Наиболее трудным для отечественных производителей спецтехники был период марта—апреля, когда потребовалось оперативно перестраивать логистические цепочки при экстремально высокой процентной ставке ЦБ. Это вызвало замедление рынка. Весной российские заводы выживали за счет заказов, полученных до начала санкционной войны. Затем ситуация стабилизировалась за счет возросшего внутреннего спроса.
По всем видам спецмашиностроения наблюдается предсказуемое обрушение экспорта в связи с закрытием внешних рынков. Возможно, его удастся нарастить за счет переориентации поставок в дружественные страны и государства Евразийского союза. Главным информативным показателем является производство.
Поиск новых поставщиков в РФ или перенастройка импорта через дружественные страны – это затратный процесс, требующий не только времени, но и финансовых ресурсов. Необходимо произвести ряд испытаний. Тем не менее, даже принимая в расчет эти трудности, есть шансы на то, что производство отечественной спецтехники по итогам года останется в плюсе. Дело в том, что внутренний рынок растет за счет государственного заказа и объемных инфраструктурных проектов государства в дорожной, строительной, аграрной отраслях. В крупнейшем объединении ведущих российских производителей спецтехники Ассоциации «Росспецмаш» считают, что несмотря на санкции потенциал этого роста еще не исчерпан. Об этом свидетельствует рост заказов на отечественные машины в дорожно-строительном и сельскохозяйственном машиностроении. С другими направлениями дело обстоит сложнее.
Вопрос в том, успеют ли российские предприятия завоевать новую рыночную нишу? Ее вполне может перехлестнуть параллельным импортом и поставками из Китая. Такие данные привели российские машиностроители в ходе отраслевого форума «Стройдорэкспо 2022», который недавно прошел в Челябинске.
– При оптимистичном раскладе мы можем достичь показателей прошлого года (по производтсву), и если даже будет падение, то оно будет незначительным, – спрогнозировала директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова.
Падение наблюдается на рынке коммунального машиностроения. Согласно статистике ассоциации, производство здесь упало на 10% еще в 2021 году. По итогам второго квартала текущего года регресс еще более заметный. Здесь наблюдается зависимость от поставок импортных шасси и надстраиваемого оборудования.
В сегменте прицепного машиностроения по сравнению с 2019 годом наблюдается значительный рост производства на 60% (в 2021 году). Позитивный эффект суммирован от нескольких факторов, в том числе – от повышения сбора на б/у технику. Это простимулировало новые закупки у российских производителей.
При этом огромные опасения у наших машиностроителей вызывает стремительный рост объем импорта, и доли китайской техники на российском рынке.
Есть несколько факторов, которые ставят продукцию из КНР в несоизмеримо более выгодные условия по сравнению с российскими аналогами. Во-первых, это масштаб. Отечественные производители, при всем уважении, являются просто карликами на фоне машиностроительных гигантов из Поднебесной. Несоизмеримые капиталы, оборотные средства, объемы производства и его серийность. И, как следствие, разный уровень сервиса, качество лизинговых программ, доступность комплектующих… Во-вторых, это откровенный демпинг, в котором китайские партнеры не раз отличились. Такая дружба может раздавить отечественное машиностроение.
К сожалению, в правительстве на просьбы российских предприятий, придержать китайских импорт отвечают, что не могут одновременно приглашать КНР к насыщению внутреннего спроса и тут же ставить им барьеры.
– Когда мы поднимали проблему с правительством, нам говорят, что мы не можем одной рукой их приглашать, зазывать, просить у них помощи, а другой рукой запрещать… – рассказала Директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова.
На наш взгляд, такую логику нельзя назвать зрелой. Для защиты внутреннего рынка во всем мире уже давным-давно применяют не только прямые заслоны и запреты. Есть и другие фильтры. Если чиновникам хватает смекалки, инициативы и ответственности их внедрить в российское законодательство, то следует целиком скопировать такие регуляторные нормы у дорогих китайских партнеров. Выйдет гораздо эффективнее, чем просто разводить руками и заявлять «мы не можем», расписываясь в собственной беспомощности.
Передовой китайский опыт учит нас именно такой восточной мудрости, когда одна рука прикрывает внутренний рынок, а другая активно приманивает иностранных гостей с эксклюзивными технологиями. Если присмотреться к системе промышленных стандартов КНР, то мы видим в ней два контура. Один (жесткий) для внутреннего пользования (попробуй уклонись от китайского госта – сядешь в тюрьму, или расстреляют); а второй (гибкий) – для контактов с внешним миром, то есть для импорта и экспорта продукции. Это высокоразвитая и, возможно, лучшая в мире система для присвоения чужих и выращивания своих технологий и компетенций.
Российской Федерации необходимо в срочном порядке создавать нечто подобное. Чтобы отечественные машиностроители, работающие в суверенной обязательной (!) единой системе технических требований, поставляли продукцию в рамках госзаказа по национальным квотам и другим схемам гарантированного заказа. А зарубежные поставщики (готовой техники или ее отдельных комплектующих) вписывались во внутренний рынок на второстепенных ролях, преимущественно на тех участках, где действительно есть технологические дефициты. А еще ради того, чтобы держать в конкурентном тонусе отечественную промышленность, заставляя ее держать планку по качеству, лизингу и другим сервисным программам.
Если представить себе общую картину внутреннего и внешнего спроса как набор из тысячи паззлов, то, конечно же, без промышленной кооперации в ней не обойтись. Только с точки зрения рыночной утопии складывание паззлов – это стихийный процесс. А с точки зрения адекватного развития – это процесс управляемый и дозируемый (как по числу импортных ячеек, так и по их содержанию/значению в общей картине). Это хорошо понимают не только в КНР, но и в США, и даже в Южной Африке. Однако, не смотря на все санкции, это напрочь отказываются понимать в РФ. Поэтому итоги импортозамещения могут выйти неожиданными: западный импорт будет успешно замещен восточным, а легальный – параллельным.
Есть ряд технологических сегментов, в которых российское производство никак не защищено государством. К примеру в поставках гусеничных асфальтоукладчиков российские предприятия могут всерьез конкурировать только среди машин с шириной укладки менее 4,5 метра. Здесь рыночная доля наших производителей составляет всего 25% – остальное импортная техника (преимущественно немецкая). По аналогичным машинам шириной укладки 4,5 – 10 м. дела обстоят уже значительно хуже: РФ занимает мизерные 5% рынка: подавляющая доля за Германией и Китаем. А в сегменте с шириной укладки более 10 метров отечественных машин вообще не представлено. Их производство в России отсутствует (российский рынок делят немцы, китайцы и итальянцы)
Показательно, при этом, что во всех трех весовых категориях мы видим нулевые ввозные пошлины, а наличие на рынке российских производителей пропорционально применяемому утилизационному сбору.
– Пока у наших производителей нет понимания, какой будет рынок, какой гарантированный спрос и по какой цене, то создание новых видов техники будет сложным. Меры защиты национального рынка нужны, как сигнал для производителей, который может придать им уверенность в завтрашнем дне, – поясняет Алла Елизарова.
Российские промышленники предлагают ряд решений, которые помогут развиваться отрасли:
- Совместное проведение сравнительных испытаний техники, публичных мероприятий и демо-показов.
- Совместное принятие решений по одобрению финансирования проектов в рамках ПП РФ №1649 и программ Фонда развития промышленности.
- Защита внутреннего рынка (введение антидемпинговых мер, повышение ставок утилизационного сбора).
- Активное использование программы «Пилотные партии» (Постановление №634)
- Создание программы «Федеральный лизинг».
- Финансирование постановлений 811, 823 и 634 в 2022—2030 гг. в соответствии с фактической потребностью производителей.
- Ужесточение контроля за исполнение Постановления №2013 (минимальная доля закупки отечественной техники в рамках ФЗ-223).
Справка
Ассоциация «Росспецмаш объединяет 234 компании в пяти отраслях производства машин: сельхозтехника, строительно-дорожная техника, пищевое оборудование, производство прицепов и полуприцепов, производство комплектующих.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет