То, о чем так много говорили – случилось. В первом чтении депутаты Государственной Думы приняли значимые проекты федеральных законов, направленные на поддержку российских товаропроизводителей: «О внесении изменений в Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) и «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
Законопроекты разработаны во исполнение решений, принятых 19 сентября 2019 года Военно-промышленной комиссией РФ под председательством Президента России Владимира Путина. Они предусматривают наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению минимальной доли закупок товаров, произведенных в государствах — членах Евразийского экономического союза, в масштабе, который зависит от совокупного годового объема закупок соответствующего товара. Законопроекты также устанавливают порядок выполнения государственными, муниципальными заказчиками и госкомпаниями минимальной доли закупок, особенности определения НМЦК контракта, начальной единицы товара, работ и услуг.
«Мы фактически подарили свой внутренний рынок иностранным производителям…»
– На сегодняшний день емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, составляет порядка 8,2 трлн рублей и 21,3 трлн рублей соответственно (данные за 2019 год), – пояснил вице-премьер РФ Юрий Борисов в Госдуме. – Порядка одной трети приходится на российскую продукцию, без учета работ и услуг, а остальное – импорт. Глядя на такое соотношение, невольно возникает вопрос – а почему так много импорта мы закупаем? Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных возможностей, и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Мы пережили не лучшие времена. После распада Союза и лихих 90-х промышленность оказалась на грани выживания. Полная либерализация торговых отношений, отказ от государственного регулирования в сфере технологий и производства привели к резкому росту импорта. Мы фактически подарили свой внутренний рынок иностранным производителям под оглушительные апплодисменты наших западных партнеров, – напомнил Борисов.
По словам вице-премьера, политика импортозамещения с 2015 по 2019 годы, на которую в общей сложности было затрачено более 2 трлн рублей, позволила обновить отечественную технологическую базу и восстановить ряд компетенций, чтобы конкурировать с иностранной продукцией на внутреннем рынке по широкому спектру позиций.
Конечно, этот уровень разнится от отрасли к отрасли, поэтому обсуждаемый законопроект и представляет собой гибкий инструмент, дающий Правительству право устанавливать квоты для различных наименований продукции в отдельно взятых отраслях.
Законопроект не подменяет, а дополняет «Национальный режим» в закупках
– Квоты будут включаться именно там, где мы видим наличие возможностей промышленности – но при этом наличествует доминирование импорта по непонятным причинам, – подчеркнул Юрий Борисов.
Решения будут приниматься после мониторинга спроса и производственных возможностей, организованного на базе двух систем: ЕИС Минфина и ГИС Минпромторга.
– Необходимость введения механизма квотирования продиктована еще и тем, что существующие инструменты поддержки отечественных производителей и преференции («третий лишний», преференции по цене) – они либо недостаточны, либо при желании легко обходятся в конкурсных процедурах. Так называемая «тонкая настройка» внутри 44-ФЗ и 223-ФЗ работает не во всех сегментах, и поэтому требует дополнений в виде предлагаемых нами мер.
Борисов подчеркнул, что предлагаемый законопроектом механизм не изменяет и подменяет действующий «Национальный режим» в закупках, а напротив – будет дополнять его, закрывая те сегменты, где национальный режим бессилен или превращается в явную профанацию. «Пытаясь докрутить эту настройку в 2019 году, мы потеряли не только драгоценное время, но и огромные средства, которые ушли зарубежным поставщикам. Примером, как обходятся меры поддержки – бесчисленное множество, и они показательны, – напомнил вице-премьер.
Разработчики законопроекта о квотировании тесно взаимодействуют с регионами. Подавляющее большинство субъектов РФ высказывается за наличие инструмента квотирования в их распоряжении.
О перекосах системы закупок в пользу иностранных поставщиков рассказал первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев:
– Система государственных закупок в последние годы, к сожалению, была ориентирована на зарубежных поставщиков. У многих заказчиков сложилась привычка – в конкурсной документации указывать уникальные характеристики импортной продукции, которые являются избыточными, т.е они не связаны с функциональными свойствами. Либо заведомо указываются сроки поставки под уже готовые партии зарубежной продукции. Отечественный производитель, физически не может в таких условиях конкурировать по срокам. Зачастую под копирку пишется обоснование невозможности закупки отечественной продукции. Такой подход заочно отсекает от участия в закупках, не просто лишая возможности конкурировать, но и в принципе – принимать участие, – пояснил Гутенев .
Введение же отраслевых квот заставит заказчиков считаться с наличием на внутреннем рынке конкурентоспособных отечественных производителей. Кроме того, система квот может поддержать малый и средний бизнес в субъектах РФ.
– По 9 национальным проектам более 3,2 трлн рублей – должны осваиваться именно отечественной промышленностью. Без инструмента квотирования осуществить это физически невозможно, – констатировал Владимир Гутенев.
Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, заместитель председателя Комитета по финансовому рынку:
– Сегодня, во время общего спада экономики в период пандемии коронавируса, и в целом непростой экономической ситуации в мире, продолжающегося санкционного давления извне, очень важно своевременно и консолидированно отвечать на эти вызовы. Принятые законопроекты, касающиеся определения минимальной доли закупок товаров (работ, услуг), произведенных в государствах — членах Евразийского экономического союза, — шаг именно в этом направлении. Документы касаются как государственных и муниципальных заказчиков, так и заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Наши исторические партнеры по ЕАЭС точно так же понимают важность поддержки производителей нашего общего постсоветского экономического пространства, и в целом укрепления скоординированной, согласованной и единой политики в различных отраслях экономики. Поэтому данные законопроекты определяют вектор нашей общей экономической интеграции на годы вперед.
Президентом поставлена задача к 2024 году стать пятой экономикой в мире. Совершенное безумие пытаться сделать это, не поддерживая и не развивая свой реальный сектор экономики. Прежде чем пытаться занять лидирующие позиции на мировом рынке, продукция сначала должна занять прочные позиции на внутреннем. Эта аксиома подтверждается опытом всех развитых стран. Задолго до коронакризиса было понятно, что российской промышленности необходимо плечо со стороны государства. И не в виде точечных мер, а в форме системной поддержки, как это делается во всех развитых экономиках мира. Самые яркие примеры в этом смысле – США и Китай. Национальные квоты в закупках это не просто шанс для восстановления технического и технологического суверенитета – это стартовая площадка для масштабного развития производственных мощностей по всей стране.
Автор Андрей Троянский