Москва – крупнейший заказчик страны и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. С нормативно-правовой точки зрения закупок – это своеобразное государство в государстве, где правила контрактации регулируются отдельными правовыми актами города.
Иван Щербаков, Руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:
– Мы работаем исключительно по типовой документации. В распоряжении заказчиков и поставщиков Москвы своеобразный конструктор документов, в который входят готовые блоки: проекты договоров, типовые условия извещения, всей документации, необходимой для размещения закупки. Формирование нужной подборки документов осуществляется в несколько кликов: путем проставления галочек по набору необходимых полей.
Существенным фактором автоматизации закупок Москвы является набор утвержденных ценовых показателей по ряду стандартных закупок, которые повторяются циклически из года в год. Для такой номенклатуры товаров, работ и услуг формирование начальной максимальной цены (НМЦК) определяется на основании параметров, утвержденных Департаментом экономического развития столицы.
Любая закупочная процедура Москвы проходит стандартные этапы контроля. Закупки до 3 млн проверяются силами Департамента по конкурентной политике; свыше этой суммы – передаются на контроль аппарата межведомственной рабочей группы, который оценивает целесообразность такой закупки и наличие ресурсов для ее проведения. В состав этой группы входят представители Главного контрольного управления, департаментов: по конкурентной политике, экономической политики и развития, финансов.
Закупки объемом от 30 млн в обязательном порядке проходят экспертизу цены. Заказчик определяет НМЦК, но если она не утверждена ранее постановлением Правительства Москвы, – то ее проверяет специально созданное ГБУ, и только после его одобрения закупка может быть опубликована. Все закупки по начальной цене от 59 млн публикуются исключительно Департаментом по конкурентной политике Москвы. Заказчик передает ведомству заранее сформированную документацию с проверенной ценой, а далее все процедуры осуществляются Департаментом.
Описанный порядок приносит безусловные положительные эффекты. Резко сократилось количество жалоб и повысилось качество конкурентной среды. – У нас нет ни одной обоснованной жалобы на утвержденные типовые комплекты, – сообщил Иван Щербаков в ходе питерского Форума контрактных отношений.
Те немногочисленные жалобы, которые признаны обоснованными, в основном – на работу комиссии, и преимущественно они касаются небольших закупок, где заказчик допустил какую-то неточность. Об этом говорит статистика по уровням размещения заказа.
Об экономической эффективности столичной системы стандартизации закупок, по словам Щербакова, косвенно свидетельствует следующий показатель:
– У нас экономия на торгах даже чуть-меньше, чем на стадии планирования. Поскольку излишки, заложенные в начальную цену, срезаются на стадии экспертизы. Это особенно заметно при проведении строительных экспертиз.
Офсетные контракты – развитие практики
Витриной экономической эффективности Москвы являются офсетные контракты (долгосрочные контракты с гарантированным спросом в обмен на встречные инвестиционные обязательства). У города самый богатый и разнообразный опыт их внедрения. Их число перевалило за первый десяток. И в отличие от других субъектов РФ Москва уже начала выходить за пределы медицинской отрасли, заключая офсетные контракты в сфере продовольственного снабжения. Также рассматривается возможность поставок коммунальной техники в этом формате. С инструментом офсетной контрактации связаны большие надежды и планы правительства страны.
На текущий момент городом заключено 13 контрактов. По пяти из них уже идет фактическая поставка. Общий объем инвестиций в производственную инфраструктуру по ним составил более 22 млрд рублей. А закупки, централизованные таким образом, составили более 100 млрд рублей.
ЗМО – межрегиональная интеграция и укрупнение сервисов
Настоящим экономическим достижением Москвы является цифровая платформа контрактации с сервисом закупок малого объема (ЗМО). Электронный магазин «Портал поставщиков Москвы» вырос далеко за пределы столичного региона: в экосистему входит уже более 40 регионов. Они заключили с маркетплейсом соответствующие соглашения. Услуги портала предоставляются полностью бесплатно. За десять лет его работы фиксируется четырехкратный рост числа поставщиков и двадцатикратный рост заказчиков. В пять раз увеличился объем закупок; причем более половины (порядка 100 млрд рублей) в нем уже составляют закупки других регионов, которые используют сервис в своей жизни.
Межрегиональная интеграция и укрупнение электронных сервисов ЗМО разных субъектов РФ является достаточно интересным явлением. Известным фактом является интеграция магазинов Москвы и Подмосковья, с недавних пор интенсивно развиваются аналогичные процессы с Петербургом. Поставщики из северной столицы ежегодно заключают на портале контракты объемом 1 – 1,5 млрд рублей; примечательно, что только 60% от этой суммы – с заказчиками города Москвы. Это значит, что они используют портал для работы по всей стране.
Москва предложила сделать для них «бесшовный» переход: чтобы ценовые предложения можно было делать, не переходя из одного магазина в другой (из личного кабинета пользователя).
Собственный КТРУ – опережая государство
У Москвы есть передовой цифровой продукт собственный каталог товаров работ и услуг (который развивает и уточняет федеральный КТРУ ЕИС). На текущий момент он содержит порядка 153 тысяч позиций. Его наполнение и разработка заняли достаточно длительное время, поэтому Москва приглашает другие регионы пользоваться этим продуктом, объединяя усилия.
Законопроекты Москвы
Город активно участвует в законотворческой работе над совершенствованием федерального закупочного законодательства: 44-ФЗ и 223-ФЗ.
1.В частности Москвой внесено предложение по внедрению совместных офсетных контрактов в рамках одного субъекта. Сейчас законодательство позволяет заключать совместные офсеты между несколькими регионами, но запрещает в составе одного.
– Это очень актуально при контрактации на средства обязательного медицинского страхования, – пояснил Иван Щербаков.
По его словам, удалось добиться понимания от Минфина по данному законопроекту.
2.Второе законотворческое предложение Москвы касается проверки контрагентов в рамках государственного заказа. Распространенной проблемой является предоставление недостоверных сведений в рамках заявок. Это поддельные контракты, которые очень трудно проверять. Контракты по 223-ФЗ и 44-ФЗ хотя бы поддаются мониторингу через систему, которую администрирует Федеральное казначейство. – Но в рамках постановления 26.04 при проведении конкурсов разрешено представлять и гражданско-правовые договора между хозяйствующими субъектами. Их проверка является затруднительной. Ее приходится проводить путем запросов, изучения финансовой отчетности. Когда мы подобные нарушения выявляем, то было бы целесообразно такие организации включать в РНП по той же самой процедуре, как это делает ФАС России. Понимаем, что для этого потребуется вносить изменения в документы ЕАЭС. Одним из приложений союза предусмотрен закрытый перечень включения в РНП, однако в нем отсутствует такой критерий – как при отклонении заявки, которая содержала заранее недостоверные сведения.
Москва обратилась в Минэкономразвития РФ и ФАС России с просьбой допустить создание такого инструмента и предоставить соответствующие полномочия антимонопольной службе.
3.Увеличение лимитов по однотипным ЗМО.
– Уже не первый год мы предлагаем Министерству финансов увеличить лимиты контрактов, которые могли заключаться в электронных магазинах. При этом мы подчеркиваем, что не нужно увеличивать допустимые общие объемы ЗМО, – они могут оставаться прежними. Следует увеличить только объем единой закупки, – поясняет Щербаков. – Сейчас можно сделать пять закупок одного и того же по 600 тыс. рублей. Это разрешено законом при условии не превышения общего лимита. Зачем заставлять заказчиков делать пять одинаковых закупок, когда можно дать им право проводить одну – на три миллиона.
Также Москва предлагает подумать об обязательном переводе в электронный вид всех ЗМО, осуществляющихся в стране с привязкой к конкретным срокам.
4.Еще одно предложение касается субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас есть возможность проводить закупки у СМП только в размере до 20 млн рублей. Это ограничивает круг участников. Москва настаивает на расширении планки до 50 млн рублей. Соответствующее предложение уже направлено в Минфин России.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет