Производить сельхозтехнику в России по-прежнему дороже, чем купить за рубежом, отмечают в сентябре в Ассоциации «Росспецмаш». Рискнем предположить, что это касается не только агрокомплекса, а всего российского машиностроения в целом. В России не выгодно производить. И с этим надо что-то срочно делать.
Импортозамещение замечательным образом пересекается с необходимостью обновления парка техники и оборудования в большинстве отраслей. Так, по объективным оценкам, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности в стране достиг уже 52%. Обновления требуют не только машины, но и то, на чем их делают: станки и производственное оборудование. Говорят, необходима стабильная поддержка среднего промышленного бизнеса, а не только крупных корпораций.
Константин Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш»:
– Эта поддержка должна быть доступна для самого маленького завода, находящегося в трудной ситуации. Также обращаю ваше внимание – у нас в России лучшие условия для машиностроения. У нас есть все ресурсы, традиции, люди, но создайте условия, чтобы производство стало возможным, чтобы имели смысл долгосрочные вложения. Надеюсь, этот вопрос решится в пользу производителей. Тем более, что нас к этому всё толкает.
Консорциумный подход к делу и меры государственной поддержки позволяют некоторым российским предприятиям наращивать темпы импортозмещения. Так, например, крупнейший производитель сельхозтехники, «Ростсельмаш» после начала санкционной войны оперативно заместил импортные коробки передач и некоторые двигатели.
Иван Зубко директор пермской инженерной школы (ПИШ) на встрече с Путиным:
– У компании «ОДК» сейчас есть ограничения с доступом к западному промышленному оборудованию. Мы у себя создали IT-полигон для тестирования российского программного обеспечения, но мы видим необходимость в том, чтобы создавать полигон и для российского промышленного оборудования. Компании по привычке пытаются находить зарубежное оборудование, не обращают внимания на российское, а оно есть. Тут, возможно, нужны меры господдержки или специальные льготы для производителей такого оборудования, чтобы они безвозмездно поставляли в ПИШ это передовое российское промышленное оборудование, обновляли его, чтобы мы работали на нём совместно с нашими партнёрами, чтобы партнёры привыкали к нему и начинали обновление своих производств.
Создание новых видов спецтехники – это один из наиболее сложных вопросов для отечественных производителей.
По большинству видов машин ввозная пошлина составляет 0%, утилизационный сбор – минимальный. Именно эти форматы промышленной политики существенно влияют на принятие решений со стороны самих предприятий и сторонних инвесторов. Производителям новых машинотехнических изделий, для их запуска в серию нужна уверенность в том, что на внутреннем рынке будет спрос, позволяющий выйти хотя бы на окупаемость проекта.
НИОКРы – важнейшая часть работы по созданию новой техники. Правительство РФ обратило на эту область меры поддержки совсем недавно. Постановление №1649 помогает российским компаниям в разработке и опытном производстве, позволяет государству софинансировать перспективные проекты по линии Фонда развития промышленности ФРП.
Централизованный лизинг
Представители машиностроительной отрасли призывают государство запустить централизованную программу «Федеральный лизинг», либо несколько отраслевых подпрограмм такого типа для каждого из направлений.
Сейчас лизинговые механизмы пущены в нашей стране на самотек. Они реализуются гомеопатическими разрозненными дозами, не систематизированы и не заслуживают высокого доверия со стороны конечного потребителя. Есть хороший пример сельхозмашиностроения с единым лизинговым оператором «Росагролизинг». Он во всех чертах показывает эффективность именно централизованного государственного подхода. Аналогичного оператора остро не хватает в строительно-дорожном машиностроении. Такой же центральный оператор как воздух востребован в станкострое.
Организованный лизинг – это не менее важный инструмент импортозамещения, чем система начисления баллов Минпромторга, или национальный режим в закупках. Однако в России этот механизм провально недооценен, недоработан; и вообще не воспринимается как элемент политики импортозамещения.
Зачастую российская техника проигрывает иностранным поставщикам именно по качеству сервиса и линейке услуг. Зарубежные компании, обладающие несоизмеримо большими оборотами (комплектующих, кадров, денег), разыгрывают эту карту на нашем внутреннем рынке, предлагая конечному потребителю более удобный набор кредитно-сервисных продуктов. Не удивительно, что российские предприятия, которые едва сводят концы с концами, уступают внутренний рынок иностранным поставщикам и их дилерам.
Стандартизация технических заданий
Для взаимодействия между заказчиком в строительно-дорожной отрасли и поставщиком спецтехники предлагается использовать стандартизированный сценарий. Предприятия должны получить задачи по разработке новых видов машин с заранее известными характеристиками.
Алла Елизарова, директор Ассоциации Росспецмаш:
– Наши заводы готовы брать такие задачи, нести ответственность за качество и соответствие именно тем характеристикам, которые требует заказчик. После создания экспериментальных образцов машины передаются на 1-2 года в опытную эксплуатацию, и после тестирования пилотной партии заключается долгосрочное соглашение
В данной схеме наиболее уязвимым этапом является разработка технического задания совместными усилиями заказчика и потенциальных поставщиков. Проблема в том, что российское законодательство о закупках не подразумевает таких предварительных форм взаимодействия, более того – даже склонно трактовать их как противозаконные – в силу пережитков рыночной идеологии. Сфера составления ТЗ является темной стороной закупок, она отдана на откуп заказчику, здесь критически не хватает стандартов и не хватает государственного контроля. Некоторые передовые регионы России идут по пути создания шаблонов и модулей ТЗ, которые можно собирать как конструктор, библиотек технических заданий. В таком случае применяется опыт централизации закупок в рамках 223-ФЗ, когда функции единого заказчика официально передаются местному уполномоченному органу закупок. И уже он своим пололожением определяет порядок закупок и осуществляет контроль за его соблюдением.
Это достаточно редкая практика. Но она показывает – как в рамках 223-ФЗ, не меняя его принципиальной структуры можно ужесточить контроль за закупками госкомпаний и корпораций, ввести в 223-ФЗ рамочные правила национального режима.
Очень перспективным стимулом для развития российской промышленности является государственная программа «Пилотные партии» (Постановление №634). Она позволяет производителям новой техники предоставлять свою продукцию первым покупателям по минимальной цене – чтобы доказать ее эффективность в тестовом режиме. Зачастую, такой демонстрационный режим разрушает мифы о технологической отсталости российских производителей спецтехники, показывая, что это навязанные маркетинговые стереотипы, не имеющие отношения к современным моделям. В Ассоциации «Росспецмаш» призывают увеличить дополнительное финансирование Программы 634. Примечательно, что в 2022 году на нее не было выделено финансирование.
Со стороны Минпромторга был инициирован ряд правительственных инструментов, стимулирующих спрос. Это ПП№811 и ПП№823 (скидки потребителям); ПП№634 (стимуляция спроса по фактической потребности конечного потребителя).
Все вышеперечисленное можно воспринимать как полумеры по сравнению с действительно наболевшей проблемой национальной экономики. Это принуждение госкомпаний и корпораций к закупкам отечественной машиностроительной продукции и технологий. Дело в том, что такие механизмы принуждения и контроля на законодательном уровне отсутствуют. Корпоративный сектор, закупки которого составляют подавляющую долю в ВВП страны, является основным потенциальным заказчиком российской промышленности.
Существует постановление №2013, предусматривающее минимальную долю закупки отечественной техники в рамках 223-ФЗ. Но нет инструментов контроля за его исполнением.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет