Уважаемые читатели! Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.
Вопрос
«В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрещено в описание объекта закупки включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар. Есть исключения. Так, например, можно указывать товарный знак и все вышеперечисленное в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки.
Расскажите, пожалуйста, кто определяет: совместимы товары или не совместимы».
Ответ эксперта Академии Контрактных Отношений
Действительно, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено:
«1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком».
Поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит информации о принципах определения совместимости/не совместимости поставляемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, необходимо обратиться к практике Федеральной антимонопольной службы и органов суда.
Так, Решение Верховного Суда РФ от 16.08.2021 N АКПИ21-444; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.09.2023 N Ф09-5698/23 по делу N А07-22877/2022; решение Курганского УФАС России от 10.10.2022 по делу N 045/06/48-187/2022; решение Тамбовского УФАС России от 12.05.2022 по делу N 068/06/49-257/2022 подтверждают, что совместимость расходных материалов с техникой госзаказчика способен определить только ее изготовитель.
Рекомендуем вам при подготовке описания объекта закупки указывать на необходимость совместимости расходных материалов с имеющейся у вас техникой или оборудованием. А также запрашивать информацию о такой совместимости непосредственно у производителя. Поскольку поставка несовместимых товаров, может повлечь за собой такие последствия как некорректная эксплуатация, поломка имеющегося оборудования, либо невозможность использования поставленных расходных материалов. Что в свою очередь, может быть расценено контролерами как неэффективное использование бюджетных средств.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет