Site icon Цифровые Закупки

Судовой комплект – инновационная «начинка», которая спасет судостроение

Судовое комплектующее оборудование (СКО) вносит основной вклад в стоимость судов и играет решающую роль в стратегии развития российского судостроения. Опираясь на СКО, как на отдельную категорию Министерство промышленности и торговли реализует свою политику.  

С 2021 года в судостроении применяется балльная система для оценки локализации, внедренная Минпромторгом. Это достаточно гибкий механизм, который умеет быть более и менее жестким в разных случаях. Для судостроения, как и для других отраслей национальной промышленности, характерно последовательное повышение балльной планки в течение нескольких лет. Чтобы достигнуть требуемого государством уровня производителю приходится применять все большее количество отечественных комплектующих и технологических операций.

Статистика развития балльной системы по годам в разрезе различных типов судов показывает, как государство пользуется этим инструментом, нагнетая градус локализации.

В 2023 году требования по баллам по всем типам судов увеличились на 20%. С 21 июня 2025 года увеличатся еще на 20%. А это значит, потребность в отечественном судовом комплектующем оборудовании из специального реестра Минпромторга будет нарастать пропорционально повышению планки балльной системы. Это очень важный результат очень серьезной государственной работы, проделанной за последние несколько лет.

Основным механизмом регулирования требований к локализации при строительстве судов является Постановление Правительства РФ №719. Вокруг этого документа сформировалась целая сеть взаимосвязанных мер, которые стимулируют промышленность. Это предоставление различных субсидий на строительство судов, развитие проектной деятельности.

При закупках судов и морской техники по ФЗ-44 и ФЗ-223 доступна широкая линейка господдержки в виде субсидий на различные виды судов, утилизационный грант, компенсация процентов по кредиту и лизингу… При этом везде основным критерием является строительство судна в соответствии с ПП №719. С недавних пор в арсенале Минпромторга появилась новая мера поддержки – это «реализация комплексных проектов по критическим видам судового комплектующего оборудования» (СКО). Здесь действует два критерия: выход в серийное производство и сбыт, и выписка из реестра Минпромторга на разработанное СКО.

Весьма интересно выглядят данные прогнозируемого спроса, которые закладывает Министерство опираясь на свои источники и на опросы отрасли, которые по заданию Минпромторга провел Крыловский государственный научный центр – один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения (см. изображение в начале статьи).

В этом прогнозном плане РФ должна построить с нуля 1600 судов до 2035 года. Из них в процессе строительства (по данным на 2024 год) находятся 310, а в реестр судового оборудования и материалов внесено уже 1400 позиций. Как видно, удалось запустить очень масштабный процесс. Его реализации может многое помешать, но сам факт работоспособности применяемой Минпромторгом системы уже налицо. И средняя цифра локализации по всем российским судам к 2035 году в 40-45% вполне достижима.

На сегодняшний день эталонным примером успеха импортозамещающего подхода в судостроении является проект сухогруза RSD59.

В правительстве рекомендуют следовать дорожной карте локализации, которая поможет, набирая баллы, получать максимум господдержки при строительстве судна. Идеальный расклад, когда требования локализации учитываются со стадии проектирования, и строитель судна заранее знает, чем набрать баллы. Далее эти планы через закупки воплощаются в объект строительства, подрядчик собирает подтверждающие документы, и приближаясь к окончанию строительства, – подает комплект документов в ТПП РФ.

С тем, чтобы в момент сдачи объекта иметь высокую уверенность включения в реестр отечественной продукции.  Почему сдача судна должна совпадать по времени с получением заключения? – Потому что сегодня на рынке во многих  судостроительных контрактах предъявляется требование по предоставлению выписки и Реестра на построенное судно до подписания акта приемки-передачи. Похожие условия приемки действуют в программах льготного лизинга (дается 90-120 дней на подтверждение из реестра после подписания акта).

Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО ЦНИИ «Курс», начальник центра импортозамещения и локализации судового оборудования.

– Мы уже видим положительные результаты очень масштабной меры поддержки – это постановление 1872 (об импортозамещении критических позиций судового комплектующего оборудования). В рамках этого инструмента уже реализуется 59 проектов. В этом году завершается бюджетный период и со следующего года разработчики переходят на этап запуска в серийное производство и на этап продаж. То есть, в ближайшие два года они будут активно выходить на рынок. Напомню, что основное обязательство реализации данной субсидии – это подтверждение определенного уровня продаж по окончании комплексного проекта. Поэтому если производители не продадут оборудование – им придется вернуть субсидию со штрафом. Для них обратной дороги нет. Что касается конкурентоспособности созданного оборудования, то, по логике, оно должно быть более дешевым, чем если бы его разрабатывали за счет собственных инвестиций или кредитных средств. Ведь субсидия компенсирует большую часть затрат на разработку, внедрение и даже на лизинг и аренду средств производства (станков и оборудования). Ожидаем, что эта мера существенно снизит накладные расходы и позволит создавать именно кокурентоспособное оборудование.

По словам эксперта, мера поддержки продолжает пользоваться спросом со стороны промышленности. По 39 позициям критически востребованного СКО проведен очередной этап конкурсов на получение поддержки.

В министерстве подчеркивают что цифры 59 и 39 (число критически важных проектов импортозамещаемого СКО) – это позиции о которых заявила сама судостроительная промышленность. Реальный список востребованной номенклатуры СКО гораздо шире. Поэтому госпрограмма не ограничена, и правительство готово выделять дополнительные средства. Другой вопрос, что пока не все компании готовы нести инвестиционные и сбытовые риски при вхождении в программу. Тем не менее, позиция государства «покажи серийность» выглядит вполне рациональной, а самое главное – она практически исключает коррупционный фактор и напрасную растрату ресурсов на заведомо негодный  объект. Достаточно широко распространенные грабли в отечественной промышленности прежних лет: когда немалые деньги выделялись под никому не нужные на рынке проекты.

– С одной стороны Минпромторг фокусирует усилия на самых уязвимых видах оборудования,  а с другой, мы понимаем, насколько трудно конкурировать с китайскими аналогами. КНР держит весь мировой рынок за счет высокосерийности и мощного финансового ресурса, который выливается в широкие меры поддержки и сервиса.

В связи с  этим правительство готовит еще одну меру поддержки, у которой уже есть аналог в других отраслях. Это субсидирование спроса – предоставление скидки покупателю в размере до 20%. Фиксироваться эта скидка будет таким образом, что при продаже в договоре поставки будет указываться две цены: 1) та, по которой хотел бы продать производитель, 2) цена за минусом субсидии, которая придет покупателю. Полученная разница, при предъявлении в Минпромторг, будет компенсироваться  поставщику в виде субсидии.

– Мы системно занимаемся сбором информации о производственных возможностях судостроительных предприятий по различным видам оборудования. Благодаря этому был создан портал центра Судового комплектующего оборудования, который содержит огромный объем информации о выпускаемых видах СКО и производственных возможностях предприятий. При планировании, чем набрать баллы при строительстве судов, производитель может пользоваться нашим ресурсом.

По словам эксперта, при поиске номенклатурных позиций СКО, можно воспользоваться специальным фильтром (выставив галочку соответствия ПП №719. Аналогичный поиск в ГИСП осуществить гораздо сложнее. Поскольку система пока не позволяет искать с достаточной глубиной детализации (на что жалуются очень многие заказчики и поставщики). ГИСП требует серьезной доработки именно в части отраслевых фильтров.

Центром импортозамещения и локализации судового оборудования сфомирован реестр СКО за которое начисляются баллы по 719 постановлению.

Минпромторг России рекомендует использовать Центр СКО как информационный ресурс, который больше всех знает об имеющихся разработках и перспективных разработках.


Действующие меры поддержки для производителей судового комплектующего оборудования:

Exit mobile version