Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Рейтинг регионов по закупкам российской продукции подготовит Казначейство России

Репрезентативное импортозамещение и промышленное развитие в показателях
Рейтинг регионов по закупкам российской продукции подготовит Казначейство России
Теги: #Импортозамещение #национальные квоты #региональная повестка #Регионы #Федеральное казначейство

До 30 июня в России должен появиться Рейтинг субъектов РФ по результатам закупок отечественной продукции. По поручению вице-премьера Юрия Борисова, такой постоянно работающий механизм создает Федеральное казначейство. Формирование Рейтинга входит в список задач Поручения, подписанного вице-премьером по итогам XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Справедливо назвать новый механизм «рейтингом импортозамещения», поскольку он будет в данных объективной статистики показывать качество работы региональных заказчиков на этом направлении.

Что известно о Рейтинге на текущий момент?

За основу взят критерий «доля российских товаров в совокупном годовом объеме закупок» за исключением услуг и строительства в рублевом эквиваленте. Неопровержимым источником статистики является Единая информационная система закупок. В Рейтинг попадет достоверная информация: основанная на структурированных данных, которые формируются на базе счета-фактуры, накладной и акта приемки товаров. Они подписываются двумя сторонами, проходят верификацию в налоговой службе. Именно эта информация ложится уже в состав отчетов для рейтинга. Насколько нам известно, технически работа над Рейтингом уже завершена, остались нюансы, связанные с его переводом в публичный формат. Насколько нам известно, пока Рейтинг охватывает только информацию о закупках, представленную в ЕИС, однако это меньше половины от общего объема закупок страны. То есть, механизму есть куда развиваться.

Об идеологии Рейтинга и о принципах его устройства на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле рассказал Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции:

– У нас есть понимание, кто из 85 субъектов РФ лучше решал задачу по закупке отечественной продукции, а кто не работал в этом направлении. Поскольку регионы обладают разным экономическим потенциалом, нормативами бюджетной обеспеченности и масштабами внутреннего рынка, то методика расчета позиций в рейтинге базируется на одном ключевом критерии – на доле отечественных товаров в отношении к общему объему закупок за год. Скажем, если какой-то регион закупает всего на 1 млрд рублей в год, то даже, отдав 100% своих контрактов отечественному производителю, он не может поддержать отечественную промышленность больше, чем на миллиард. В то же время, другой, более богатый субъект РФ, закупается на 100 млрд рублей в год, однако отдает отечественному производителю всего лишь 10% от совокупного объема закупок. В числовом выражении формальный вклад второго субъекта в отечественное производство будет более весомым и составит 10 млрд рублей, то есть, в десять раз больше. Однако, было бы несправедливо ставить второй регион выше по рейтингу. Мы еще поработаем над этим документом, доведем до совершенства – после чего он станет публичным. Рейтинг будет репрезентативным рабочим документом вице-премьера Юрия Борисова для принятия решений Правительства и объективной оценки качества управления на региональном и муниципальном уровнях.

По словам Антона Гетта, будет интересно сравнить рейтинги 2021 и 2022 гг., чтобы увидеть, как глобальные изменения экономики отразились на России. Многие условия радикально изменились.

На стенде Федерального Казначейства во время торжественного обхода экспозиции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» рабочая версия Рейтинга была представлена вице-премьеру Юрию Борисову. Это значит, что система сбора объективной информации для Рейтинга работает уже сейчас. В закрытом режиме все сведения уже доступны Правительству.

Анна Катамадзе, Заместитель руководителя Федерального Казначейства рассказала о технической стороне сбора отчетности по закупкам продукции российского происхождения в рамках государственного заказа. Настройка механизмов отслеживания данного процесса входила в одну из задач Казначейства, из поставленных вице-премьером Юрием Борисовым в 2021 году, по итогам прошлого Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

– На протяжение всего года проводилось отслеживание применяемости национальных квот посредством цифровых инструментов. Все контракты в системе проходят в электронном формате. Поэтому у нас была возможность мониторить ситуацию, опираясь на объективные данные, – рассказала А. Катамадзе.

По ее словам, когда изначально Правительство взялось за идею реализации национальных квот, не предполагалось, что сразу удастся достигнуть таких колоссальных масштабов закупок, таких цифр, как 1,6 трлн рублей в год. Но экономическая ситуация и реальный запрос рынка показали, что решение было принято абсолютно верное.

