Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Страну измерят «индустриальным аршином» и загонят на «биржу промышленных мощностей»

Чем грозит стратегия цифровой трансформации промышленности от Правительства РФ?
Страну измерят «индустриальным аршином» и загонят на «биржу промышленных мощностей»
Теги: #Промышленность #Стандартизация #Цифровизация

На днях Правительство России утвердило стратегию цифровой трансформации промышленности на период до 2030 года.

– Страны, которые смогут раньше других провести цифровизацию промышленности, станут технологическими лидерами, – отметил Михаил Мишустин на оперативном совещании с заместителями. Отвечать за реализацию стратегии будет Минпромторг совместно с Миноэкономразвития, Минцифры, Минфином, Минтруда, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Приступить к реализации планируют уже в 2022 году.

Работа будет вестись по четырем направлениям, упакованным в экосистемные проекты: «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Продукция будущего» и «Новая модель занятости». Цифровой индустриальный переход обещают обеспечить суверенными программными решениями от российских IT-разработчиков. Ради этого, по словам премьера, будет в четыре раза увеличена финансовая поддержка отечественных проектов со стороны государства. Акцент будет сделан на технологиях интернет-вещей, искусственного интеллекта, робототехники, сенсорики, виртуальной и дополненной реальности.

1.Проект «Умное производство» нацелен на борьбу с низкой производительностью труда, высокой долей брака, длительным процессом вывода продукции на рынок, высокими транзакционными издержками и неэффективным использованием производственных мощностей, что в конечном итоге сказывается на высокой себестоимости продукции.

Согласно целевым показателям, к 2024 году время вынужденного простоя производственных мощностей должно быть сокращено на 45%, а сроки окупаемости инвестиций в предприятия обрабатывающих отраслей промышленности к тому же сроку снизятся на 30%. Таких улучшений предполагается достичь за счет повышения эффективности использования основных фондов предприятий, сырья и материалов.

Предполагается создать что-то вроде копилки пакетных решений, из которой каждый выберет подходящий сценарий оптимизации (например – программы предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей).

Проект предполагает дальнейшее развитие государственной информационной системы промышленности (ГИСП), созданной Минпромторгом – на ее базе планируется создать биржу мощностей предприятий, а также реализовать систему цифровых паспортов предприятий на основе автоматизированного сбора первичных сведений – взамен традиционной отраслевой статистики.

Имея под рукой биржу промышленных мощностей, заказчики и поставщики смогут проектировать  длинные индустриальные и сбытовые циклы, включая в них смежников, научные стартапы и малый бизнес. Наконец-то появится возможность запускать в серийное производство наукоемкие продукты, ориентируясь на гарантированный спрос. До настоящего времени отсутствие гарантированного спроса остается главным тормозом технологического развития России.

После отказа от государственного планирования страна лишилась возможности создавать продукцию с заданными техническими характеристиками. Промышленность не знает, что конкретно нужно потенциальному заказчику – госкорпорациям и государству. Даже условно догадываясь о наличии такого запроса, предприятия не решаются запускать изделие в серию. Ведь перестройка конвейера занимает от года до двух, требует инвестиций в основные фонды. Оплатить новый производственный проект промышленность может либо из собственных оборотных средств (как в средние века), либо за счет банковского кредита (которого в России не существует, а если есть, то под суицидальные проценты под залог имущества предприятия). Подход «от обратного», то есть от гарантированного спроса корпораций, – должен оздоровить обстановку на внутреннем рынке. Но есть одно «но»: государство должно зайти на эту биржу производственных мощностей вместо коммерческих банков со своими инвестиционными структурами (ВЭБом, Фондом развития промышленности, опорными банками госкорпораций, и/или деньгами нацпроектов под казначейским сопровождением).

  1. Проект «Новая модель занятости» призван сформировать модель трудоустройства в промышленности. Создание биржи компетенций должно увеличить удельный вес интеллектуального труда в производственном процессе и эффективность использования человеческого капитала в промышленности. Высококвалифицированные сотрудники должны будут получать заказы при помощи специализированных маркетплейсов – доля таких пользователей за два года должна достичь 30%, а общее количество «цифровых» рабочих мест в промышленности увеличится на 23%.
  2. Проект «Продукция будущего» будет способствовать переходу к кастомизированной промышленной продукции под задачи клиента. Доля высокотехнологичной продукции, предоставляемой по сервисной модели (товар как услуга) к 2024 году должна достигнуть 5,7%; на 25% должны сократиться затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции за счет перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию» и использования технологии предиктивной аналитики.
  3. В рамках проекта «Цифровой инжиниринг» предполагается создать национальную систему стандартизации и сертификации, базирующуюся на технологиях виртуальных испытаний. В частности, речь идет о внедрении отечественных систем автоматизированного проектирования (CAD/CAE/CAM) и управления жизненным циклом изделий (PDM/PLM). Последние должны обеспечить сокращение сроков вывода высокотехнологичной продукции на рынок на 50% к 2024 году. Проект также предусматривает создание универсальных маркетплейсов для полного цикла создания и реализации продукта (принцип «от идеи до рынка») и повышение доли предприятий, использующих технологии «цифровых двойников».

Ложка дегтя в стандартном хаосе

На последнем пункте остановимся подробнее, поскольку он является непременным условием успеха. Увы, без централизованной и обязательной к исполнению даже под страхом уголовного наказания системы национальных стандартов и сертификации – вся история цифрового перехода превращается в бесполезный набор гламурных картинок и красивых терминов. Факт в том, что сегодня системы промышленных стандартов (то есть, системы управления требованиями) в Российской Федерации не существует. Стандарты и сертификаты являются добровольным занятием для российских заказчиков и поставщиков.

Все просто: если ты не управляешь требованиями к своей промышленности, значит ими управляет кто-то другой. У государства нет рычагов влияния на качество производимой продукции, нет системы идентификации ее российского происхождения, нет правовых оснований для присвоения наукоемкого содержания этой продукции.

Пока, что совершенно непонятно – как именно будет выглядеть национальная система стандартизации и сертификации, о которой заявлено в четвертом пункте. Слово «национальная» вселяет слабую надежду, что предполагаемая система управления требованиями будет государственной и до определенной степени централизованной. Однако есть резонные основания полагать, что эта система будет (как сегодня принято говорить) инклюзивной – то есть удобной для корпораций и госмонополий. Т.е. стандарты станут обязательными только для тех, кто согласится им соответствовать, а корпоративный менеджмент оставит за собой эксклюзивную возможность их редактировать.  Как говорится, кто платит, тот заказывает музыку и правила игры. Это лучше, чем ничего, и предпочтительнее, чем рыночный хаос, однако до настоящего технологического суверенитета России при таком раскладе еще безнадежно далеко. Сюда же упирается и проблема урегулирования правовых аспектов применения новых технологий.

Корпоративные экосистемы уже завоевывают Россию

Пока государство запрягает, корпорации уже вовсю работают над созданием цифровых промышленных экосистем. Нельзя не заметить, что аппетит к процессу есть и у наших зарубежных партнеров.

Проект создания единой мультисервисной цифровой промышленной платформы, адресованной широкому кругу отечественных предприятий и организаций, есть у Росатома. Вендором выступает  компания «Цифрум» (ЧУ «Цифрум» предприятие Росатома). В формате SCADA-системы (т.е. системы, предназначенной для мониторинга и диспетчерского контроля большого числа удаленных объектов (от одного до нескольких тысяч)) используется в проекте «Цифровой водоканал». Система действует на принципах открытости, максимально продумана возможность интеграции решений разных разработчиков и выбор разных программных интерфейсов. Характерно, что интерес к цифровой экосистеме Росатома проявляют не только предприятия промышленности, но и  субъекты федерации. Так,  Калужская область создает в этой экосистеме Инновационный научно-технологический центр в Обнинске. К этой площадке будет подключен кластер дочерних предприятий Росатома для работы в области ядерных исследований, ядерной медицины и фармацевтики, аддитивных технологий, новых материалов, лазерных технологий, микроэлектроники и пр. Проект реализуется на базе совместной лаборатории «Цифрум» и Обнинского института атомной энергетики ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Телеком с индустриальным пакетом

Свою лепту в создание цифровых двойников желают внести и телеком-операторы. В качестве мотивации  выступает высокий спрос на выделенные технологические сети со стороны различных отраслей и, в частности, добывающего и энергетического секторов.  В октябре о планах стратегического партнерства в этой отрасли заявили МТС и Ericsson (совместное развитие Индустрии 4.0 на базе инфраструктуры передовых технологических сетей LTE/5G для российских предприятий из разных отраслей). Сообщается, что Ericsson обладает портфелем продуктов и решений для строительства технологических сетей LTE/5G в любых частотных диапазонах, а также глобальной экспертизой их развертывания в различных отраслях. В МТС отметили, что намерены предоставить российским заказчикам комплексные, полностью готовые к эксплуатации решения под различные технологические задачи в наиболее востребованных отраслях — горнорудной, металлургической, ТЭК, нефтехимии, энергетике, машиностроении, транспортной логистике. Среди наиболее востребованных сценариев — удаленное управление транспортом и оборудованием, мониторинг работы предприятия, автоматизация производства и создание «цифрового двойника». Выделенная технологическая беспроводная сеть (Dedicated network) предназначена для автоматизации критически важных производственных и технологических процессов, интегрирует различные элементы производства (беспроводные датчики и устройства, IIoT-решения, исполнительные механизмы) с IТ-инфраструктурой предприятия в единую закрытую экосистему.

Автор: Андрей Троянский

12 ноября 2021, 16:11
340
Теги: #Промышленность #Стандартизация #Цифровизация
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.