По данным бюллетеня ОПОРЫ РОССИИ, вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт России составляет 20,1%. По сравнению с другими развитыми экономиками, это весьма скромно. Поэтому в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» ставится задача удвоить данный показатель.
Отмечается, что бизнесу не хватает собственных ресурсов, чтобы на постоянной основе инвестировать во внутренние корпоративные программы, расширять соцпакет, осуществлять подбор персонала из смежных отраслей и проводить их переобучение.
Отрицательной особенностью российского рынка МСП является крайне низкое число малых компаний, задействованных в промышленном производстве. Цифру озвучили в ходе недавних парламентских слушаний, посвященных вопросам развития МСП. Оказывается, лишь 0,6% всех субъектов МСП в России (37 тысяч) по ОКВЭД занимаются производством оборудования, машин, электроники, компьютеров, оптики. Это просто мизер в сравнении с сильными экономиками западного, и тем более восточного типа: в последних промышленной кооперации уделяется особо пристальное внимание. В экономике КНР кооперация с частным бизнесом – это обязательный инструмент госплана.
Практически все экспертное сообщество в один голос требует снижения налоговой нагрузки на средний бизнес или, как минимум, ее долгосрочной фиксации на тех уровнях, которые есть сейчас. Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает стратегию «бесшовного перехода» с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общую (ОСНО) для малых промышленных компаний. Для производственного бизнеса предлагается увеличить пороги применения упрощенной системы до 5 млрд выручки в год. Альтернативный вариант – при существующем пороге УСН установить льготную ставку по налогу на прибыль в 5 % (на первые 2 года после перехода на ОСНО), с применением в дальнейшем прогрессивной ставки в зависимости от оборота. По словам Титова существует резкий провал при налоговом переходе.
На днях Минэкономразвития внесен законопроект о переходных компаниях. Меры поддержки малого и среднего бизнеса предлагают распространить также и на «фирмы-переростки», на тех, кто вышел за границы критериев малого бизнеса. Государство хочет выделить категорию МСП+. Если закон примут, то бизнес oversise сохранит доступ к льготным кредитам на инвестиционные цели и зонтичное поручительство Корпорации МСП. Допустимую планку годовой выручки для «переходников» поднимут до 10 миллиардов рублей, а штатный состав – до 1,5 тысяч сотрудников. Сейчас потолок составляет 2 млрд и 250 человек соответственно.
Оседлать предпринимательскую инициативу
Основополагающей идеологией российской экономики является принцип поддержки предпринимательской инициативы. Государство не проектирует производственные программы, не ставит технические цели и не требует их достижения, не наказывает за их провал: вопрос развития целиком и полностью отдан на откуп бизнесу. Это состоявшийся факт, с которым бесполезно спорить. Однако, даже если признать принцип предпринимательской инициативы за аксиому, то обнаружится масса нормативных дефектов и пробелов, которые тормозят эту самую инициативу. От слабого национального режима в закупках, при котором импорт подавляет внутреннего производителя до кредитного голода, усугубленного низкой или отрицательной рентабельностью любых инновационных проектов в государственном и корпоративном заказе. По итогу, даже перспективным компаниям приходится работать «в лотерейном режиме». Как вишенка на торте – неопределенный статус науки ввиду отсутствия закона о НИОКР и централизованной государственной системы стандартов. При таком раскладе у предпринимательской инициативы остается один очень предсказуемый путь: расширять производство и снижать себестоимость продукции в расчете на то, чтобы отобрать определенный сегмент рынка, который либо уже находится под импортом, либо занят отечественным смежником. Собственно, инновационного развития при таком подходе нет. В лучшем случае – оно догоняющее, заранее просчитать шаги начинающей российской компании сильному зарубежному конкуренту не составит труда. Выиграть по соотношению цена-качество – тем более, поскольку российский производственный бизнес пользуются устаревшим оборудованием, технологиями, идет не своим путем, несет огромные финансовые риски.
Принимая в расчет вышеуказанные особенности внутреннего рынка, Корпорация МСП вышла с пакетом предложений по реформе системы закупок в пользу предпринимательской инициативе. Всего три кита: гарантированный сбыт, устранение посредников/перекупщиков, акцентированная поддержка малым технологическим компаниям (МТК). Последние предлагается выделить как привилегированный класс в общей массе МСП, и это правильно. Это начало обдуманной промышленной политики.
Александр Исаевич, генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:
- Первое. Ввести «электронное актирование» для МСП в рамках 223-ФЗ, что обеспечит необходимый контроль за заказчиками в части соблюдения сроков приемки по договорам с МСП и оплаты по ним.
- Второе. Распространить на малые технологические компании (МТК) те же преференции в закупках, которые сейчас предусмотрены для МСП – все базовые условия и «спецторги» по закупкам госкомпаний. Это избавит МТК от неравной конкуренции с предпринимателями, которые занимаются перепродажей продукции и часто демпингуют в закупках.
- Третье. Повысить порог участия в закупках в электронных магазинах с 20 до 50 млн рублей по отдельным номенклатурным позициям. В частности, по продукции российских производителей и МТК. Для них это дополнительный стимул.
- Четвертое. Исключить из обязательной 25% квоты закупок у МСП те договоры, которые заключены с поставщиками, аффилированными с заказчиками, что повысит прозрачность квоты. Наш ежеквартальный анализ показывает, что доля таких закупок в общем объеме невелика. И тем не менее они учитываются. А на их месте могут быть новые поставщики из числа МСП.
Идею с расширением порога обязательной квоты в рамках 223-ФЗ поддерживают сразу несколько регионов и отраслевых объединений бизнеса. В Департаменте города Москвы по конкурентной политике сообщают, что достигли потолка поддержки производственных МСП через квотирование. Заказчики столицы обеспечивают порядка 10% от общего объема закупок в рамках квотирования.
– Мы здесь достигли предела, и не можем дальше наращивать эту поддержку, поскольку упираемся в законодательные рамки, – отмечает Иван Щербаков, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике. – На сегодня есть норма о том, что среди субъектов МСП может быть объявлена закупка с ограничением по НМЦК до 20 млн рублей. Мы в Москве нормативно закрепили, что любая закупка с таким пороговым значением в обязательном порядке объявляется среди субъектов МСП. Мы были бы рады поднять планку и до 50 миллионов, но, к сожалению, 44-ФЗ не позволяет это сделать.
Однако инициативу поднятия порога не приветствуют в Минфине. В качестве компромиссного варианта в Москве предлагают расширить квоту нелинейным способом: с разбивкой по отраслевым секторам.
Одновременно с Москвой инициативу – углубления и детализации русла обязательных закупок у промышленных МСП выдвигают и общественные отраслевые союзы. В частности с аналогичным предложением (увеличить размер начальной максимальной цены контракта при госзакупках у малого и среднего бизнеса с 20 млн до 50 млн рублей), выступила Торгово-промышленная палата России. По словам главы ТПП Сергея Катырина, соответствующая инициатива была направлена в Минфин России. Во-первых, это говорит о том, что «потолок» действительно мешает расти, и не только одной Москве.
А во-вторых, у ТПП РФ довольно интересное обоснование: по их расчетам, 20 млн рублей, установленные федеральным законом в 2013 году (с учетом инфляции, по данным индекса потребительских цен Росстата), в 2023 году соответствуют 39,5 млн рублей. Достаточно веский аргумент, с которым не поспоришь.
Автор: Андрей Троянский