– Сейчас мы видим, что это возможно. Более того, прирост относительно прошлого года по объемам квотирования, по данным на конец апреля, составил 4-5%. В денежном выражении – это огромные средства. Мы видим, что российская промышленность способна обеспечивать закупки отечественной продукции. И что работает сам механизм стимуляции импортозамещения через квоты. По сути дела, наши завышенные требования – то есть установление большого количества импортозамещаемых позиций – открывают нишу для обеспечения государственных и муниципальных закупок российской продукцией. Стимулируют заказчиков обеспечить страну тем необходимым производством, которого недостаточно.

Напомним, что 1 апреля 2022 года все заказчики, были обязаны отчитаться о применении квот на закупку продукции, установленной постановлениями ПП№ 2013 и ПП№ 2014. Причем, сбор отчетности проходил в электронном формате через систему Казначейства. По словам Анны Катамадзе, требования правительства РФ по квотам достигнуты чуть более чем по половине номенклатурных товарных позиций.

  • В рамках 44-ФЗ – по 51 позиции из 99 (51,5%);
  • В рамках 223-ФЗ – по 139 позициям из 251 (55,4%).

–  В денежном выражении все выглядит гораздо лучше. То есть, мы можем констатировать, что заказчики независимо от того, были ли установлены квоты и применяемы процедуры национального режима (третий лишний, ценовая преференция), – все равно стремились закупать продукцию российского происхождения, – отметила Анна Катамадзе.

Всего в 2021 г. закуплено товаров российского происхождения:

  • по 44-ФЗ – на сумму 1,6 из 2,7 трлн руб. (61,7%);
  • по 223-ФЗ – на сумму 8,3 из 9,4 трлн руб. (88,2%).

Система подтверждения страны происхождения в рамках 44-ФЗ работает достаточно объективно. – И мы можем констатировать, что приводимые цифры очень близки к 100% достоверности. Над объективностью данных по 223-ФЗ еще надо поработать, в части усовершенствования механизма подтверждения страны происхождения товара, в том числе с Торгово-промышленной палатой.

В статистике Казначейства есть сводная информация по уязвимым позициям импортозамещения, где установленного объема национальных квот достигнуть не удалось. В основном, по 223-ФЗ проседают закупки отечественной электроники. А по 44-ФЗ дефицитными оказались закупки отечественных медицинских изделий и оборудования.

Если вдаваться в детали, то самой слабой номенклатурной позицией по 223-ФЗ является: «Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматического ввода данных». Достигнутая доля квоты здесь составляет всего 25%. Все закономерно – с отечественными процессорами в стране напряженка, даже с теми, которые до санкций печатались на Тайване и собирались в РФ.

В заключение можно сказать, что перед Рейтингом региональных закупок отечественной продукции большое будущее и огромные перспективы развития. «Цифровые Закупки» следят за реализацией этой идеи с самого начала. Она выросла из закона о национальных квотах на закупку высокотехнологичной продукции, принятого по инициативе вице-премьера Юрия Борисова. Вполне логично, что исполнение этих квот требуется каким-то образом измерить, а полученную статистику структурировать и применить на пользу российской промышленности. Также напомним, что первая версия законопроекта о квотировании была гораздо более конструктивной, полезной и работоспособной (на наш взгляд). Поскольку содержала четкую процентную планку исполнения национальных квот, рассчитываемую от общего объема годовых закупок региона – и одинаковую для всех субъектов РФ. Тогда, большинство регионов, как сообщал лично вице-премьер, поддержали данный вариант применения национальных квот (простой и понятный для всех). Есть годовой объем, в котором должна быть обязательная доля российских товаров – есть понимание, как это требование исполнить.  Логика расчета рейтинга базируется именно на этой идее. Однако, в процессе обсуждения и принятия, как это часто случается в России, данная норма (об общей планке) была выхолощена из законопроекта. Ее заменили «ни к чему не обязывающим» сюжетом о том, что Правительство будет устанавливать размер квот по каждому виду продукции отдельно. Непонятно, как этому мешало требование об общей обязательной процентной планке.

Четкое, математически выраженное требование к региону по исполнению квоты в годовом выражении отлично сочетается с детализацией этого требования по номенклатурным товарным позициям. Нормы не исключают, а дополняют друг друга.

По нашим данным, законодатели могут снова вернуться к первоначальной идее с общей планкой по регионам. Это позволяет предъявлять к заказчикам внятные требования, а не просто собирать с них отчеты.

Автор: Андрей Троянский

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.