Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Вход в экономику Русского мира – правила интеграции

Об условиях включения новых субъектов в деловую жизнь России и ЕАЭС
Вход в экономику Русского мира – правила интеграции
Теги: #Донбасс #Правоприменительная практика

Этой теме был посвящен второй день Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Центральным событием 20 апреля стала церемония торжественного открытия общей экспозиции новых регионов первыми лицами законодательного блока Госдумы и Правительства РФ.

После символического разрезания красной ленточки, со стенда новых территорий, где была представлена продукция крупнейших промышленных предприятий и бизнеса Донбасса – сразу перешли к специальной сессии, посвященной российским правилам контрактации, инвестирования, господдержки, стандартизации и сертификации товаров, а также условиям их сбыта на внутреннем рынке.

Не смотря на усилия власти и бизнеса, для вхождения компаний новых территорий в экономику России существует множество барьеров, которые нельзя убрать только указами и подзаконными актами. В первую очередь, это разный уровень рентабельности предприятий: в силу различных факторов себестоимость производства в новых регионах на порядок выше, чем в большинстве субъектов РФ. Это сильно затрудняет их конкурентные позиции на внутреннем рынке. Более того, на Форуме были озвучены факты обратного порядка: когда, наоборот, на полигональные рынки четырех субъектов заходит прогрессивный бизнес из экономически благополучных регионов РФ и начинает вытеснять местные компании из их традиционных сфер контрактации. В частности приводились примеры с производством трубной продукции, окон ПВХ, строительных материалов и даже аквалангов.

Сложным бюрократическим барьером для компаний Донбасса оказались требования подтверждение статуса производства промышленной продукции на территории России (в соответствии с ПП№719), и требования о включении в Реестр российской промышленной продукции (без статуса в Реестре невозможно выйти на торги).

Иван Абрамов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:

– В представлении некоторых российских органов контроля искажается реальность. Выставляя требования предприятиям Донбасса, мы забываем, что на новых территориях еще фактически не запущены основополагающие процессы сертификации, не решены вопросы имущественного права, до конца не развернулся Росреестр, а многих документов, которые требуют наши подведы еще в природе не существует. Чиновникам необходимо выезжать на место, чтобы не заниматься только теоретической частью. Надо видеть эти предприятия собственными глазами, понимать, что мы от них требуем. У них электронными цифровыми подписями владеют, наверное, только три процента, еще не все население обладает паспортами. Наши обычные представления о деловой жизни не совпадают с той реальностью, которая сложилась на новых территориях. Такие встречи как Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» потому и полезны, чтобы сверять часы. Рекомендую всем коллегам из органов власти, прежде чем принимать те или иные нормативные документы, – посещать новые субъекты.

Участники дискуссии пришли к выводу, что на переходный период Новороссии требуется упрощенная бюрократическая система в закупках, с устранением избыточных требований.

Академия Контрактных Отношений уже проделала огромную аналогическую работу, изучив трудности правоприменения закупочного режима на новых территориях. Выделено 35 принципиальных пунктов законодательства. – Многие требования физически невозможно реализовать в четырех субъектах РФ по разным обстоятельствам, отмечает руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений», главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки» Павел Лисин.

Алексей Белецкий, председатель Комитета Народного Совета Луганской Народной Республики по вопросам бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политики, экономики, торговли и внешних связей, развития малого и среднего бизнеса:

– При разработке внутреннего законодательства мы изначально ориентировались на российские правовые стандарты, брали за образец 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако после вхождения в состав РФ, мы поняли, что необходимо прежде всего повышать квалификацию специалистов. Луганская Народная Республика стала первой, кто провел централизованное обучение контрактных специалистов в Академии Контрактных Отношений. Уверен, что в ЛНР мы можем работать в рамках отечественного законодательства.

Одна из ключевых проблем, выделенных Белецким – это острейшая нехватка и отток технических кадров, от которой страдает весь Донбасс. Для региона, который испокон веков был промышленным локомотивом Европейской России, это трагедия.

– У нас есть множество предприятий, собственники которых уехали в недружественные страны. До конца текущего года они должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ. Возникает непростая правовая коллизия, требующая срочного решения, особенно для предприятий с недавно освобожденных территорий.

Сергей Власов, директор Фонда развития промышленности ДНР, министр промышленности и торговли ДНР:

–  Логистические затраты для наших предпринимателей несоизмеримо больше, чем в других регионах – для нашего бизнеса в три-пять раз возрастает стоимость тонно-перевозки при пересечении адмнистративной границы Донбасса. Сказывается низкая пропускная способность пунктов пропуска, состояние дорожного покрытия, отсутствие полноценных железнодорожных перевозок и морского транзита.

По словам Власова, в республике возлагают большие надежды на восстановление железнодорожного сообщения между Донецком и Мариуполем, через Волноваху, серьезно пострадавшую от разрушений. Постепенно, возрождается работа морского порта.  В правительстве ДНР для решения проблемы рассматривают вопрос субсидирования перевозок для бизнеса на сумму завышенных затрат.

Одно из старейших предприятий Донбасса – Харцизский трубный завод в сжатые сроки восстановил работу под заказ строительства водовода из реки Дон и произвел тридцать километров труб. Механизм гарантированного спроса, который стал одним из магистральных сюжетов Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в этом году, мог бы значительно содействовать восстановлению производственной деятельности Донбасса. При этом Белецкий назвал перспективные отрасли применения офсетных контрактов: например, модернизация трамваев, лифтовое производство. – Минпромторг уже создает на территории ДНР лифтовый кластер. На территории республики не локализовано только производство кабин. Все остальное (лебедки, двигатели, тросы) мы можем делать сами. Необходимы инвестиции, чтобы отрасль заработала. Обеспечить эти предприятия спросом мог бы механизм офсетных контрактов.

Николай Еланцев, министр промышленности и энергетики ВГА Запорожской области рассказал о том, что систему сертификации в области приходится выстраивать буквально с нуля:

– Наша промышленность заточена на производство автомобильных запчастей, запчастей для спецтехники. Есть большие сложности с сертификацией по российским стандартам. На текущий момент – это основная проблема. Нам необходим упрощенный режим, открытие отделения Торгово-промышленной палаты, собственных центров сертификации на территории наших регионов.

Также, в Запорожье выделяют огромные трудности с дорогостоящей логистикой.

21 апреля 2023, 11:29
489
Теги: #Донбасс #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.