередь, у ТПП также много объективной информации. Наши эксперты предметно знакомы с предприятиями, с оборудованием и с реальными возможностями производственного бизнеса.
Развитие функции мониторинга закупки товаров российского происхождения
Таким функционалом ЕИС обзавелась в 2021 году. В системе появилась возможность учета и мониторинга российской продукции – которая стала следствием легализации национальных квот). Есть тренд, заданный Минпромторгом, в части повышения достоверности данной информации. Также на XVIII Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» была озвучена важнейшая задача распространения национального режима на сферу действия 223-ФЗ. Это, конечно же, потребует и соответствующих технических достроек ЕИС. В настоящее время такие механизмы существуют только для заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ.
Сокращение сроков оплаты
Если в 44-ФЗ вопрос сокращения сроков оплаты был успешно решен, то в рамках корпоративных закупок тема остается открытой. В Федеральном казначействе предлагают обсудить, что именно мешает ввести для 223-ФЗ короткие сроки, по аналогии с тем, как это уже работает в госзакупках.
Упрощение и стандартизация процедур
Юлия Урожаева, замначальника Контрольного управления города Москвы:
– Одна из целей, стоящих перед нами, сделать процесс закупки по 223-ФЗ простым, понятным и минимально затратным с точки зрения организации как для заказчика, так и для подрядчика. С точки зрения процесса – принципиально важно все организационные моменты перенести на этап предварительного контроля. Учитывая, что ресурсы, затрачиваемые в рамках 223-ФЗ – являются государственными, мы вводим элементы контроля, похожие на те, которые применяются в 44-ФЗ, – но с определенными особенностями.
Андрей Храмкин, директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий:
– Говоря про 223-ФЗ, мы всегда подразумеваем использование в нем наработок из 44-ФЗ. Однако делать их полную копию в корпоративных закупках было бы неправильно.
По словам эксперта, среди нормативных регулировок, которые напрашиваются – это уровнять требования к конкурентным закупкам у субъектов МСП и закупкам у всех остальных субъектов по 223-ФЗ. В корпоративном секторе они регулируются по-разному, что выглядит нелогично. Это существенно сэкономит ресурсы и повысит прозрачность правоприменения.
Также эксперт предлагает использовать в рамках 223-ФЗ функционал электронного обжалования, который уже успешно реализован в госзакупках. Единые нормативы пойдут на пользу всему деловому климату страны.
Автор: Андрей Троянский