Правительство вполне осознанно отказалось от политики принуждения участников малых закупок к работе в общем для всех государственном электронном магазине. Вместо этого был принят курс на вариативность цифровых систем.
Регионам было позволено создавать и развивать свои уникальные площадки закупок малого объема (ЗМО). При этом, реальная практика показывает, что эта сфера все-таки нуждается в минимальной стандартизации базовых подходов. Выработка общих правил должна сделать доступ к ЗМО действительно равным для всех предпринимателей, в том числе и для бизнеса из других регионов.
В субъектах РФ появились десятки маркетплейсов, суммарная доля закупок через которые уже приближается к триллиону рублей. Характерно, что пока все эти сделки не интегрированы в Единую информационную систему закупок ЕИС. Что вызывает вполне резонные риски. Есть опасность сужения круга поставщиков до своего местечкового рынка, или злоупотребления доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. В XXI веке информация также может использоваться как монопольный рычаг. Наконец, есть вопросы элементарной популяризации закупок малого объема среди бизнеса – вопросы ускоренного развития ЗМО как сверхпродуктивной отрасли экономики.
На вызовы этой новой перспективной отрасли пытаются ответить как федеральные власти, так и гражданские профессиональные объединения. С одной стороны, крупнейшая организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ создала собственный механизм сбора и анализа правоприменительной практики ЗМО. А с другой – готовятся поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции».
1. В Опоре появилась специальная Комиссия по ЗМО, которая будет собирать лучшие региональные практики для дальнейшего диалога с регулятором и контролерами контрактной системы, для выработки оптимальны моделей и для совершенствования законодательной базы.
Комиссия ОПОРЫ РОССИИ будет выполнять очень важную дипломатическую работу: объединять усилия власти, МСП и разработчиков региональных маркетплейсов – приводить их к общему знаменателю – работающему на улучшение деловой среды. И самая главная функция – следить за обеспечением равного доступа предпринимателей к ЗМО в регионах, за прозрачностью создаваемых платформ.
2. 10 ноября в первом чтении был принят проект ФЗ № 160280-8 в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» рынков.
Сообщается, что целью законопроекта является пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ.
Согласно документу, в зоне антимонопольного контроля оказываются маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, и их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. А еще поправками может быть установлено новое условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. В случае принятия законопроекта в текущей редакции с ФАС России будут согласовываться сделки, превышающие 7 млрд рублей. Поясняют, что это поможет против так называемых «цифровых картелей» и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.
3. Одновременно поступают интересные новости о скором превращении самой ЕИС в коммутатор ЗМО.
Из правительственного постановления от 31 октября 2022 года (№ 1946) следует, что ЕИС с
1 января 2023 года станет для госзаказчиков «агрегатором» предложений по так называемым «закупкам с полки» (закупки в «электронных магазинах» на сумму до 3 млн рублей).
Тотальной интеграции всех ЗМО с ЕИС добьются предельно простым способом: при формировании извещения о «закупке с полки» заказчики должны будут использовать только каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) ЕИС. Также есть оговорка, что «госзаказчикам должен обеспечиваться доступ к предварительным предложениям о поставке соответствующих товаров, размещенных на всех электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок».
Справка
- Процедура «закупка с полки» в рамках 44-ФЗ была легализована в 2019 году. У госзаказчиков появилось право приобретать продукцию на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре. Эта процедура классифицируется как закупка у единственного поставщика, хотя по факту может быть квалифицирована как конкурентная закупка, ведь заказчик выбирает из множества предложений, представленных на выбор. Важная оговорка (если это множество действительно есть).
Механика ЗМО – новые правила
Согласно новым корректировкам законодательства, алгоритм работы любого электронного магазина является одинаковым в основных точках: а) поставщик размещает на электронном «прилавке» предварительное предложение о поставке (*с 1 января с обязательной ссылкой на конкретную позицию КТРУ ЕИС). б) Заказчик, в свою очередь, размещает встречное извещение о закупке. в) При этом, оператор ЭТП обязан направить заказчику (или нескольким заказчикам) предложения, соответствующие поступившему запросу («не менее двух»). *Важная оговорка из нового постановления Правительства.
Право на конкуренцию
Развитие ЗМО – это самый эффективный ответ на сжатие конкурентной среды. К сожалению, в свете санкций и глобальных экономических трудностей – это неизбежное зло. Рост доли несостоявшихся торгов – это самый четкий сигнал о возрастающих рисках. Есть еще одна негативная тенденция, зафиксированная экспертами ОПОРЫ РОСССИИ: увеличение числа закупок у единого поставщика в регионах прямо пропорционально сокращению числа субъектов МСП.
Ответить на эти вызовы позволит расширение доступа к сервисам закупок малого объема как можно большему числу предпринимателей. Выполнить эту задачу, можно только обеспечив: а) максимально простые; б) максимально равные условия работы; в) гарантировав равный доступ к информации в системе.
В ряде регионов, активно практикующих ЗМО, уже найдено техническое решение, – информационная цифровая система Закупщик.рф, аккумулирующая данные со всех площадок, созданная отечественными разработчиками и успешно применяющаяся на условиях государственно-частного партнерства. Система неплохо зарекомендовала себя в Башкирии и Калининградской области. 14 субъектов РФ уже выразили стойкое согласие на развитие платформы для ЗМО на 2023 год.
Статистика лучше всяких историй описывает выгоды от развития закупок малого объема в региональных экономиках. Так, благодаря использованию системы Закупщик.рф, в Башкирии удалось сэкономить 660 млн рублей за 2 года, при этом заметно выросли показатели конкуренции, а для 12 тысяч субъектов МСП закупки малого объема превратились в реальный механизм поддержки со стороны государства.
Преимущества Закупщик.рф можно предъявлять в качестве стандартизированных требований к любому региональному маркетплейсу ЗМО.
- прозрачный и простой (до примитивного) механизм заключения контрактов;
- платформа наполняется действительными предложениями поставщиков;
- продавцы получают бесплатный инструмент по продажам;
- у каждого субъекта малого предпринимательства равные возможности.
Много решений и одна польза
Закупки малого объема являются мощнейшим драйвером развития экономики регионов. Некоторые субъекты разрабатывают в сфере применения ЗМО полезный дополнительный функционал. Так, в Севастополе применяют «Интерактивную карту закупок». Наиболее сильными примерами развития ЗМО традиционно выступают Москва и Московская область, где построены высокоразвитые электронные магазины, с охватом в десятки тысяч поставщиков из разных регионов страны. У этих регионов есть свои ноу-хау, которые позволяют перейти от электронного магазина уже на следующий технологический этаж – в сферу смарт-контрактов. В последнее время активным продвижением своего агрегатора ЗМО в регионах занимается Сбер.
И все же, особого внимания заслуживает опыт построения сервисов ЗМО с минимальными финансовыми расходами на создание системы и без нагрузки на бюджет. Таким опытом обладает республика Башкортостан. Примечательно, что в РБ цифровая система закупок малого объема распространяется не только на региональных, но и на муниципальных заказчиков. На данный момент в охват попадает порядка 4 тыс заказчиков региона.
Специально для Цифровых Закупок, о нюансах развития систем ЗМО рассказала первый заместитель председателя Госкомитета Республики Башкортостан по конкурентной политике Гульнара Сахабутдинова:
– Необходимо законодательное закрепление права субъектов РФ заниматься созданием сервисов ЗМО. На сегодняшний момент в 44-ФЗ это не описано: в какой форме заключать такие контракты – инструментарий не оговорен. Каждый субъект самостоятельно решает эти задачи либо с помощью электронных площадок, либо за счет самостоятельных цифровых решений, либо с привлечением цифровых систем, таких как «Криста», «К-Системс», БФТ… Решает цена вопроса. Сколько субъект сможет заплатить. Когда мы строили структуру ЗМО, у нас не было бюджетных возможностей. Поэтому мы изначально исходили из того, чтобы ее создать без финансового подкрепления. Основные правила прописаны в 44 Федеральном законе, мы руководствовались именно этими принципами: простота, прозрачность и доступность. Вся эта «философия» была заложена в Положение о закупках малого объема. Важно, чтобы заказчик мог приобретать продукцию по наименьшей цене, но именно с теми характеристиками, которые ему действительно нужны. Не работает приоритет одного только ценового снижения: соответствие характеристикам – это принципиальное условие. Если же заказчик не прописывает характеристики (это его право), то в таком случае, закупка осуществляется по наименьшей цене.
Лидия Никифорова, Председатель Правления ООО «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам»:
– Чем больше вариативность в создании площадок ЗМО, тем лучше для регионов. Ведь, по сути, новые сервисы – это поиск новых решений, поиск лучших условий. Сегодня все субъекты РФ выполняют нужные показатели по закупкам малого объема. Важно, чтобы эти индикаторы были не просто для информации, а чтобы по ним могли приниматься административные решения ради улучшения деловой среды. Вопрос в том, как мотивировать регион искать эти лучшие решения, а не останавливаться на достигнутом, на привычных формах работы.
Автор: Андрей Троянский