На пленарном заседании 12 декабря Госдума приняла в третьем чтении Закон о технологической политике. Главный и завершающий «камень» в системе нормативных актов, регулирующих принципы и методы русской индустриализации.
По сути, это закон прямого действия, описывающий все возможные модели реализации инвестиционных проектов. Он предусматривает и описывает различные варианты и комбинации соучастия государства, бизнеса, финансовых организаций в развитии.
Инициатором документа в свое время выступил Андрей Белоусов (находясь в прежней роли первого вице-премьера). Почти два года над ним велась напряженная работа при участии отраслевых объединений.
Соль в том, что закон закладывает азы долгосрочного планирования и нормирования бюджетных затрат на индустриальное развитие страны. Закрепляет предметно выраженную взаимосвязь между абстрактными направлениями технологического суверенитета и конкретной товарной номенклатурой, в которой измеряется этот суверенитет. Иными словами, каждому нацпроекту предписывается своя линейка конечных изделий отечественного производства. Это огромный шаг вперед по сравнению с теорией рыночного хаоса и рыночной самоорганизации, которая главенствовала во внутренней политике на протяжение двух трех последних десятилетий.
Александр Галушка, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, президент Фонда «Кристалл роста»:
– Принципиальное значение имеет целевое, организуемое государством развитие промышленности. На самом деле, нет ни одной страны в мире, где бы технологический рост происходил в режиме рыночного саморегулирования. Это хорошо видно на примере судостроения. В режиме рыночной самоорганизации мы эту отрасль, фактически, потеряли. Но на самом деле таких отраслей очень много: и чем они сложнее и высокотехнологичнее – тем важнее умная организующая роль государства.
Следует держать в уме тот факт, что несколькими месяцами ранее в дополнение и в опережение к будущему закону о технологической политике был принят не менее важный подзаконный акт – 603 Постановление правительства («Таксономия инвестиционных проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики»).
В нем прописано 464 приоритетных позиции инвестпроектов, жизненно важных для российской промышленности. Это конкретные узлы и агрегаты, детали машин, материалы и комплектующие, на которые государство засвидетельствовало гарантированный спрос настоящим документом.
Таким образом, под закон подведена разветвленная индустриальная матрица, учитывающая реальные возможности российской промышленности и науки. Минпромторгом, Минэком и законодательным блоком проделана огромная методическая работа.
Закон о технологической политике стал ее венцом, в своем роде, центральным процессором новой административно-хозяйственной системы.
Закон закладывает понятийный аппарат и KPI для каждого нацпроекта. В паспорте нацпроекта будет указан срок реализации, обязательства участников, доступные меры госстимулирования, а также меры ответственности за неисполнение обязательств участников проекта с учетом права на обоснованный риск.
Нельзя не заметить, что ответственность за технологический суверенитет возлагается не только на корпорации и промышленные холдинги. Закон отводит большие полномочия регионам России, прежде всего через их самостоятельную инвестиционную политику. В предшествующие годы практически каждый субъект РФ обзавелся местной инфраструктурой поддержки промышленного бизнеса. 1) Местные отделения Фонда развития промышленности. 2) Структурные подразделения ВЭБа и Корпорации МСП. 3)Инструменты Единой региональной субсидии. 4) Кластеры и ТОРы (территории опережающего развития), особые экономические зоны различных типов, вооруженные всем арсеналом инфраструктурного меню через казначейские льготные кредиты и промышленную ипотеку. 5) Научно-образовательные центры (НОЦ). 6) Инструменты государственно-частного партнерства. 7) Региональные маркетплейсы и практики «укрупнения спроса» для корпоративных заказчиков через механизмы совместной закупки.
Все вместе это дает региональным властям аппарат для охвата и форсированной поддержки любой (даже самой малой) производственной инициативы на подопечной территории. В каждом из перечисленных инструментов содержится сложный набор условий и правил сотрудничества, предусматривается разный уровень ответственности сторон. Но самое главное, большинство названных инструментов подразумевает не классическое банковское, а прямое проектное бюджетное финансирование, либо финансовое обеспечение проекта под государственным поручительством. Это принципиально в контексте жесткой ДКП. Государственное льготное кредитование становится единственным каналом доступа промбизнеса к деньгам. В ближайшие годы этот фактор будет определяющим для картины индустриального развития. Роль региона – как регулировщика и организатора инвестиционных потоков – уже состоявшийся факт.
В этой связи интересно изучить особенности индустриальной политики каждого субъекта РФ. Некоторые уже достигли просветления на этом пути, выстроив высокоразвитые и самодостаточные системы промышленного развития с опорой на собственные цифровые решения и привлеченный капитал.
Фонд «Кристалл роста» подготовил инвестиционный рейтинг федеральных округов и субъектов РФ. Методика расчета нацелена на измерение инвестиционного результата. Оцениваются не абстрактные данные из каких-то отраслевых опросов, а конкретные KPI, достигнутые в результате финансовых вложений в основные фонды. Два прямых измеримых показателя:
- Количество созданных рабочих мест на 1000 человек экономически активного населения за ограниченный отрезок времени.
- Темпы роста производительности труда.
В тройке лидеров ожидаемо оказались ЦФО, ДВФО, УРФО
Артур Ниязметов, заместитель уполномоченного представителя Президента РФ в ЦФО:
– Чтобы достигнуть целей, поставленных Президентом России мы создали Инвестиционный совет округа, – это проектный офис по инвестициям. Сформировали инвестиционные планы, из них поняли, что ни один регион не может достичь цели, поставленной в Указе, если не будет сам заниматься генерацией проектов – то есть, выявлением новых инвестиционных ниш и формированием предложений для инвесторов. В результате, у нас на сегодняшний момент более 200 инвестиционных вложений от регионов на общую сумму 16 трлн рублей. А всего в плане округа, числится более 3 тыс. проектов. Видим, что такая организационная осознанная работа приносит результат. За пять лет инвестиции выросли на 41%, а промышленность выросла в два раза.
Опрос инвесторов, которые успешно реализовали проекты, показал, что ключевым мотивирующим фактором оказалось наличие устойчивого рынка сбыта. Благодаря санкциям отечественные производители получили шанс зайти в освободившиеся ниши.
– Это заставило нас задуматься над тем, чтобы поработать с инструментами поддержки спроса. Обратили внимание на результаты, которые дают офсетные контракты в Москве. Госзаказ в обмен на инвестиции в производство является хорошим мультипликатором пять к одному. То есть, на каждые пять рублей госрасходов получается рубль инвестиций в новое производство. Самое интересное, что возникает и более существенная экономия от конкурсных процедур. Ориентируем регионы на использование офсетов в первую очередь в целях импортозамещения.
По словам эксперта, препятствием к массовой реализации офсетных контрактов в других субъектах РФ (а не только в Москве) являлся слишком высокий входной порог для собственных инвестиций. В ходе продолжительных дебатов удалось убедить Минфин в необходимости опустить этот порог с 1 млрд рублей до 100 млн рублей. Также было выстрадано разрешение заключать межрегиональные офсеты (которые позволяют объединять потребности нескольких регионов, тем самым увеличивая окупаемость для исполнителя по контракту).
В результате, за неполных два года в ЦФО было заключено 20 новых офсетных контрактов. Из них 14 по новым правилам (т.е. инвестиции в них составляли менее 1 млрд рублей по каждому проекту). Появились первые межрегиональные офсеты.
Некоторые субъекты пошли дальше во внутренней политике импортозамещения, приняв соответствующие дорожные карты.
Так, например, Хабаровский край по инициативе губернатора Дмитрия Демешина в июне текущего года заключил Хартию технологического суверенитета и импортозамещения. На текущий момент к ней присоединилось 256 предприятий и организаций края. Аналогичный документ принят в Кузбассе.
Дело в том, что подобные хартии являются не просто декларативными документами о намерениях. Они формируют контуры местного рынка, позволяют сходу прикинуть реальные возможности соседних предприятий и доступные стимулы со стороны государства.
Детальный разговор о том, как сформировать такие кооперационные региональные рынки, предстоит на XX юбилейном Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в 2025 году в Санкт-Петербурге.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет