Подборка эффективных практик по цифровизации закупок малого объема была презентована на «Международной неделе бизнеса-2023 в Уфе в рамках специальной секции «Вектор закупок – шаг в цифровое будущее».
Участникам дискуссии презентовали один из самых эффективных электронных магазинов страны – электронную торговую систему АТМО (Агрегатор торгов малого объема).
Маркетплейс был разработан в 2019 году по заказу Госкомитета по конкурентной политике Республики Башкортостан и за прошедший период успел доказать свою эффективность. Впоследствии на базе площадки был достроен B2B маркетплейс BASH MARKET для коммерческих закупок. В комплексе складывающаяся экосистема закупок малого объема и коммерческой контрактации оказалась крайне эффективным средством оживления деловой среды.
На сегодняшний день на платформе закупок малого объема (ЗМО) уже работает более 4 тыс. заказчиков и более 13 тыс. поставщиков. После ввода в промышленную эксплуатацию в 2020 году с помощью системы было организовано закупок на общую сумму более 15 млрд рублей. Экономия бюджета республики, при этом, составила более 1 млрд рублей. Программное обеспечение является отечественным.
Олег Гафаров, генеральный директор ООО «Агрегатор торгов малого объема»:
– Электронная система АТМО отмечена Государственным советом Российской Федерации в качестве лучшей региональной закупочной практики. Также на основе нашего решения и детально описанного формата взаимодействия с госорганами аналогичная площадка ЗМО была запущена в Кыргызстане.
Технологический базис системы включает в себя модульную архитектуру, которая позволяет адаптировать электронный магазин под изменения внешней среды и новые вводные нормативной системы; а также разворачивать платформу в других регионах в кратчайшие сроки. Итеративная модель разработки, дает возможность собирать и настраивать систему как конструктор под запросы других региональных заказчиков. Задействован высокоразвитый сервис поддержки «Пользовательский контроль» – механизм обратной связи с пользователями маркетплейса для непрерывной корректировки и улучшения продукта.
– Мы периодически проводим опросы среди поставщиков и заказчиков, собирая предложения по развитию АТМО. Так, благодаря обратной связи появился и реализуется в тестовом режиме модуль закупок по 223-ФЗ и блок коммерческих закупок, – сообщил Гафаров.
Совершенствуется система авторизации, которая позволит работать пользователям маркетплейса с любого устройства. Развивается информационный блок исполнения договоров. В ближайшее время будет реализован полноценный электронный документооборот с заказчиками, который будут инициировать поставщики. Применение этого функционала позволит значительно сократить сроки оплаты по заключенным договорам. Также до конца года появится сервис запроса официальных разъяснений по закупкам в ходе их проведения.
АТМО постоянно развивается, и уже в следующем году в системе должны появиться функции, опережающие время. К ним стоит присмотреться не только другим электронным площадкам, но и госорганам. Это можно взять на вооружение, как направление мысли:
- сервис антидемпинга в закупках;
- новая методика присвоения рейтинга поставщиков;
- рейтинг заказчиков;
- сервис машиночитаемых доверенностей.
Среднее время обработки обращения пользователя АКТМО вне зависимости от срочности составляет не более шести минут. Обучение работе с системой происходит с помощью интерактивных инструкций.
Павел Лисин, главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки», эксперт АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»:
– Как мы видим на примере Агрегатора торгов малого объема Республики Башкортостан, для маркетплейсов, особенно на этапе развития, принципиально важно получать обратную связь. Мы, работая в рамках ежегодного Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» с огромным количеством субъектов РФ, всегда с удовольствием выделяем опыт Башкортостана в части создания инфраструктуры ЗМО и поддержки местного бизнеса. Подчеркну, что для поставщиков такие площадки – это не просто шанс получить контракт малого объема, но и способ прорекламировать свою продукцию. Ведь коммерческие и корпоративные заказчики, работающие по 223-ФЗ и по собственным правилам, банки и торговые сети, – они тоже смотрят в эти системы, изучают их. К ним приходит понимание, что сервисы ЗМО – это очень качественные источники информации о контрагентах. Самое главное, что большая часть этой информации является выверенной и достоверной. С помощью этих систем, в том числе, реализован механизм публичных оферт. Это не просто какие-то рандомные рекламные объявления в интернете, а отработанные на заказчиках предложения.
Еще один значительный плюс электронных магазинов, по словам Павла Лисина, заключается в косвенных механизмах поддержки местного регионального бизнеса. С точки зрения действующего федерального законодательства (44-ФЗ и 223-ФЗ) такая поддержка в прямом виде невозможна, поскольку создает препятствия для конкуренции. Выбор местного поставщика в ущерб поставщикам из внешних субъектов недопустим. Однако закупки с акцентом на локальное происхождение продукции становится общепринятой практикой. К ним в обязательном порядке обеспечивается равный доступ всех желающих. Однако у местного бизнеса появляются естественные преимущества, не нарушающие законодательство.
– У нас единое экономическое пространство, и все поставщики обладают равными правами, – пояснил Лисин. – Поэтому местные уполномоченные органы государственного заказа стараются стимулировать закупки продукции, произведенной на территории субъекта. Участвовать в таких процедурах может кто угодно. Однако на стороне местного поставщика фактор логистики, возможность поставлять продукцию мелкими партиями… Таким образом, у локальных производителей появляются преференции без нарушения законодательства. Это существенный момент для развития бизнеса.
Важный вопрос – рамочные правила для маркетплейсов в России.
Электронные магазины создаются по всей стране, в десятках регионов; над формированием собственных сервисов ЗМО работают электронные торговые площадки и отдельно взятые корпорации. У магазинов может быть ярко выраженная отраслевая специфика, фокус на разной клиентской базе, множество дополнительных сервисов. Нужно ли все это систематизировать и привести к общему знаменателю? – Мы ориентируемся на федеральное закупочное законодательство, на рекомендации Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, – поясняет Олег Гафаров.
Александр Лыбанев, генеральный директор ООО «Закупщик.ру»:
– Через год после начала эксплуатации АТМО в госкомитет республики и в техническую поддержку системы начали поступать обращения от пользователей с просьбой создать удобную платформу для взаимодействия поставщиков системы между собой. Правительством республики была инициирована работа по поиску подходящего информационно-технологического решения, которым стал региональный B2B маркетплейс BASH MARKET. Для поставщиков в коммерческих закупках реализован функционал простой регистрации без ЭЦП.
Внимания заслуживает то, как технически реализована интеграция между электронным магазином ЗМО и B2B маркетплейсом. Пул верифицированных поставщиков, который находится внутри АТМО может бесшовно переходить к использованию всех инструментов B2B маркетплейса. Например, таких как электронная витрина товаров, персональный менеджмент для помощи и поддержки, реклама продукции, данные и аналитика (выкладка информации для анализа поведения покупателей и оптимизации стратегии продаж).
Для заказчиков BASH MARKET предоставляет форму быстрой регистрации через ИНН, большой каталог проверенных поставщиков и фильтры по условиям сделки, доступ к базе поставщиков, соответствующих региональному стандарту «Продукт Башкортостана».
Опыт Башкортостана в организации сервисов ЗМО масштабируется и на другие государства ЕАЭС. Республика Кыргызстан делает первые шаги по применению этих механизмов, ориентируясь на Уфу.
– Это очень яркий показатель, учитывая тот факт, что интеграционные процессы в рамках ЕАЭС проходят медленно, – подчеркнул Павел Лисин. – Например, несколько лет готовилась нормативная платформа для взаимного признания электронных подписей и независимых гарантий. И то, что Кыргызстан начал использовать закупочную практику одного из субъектов РФ, – это лучше всякой рекламы свидетельствует о востребованности сервисов ЗМО для любой современной экономики. Это еще одна точка соприкосновения интересов государств Евразийского экономического союза, дополнительная возможность для интеграции, которую мы призываем использовать.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет