Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Трансграничная электронная торговля – реформа в пользу национального интереса

Трансграничная электронная торговля – реформа в пользу национального интереса
Теги: #Маркетплейсы

США, ЕС и особенно КНР активно пользуются маркетплейсами для товарного давления на внешние рынки. Для этого принимаются соответствующие стратегии. Российская Федерация до последнего момента выступала на этой поляне только в роли пассивного донора, у которого вообще нет правил. Впервые такие правила пытаются принять.

В августе 2024 года РФ ратифицировала изменения протокол об изменениях в Таможенном кодексе ЕАЭС, приняв соответствующий федеральный закон. Ключевое новшество – это появление новой категории «товары электронной торговли». В связи с изменением наднационального регулирования у России появились дополнительные обязательства.

Минфином предложена концепция адаптации российского законодательства к исполнению регулирования в ЕАЭС. Это достаточно директивный и бесповоротный документ. Правительство прозрачно намекает, что основные решения уже приняты. Обсуждению подлежат лишь сроки их применения и сила завинчивания гаек, а не сами гайки, которых раньше не было.

Товары электронной торговли выделят в отдельную категорию? Исторически эта категория относилась к товарам для личного пользования, и к ним применялся упрощенный порядок таможенного контроля, не применялись меры технического регулирования, действовал порог беспошлинного ввоза. Однако по мере развития механизмов и объемов электронная торговля выползла за рамки бытовых потребностей физлиц и доросла до полномасштабной торговой отрасли на базе агрегаторов с огромной капитализацией.

Для наднационального уровня предлагается установить порог беспошлинного ввоза товаров и ставки пошлины на ввоз. Для национального уровня Минфин РФ предлагает установить единую ставку таможенной пошлины в 5% при превышении порога в 200 евро. При этом, взимать эту пошлину с полной стоимости товара, а не с превышения (как это делается сейчас). Также Минфин РФ считает, что ставки сборов и вывозных пошлин в отношении товаров электронной торговли должны устанавливаться специальными постановлениями Правительства РФ.

Алексей Сазанов, Директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ:

– По НДС мы предлагаем не устанавливать никаких предельных порогов… То есть, прямо с нуля в отношении товаров электронной торговли взимать НДС. Администратором этого процесса может стать Федеральная налоговая служба. А систему взимания налога выстроить таким образом, чтобы электронные площадки, реализующие товары электронной торговли, (либо, если это сайты продавцов, то сами продавцы) вставали на налоговый учет в личном кабинете налогоплательщика. И в общем порядке уплачивали НДС со всех продаж товаров электронной торговли российским покупателям. <…> Наша позиция такая: все товары должны быть равны. Если вы идете в российский канцелярский магазин и покупаете ручку, то вы платите с нее НДС. Почему в электронной торговле для тех же самых товаров конечного потребления должно существовать исключение для какой-то категории товаров, с которых не платится НДС?

Во-первых, поставки в Россию из стран ЕАЭС облагаются НДС в общеустановленном порядке с 1 июля 2024 года.

Во-вторых, крупный ритейл, который импортирует товары для торговли на территории РФ, также платит НДС по общепринятым ставкам.

Почему поставки через интернет-магазины из третьих стран должны осуществляться в каком-то привилегированном режиме?

С 2020 года российские локальные маркетплейсы бытовой торговли (е-commerce) совершили огромный качественный рывок, резко нарастив ассортимент торгуемой продукции, всевозможные клиентские сервисы и логистическую инфраструктуру. Оборот трансграничной торговли установился на более и менее стабильном уровне 400 млрд рублей в год на протяжение последних трех лет. По всей вероятности, таков объективный объем платежеспособного спроса российского потребительского рынка. Данные верифицированы исследованиями различных государственных и окологосударственных институтов.

Естественно, в ответ на идеи Минфина со стороны самих маркетплейсов, звучит разгромная критика. О том, что регулирование трансграничной розничной торговли приведет к демотивации и развалу этой отрасли. Угрожают сжатием рынка и отказом площадок от поддержки логистической инфраструктуры.  

Утверждают, будто трансграничная торговля составляет всего лишь 1% от общего рынка импорта и не имеет тенденций к росту. А еще е-commerce позволяет удовлетворить инклюзивные пожелания потребителя: «хочу трусы со стразами и usb-портом». Капризный потребитель не станет их заказывать и ждать три недели, если вдруг Минфин возьмет с них дань в виде НДС в пользу государственной казны.

На самом деле, вся интрига вовсе не в количественной доле импорта, и не в инклюзивных трусах, а в реальной и потенциальной конкуренции с российскими производителям и поставщиками, аналогичных товаров.

Зарубежные бренды через сегмент электронной торговли эксплуатируют платежеспособный спрос граждан РФ и ничуть не благодарны за это российскому бюджету. Мотивация потребителя это действительно очень узкая щель, которая измеряется считанными процентами. Но этот 1% означает активный интерес покупателя к продукции широкого потребления. В эту единицу вмещается большой мультипликативный эффект – если разложить его по производственной цепочке.

Одним из наиболее пострадавших сегментов со стороны российского производственного бизнеса являются, к примеру, отечественные производители обуви и одежды. Крайне сложно выдерживать качественную и ценовую конкуренцию в условиях, когда прямо под боком процветает беспошлинная онлайн-торговля. А также лоточная торговля колхозных алиэкпрессов из хорошо известных республик бывшего СССР, где оплаты, как правило, осуществляются переводом по номеру телефона.

Александр Калинин, президент ОПОРЫ РОССИИ:

– Российские производители обеспокоены тем, что завоз продукции по трансграничным электронным каналам растет. Нужно защищать внутреннего производителя. Уверены, что роль трансграничной электронной торговли будет только расти, и оборот будет составлять не 400 млрд. рублей, а гораздо больше. С другой стороны многие предприниматели на не регулярной основе закупают в РФ импортные запчасти и микроэлектронику. Необходимо соблюсти баланс и учесть мнение всех участников технологической цепочки. Введение единой таможенной пошлины выглядит понятным и целесообразным, однако мы считаем, что НДС вводить не нужно. Это перебор. Административные издержки маркетплейсов вырастут, что приведет к скачку потребительских цен на 30%, а некоторые товары исчезнут с полки маркетплейсов. Повезут больше по фиктивному транзиту. Эту проблему нужно решать параллельно в увязке с пошлинами. Потери от фиктивного транзита уже составляют более 100 млрд рублей в год. Там уже целый рынок сложился. И для нас, для малого бизнеса, это большая проблема. Завез из стран-партенров, подтвердил, и привет: эти товары приехали к нам на полку по заниженной цене. Эту проблему тоже надо учитывать в нормах трансграничной торговли.

Владимир Ивин, замруководителя Федеральной таможенной службы:

– Суррогатная онлайн-торговля выглядит более привлекательной, и это несправедливо с точки ведения бизнеса для тех, кто обеспечивает законный ввоз товаров. Регулирование электронной торговли вводится, чтобы выровнять условиях хозяйствования на рынке. После того, как будут приняты все изменения, будет утверждена Декларация информационной торговли с требованиями по составу информации. Экспресс-перевозчикам, которые работают в Китае и других странах придется провести работу: чтобы площадка обеспечила заблаговременное предоставление обязательных сведений, и чтобы набор этих сведений формировался непосредственно в момент покупки (ИНН, коды товарной номенклатуры и ТН ВЭД). Уже сейчас площадкам нужно озадачиться этими вопросами. Считаем, что адаптация и донастройка не будет сложной. Будущая декларация будет основана на модели тех реестров и базовых принципов, которые сейчас уже употребляются в рамках приказов 279 и 60. Ничего кардинально нового не будет.

Дмитрий Сатин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы:

– Международный опыт в сфере регулирования трансграничной торговли подсказывает нам, что такие поставки облагаются НДС по стране потребления. Это и опыт государств- членов ЕАЭС, и других экономик мира. Принцип – создать равные условия внутри страны. Еще один аспект – это возможность администрирования. Источником информации по исчислению и уплате налогов – является сам маркетплейс. Поэтому любая система администрирования данных по товарам, связанным с электронной торговлей, безусловно должна отталкиваться от маркетплейса.

Автор: Андрей Троянский

28 октября 2024, 21:47
491
Теги: #Маркетплейсы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.