Представители крупнейших компаний страны в сфере инфраструктурного строительства составили коллективное обращение к Президенту России, в котором заявили о кризисе отрасли, который угрожает провалом национальных проектов.
Текст письма есть в распоряжении «Цифровых Закупок». В нем названы самые острые проблемы отрасли, в числе которых – крайняя убыточность предприятий, нарастающий кадровый дефицит, а самое главное – неадекватность системы закупок, которая создает для исполнителей государственных контрактов огромные издержки, тормозит развитие технологий и приводит к массовому банкротству предприятий.
Откуда кризис, если из бюджета на создание новой инфраструктуры, строительство дорог, обновление инженерных коммуникаций выделяются фантастические и беспрецедентные в истории постсоветской России деньги?
Прямым текстом
О проблемах выживания отрасли в условиях управленческого кризиса сетевому изданию «Цифровые Закупки» рассказал Юрий Тыртышов, действительный государственный советник III класса, почетный строитель России, генеральный директор и учредитель ЗАО ОЦВ (Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий, 43% акций принадлежат РЖД). ОЦВ – одно из локомотивных предприятий отрасли, занимающихся той самой экономикой «прорыва», о которой постоянно говорит Президент. В структуре компании 15 подразделений по всей стране – от Калининграда до Хабаровска, где создано порядка 1,5 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.
По словам гендиректора ОЦВ, в коллективном обращении сведены давно наболевшие проблемы отрасли. Они постоянно дискутируются на разных площадках отраслевых союзов, на коллегиях Минстроя.
– Вопросы не новые, новое, пожалуй, то, что они были подняты на уровень Президента, – комментирует Тыртышов. – По большинству из них я недавно высказывал нашу коллективную профессиональную точку зрения на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Одна из ключевых проблем – это совершенное отсутствие в отрасли понятия рентабельности государственного контракта. По оценкам эксперта, для исполнителя эта рентабельность варьируется на уровне не более 5%, что явно недостаточно для развития, переоснащения предприятий и, тем более, наращивания темпов строительства.
От дешевых проектов к массовым банкротствам
На прибыльность существенно влияет низкое качество проектной документации. В бюджетном строительстве ценообразование начинает складываться на стадии проектирования и затем утверждается экспертизой.
– Весьма существенный момент, что главным критерием эффективности для экспертизы является снижение стоимости проекта; в то время как следует думать о целесообразности и разумности принятия тех или иных решений, о соотношении цена-качество, – поясняет Юрий Тыртышов. – Вместо этого контролирующим органам интересно только ценовое снижение. Критерием эффективности является то, насколько экспертиза снизила стоимость представленного проекта. Речь идет о цифрах в 200-300 млрд в год, и, конечно же, это приносит сиюминутный эффект. Другой вопрос, за чей счет происходит эта экономия? Если при этом банкротится несколько тысяч предприятий в год, то, наверное, у нас не все здорово в ценообразовании, – считает руководитель ОЦВ.
Кроме «идеологической» зацикленности на дешевизне, в современных госконтрактах отсутствует и чисто утилитарная возможность учитывать актуальный рост цен. Это серьезно бьет по интересам исполнителя. Действующие нормы позволяют до 10% увеличивать стоимость при изменении технологических решений. Однако проблем инфляции и неустойчивости рынка это никак не решает. Эксперт предлагает дополнить госконтракты аналогичным инструментом десятипроцентного увеличения: за счет роста объема работ или за счет роста стоимости материалов.
Еще одна сложность – качество сметного нормирования, которое оставляет желать лучшего. В профессиональной подготовке кадров специализация сметчика отсутствует как таковая. Сметчиками сегодня работают люди с любым базовым строительным образованием, что также негативно сказывается на вопросах ценообразования в строительстве.
Бизнес должен зарабатывать
Гендиректор ОЦВ не разделяет оптимизма по поводу цифровизации строительной отрасли. Это хорошая возможность исправить многие проблемы. Однако, как воспользоваться этим формальным инструментом и чем его наполнить – вопрос государственной воли и государственного подхода.
– Если опять поставить во главу угла ценовое снижение, если целенаправленно добиваться, чтобы предприятия строительной отрасли получали минимальную прибыль, то никакое электронное моделирование не поможет, – уверен Тыртышов. – Общепринятый посыл «бизнес не должен зарабатывать» является ошибочным и приводит к стагнации отрасли. Необходимо четко прописать функции добросовестного государственного заказчика, ввести критерии оценки его деятельности, которых, сегодня не существует. Термин «добросовестный заказчик» используется в законодательстве, однако он весьма размытый и ни к чему не обязывает. На мой взгляд, требуется детализация функций и ответственности государственных заказчиков. Пока всю ответственность за их некомпетентность несет на своих плечах исполнитель контракта (за счет своих убытков, которые, конечно же, сказываются на трудовых коллективах; за счет готовности идти на любые издержки, чтобы выполнить поставленные задачи). Пока не существует понятной и публичной ответственности госзаказчика, в отрасли будет продолжаться хаос. Госконтракты – это улица с двухсторонним движением. В логике нормального развития заказчик должен стремиться всеми средствами помочь исполнителю госконтракта. И эту деловую этику следует закрепить в виде формализованных правил. Чтобы заказчик не вел себя как хозяин государственных денег, как это, увы, происходит сейчас, а качественно и ответственно выполнял функции их распорядителя. Мы забываем о том, что целью контракта является именно конечный результат, – отмечает Юрий Тыртышов.
В части финансового обеспечения контрактов на подрядчика ложится множество затрат, которые не компенсируются. По словам эксперта, это серьезно осложняет работу предприятий и сужает круг потенциальных исполнителей контракта. Один из таких моментов, нашедших отражение в коллективном письме – это «предоставление банковских гарантий». В смете не предусмотрена компенсация по данной статье, хотя это весьма серьезные деньги для любого подрядчика; ни один российский банк бесплатно гарантию не даст. Есть и другие «не учтенные» расходы. Например, компенсация процентных ставок по привлекаемым кредитам; оборудование и материалы, которые требуют стопроцентной предоплаты (заказчик не может предоставить таких денег – эта проблема не решается по умолчанию).
Отдельная история связана с оплатой по государственным контрактам.
– Существует официальный регламент по проведению платежей, – поясняет Юрий Тыртышов. – Однако государственные заказчики в него, как правило, вставляют свои собственные положения. Таким образом, для того, чтобы добраться до законной и справедливой оплаты своего труда, подрядчик вынужден проходить «квест» в виде дополнительных условий. Решением этой проблемы могло бы стать создание системы реализации платежей по принципу единого окна (сдача документации гарантирует своевременное получение денег). Не надо заставлять подрядчика бегать по инстанциям. По большому счету, исполнителю все равно, откуда заказчик возьмет деньги. Почему подрядчик должен заниматься работой с Казначейством, нести издержки в виде времени и дополнительных расходов, при прохождении процедур, проверок, согласований и контроля? Предлагаю вообще исключить подрядчика из системы взаимодействия с Федеральным казначейством, скорректировав процедуру и регламент.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет