Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Промышленный разум на службу стране

Надведомственный орган по планированию попросили создать ученые и отраслевые эксперты
Промышленный разум на службу стране
Теги: #Госконтракты #диверсификация #Индустриализация #Исследования #НИОКР

Военно-промышленный комплекс в силу исторических обстоятельств остается единственным средоточием высоких технологий в российской экономике. Однако гособоронзаказ сокращается и главное, чтобы это не стало угрозой потери  Российской Федерацией статуса технологически независимого государства в военной сфере.

На реализацию госпрограммы перевооружений на период с 2018 по 2027 годы в России выделено всего 20 трлн рублей. На первый взгляд – это много, однако с учетом инфляции и предыдущих расходов аналогичного порядка эта цифра подтверждает тенденцию сокращения военных расходов России.

В этих условиях единственным средством выживания ОПК является дозагрузка военного конвейера гражданскими заказами. Причем заказами наукоемкого типа,  то есть сопоставимыми по качеству с продукцией ГОЗ. Себестоимость оборудования, кадров и человеко-часов делает производство условной сантехники или бытовой аппаратуры на оборонном предприятии заведомо неадекватной целью.

Сторонники  конверсии «в лоб» – то есть, прямого переноса рыночных механизмов на предприятия оборонного комплекса, умалчивают и забывают о том, что именно НИО и опытные производства являются стержневой основой российского ОПК. Ведь с точки зрения формальной рыночной логики они являются абсолютно нерентабельными и убыточными. Даже в крупных транснациональных корпорациях наука отдается на аутсорс аборигенному бизнесу или колониальным правительствам. Таким образом страхуются финансовые риски большого капитала, при этом корпорация остается интеллектуальным собственником и выгодоприобретателем успешного стартапа или технологии.

Инновационный кризис и дефицит ответственности

Наконец, существует и глобальная проблема инновационного кризиса рыночной системы. Большинство технологических новинок цивилизации основано на фундаментальных открытиях 60-70-х годов прошлого века. Параллельно происходит акцентирование рынка высоких технологий, порог входа на который с каждым годом все выше для отстающих стран. Складывается мировая система, с жестким делением на «клуб собственников» прогресса и вечную экономическую периферию.

Вот почему именно фундаментальная наука и НИОКР должны ставиться во главу угла провозглашенной правительством диверсификации оборонных предприятий. Это стратегическая долгосрочная инвестиция с отложенным эффектом. И без нее кипучая деятельность властей по созданию благоприятных условий, финансовых инструментов и хаотических бюджетных инъекций теряет здравый смысл.

Промышленное развитие не может происходить без внятной цели и персональной ответственности за ее достижение (например – создание тяжелого ракетоносителя для полета на Марс до 2030 года; оцифровка всего воздушного пространства РФ; восстановление импортонезависимого семенного фонда РФ и т.п. ).

Наука, производство и сбыт

8 февраля 2021 года под председательством Президента прошло заседание Совета по науке и образованию, на котором Владимир Путин поручил  Правительству подготовить и принять новую государственную программу научно-технологического развития.

– Следует кардинально изменить подходы к финансированию науки за счет бюджетных средств, – сказал Президент.  – Это значит обеспечить на деле именно общее планирование и реализацию НИОКРов, задать единые принципы оценки их результативности и проведения научно-технической экспертизы. Кроме того, необходимо создать более действенные стимулы для частных компаний участвовать в прикладных исследованиях вместе с научными институтами, вузами, конструкторскими бюро, использовать отечественные решения для обновления производств и выпуска высокотехнологичной продукции.

Отметим, что элементы здравого смысла, и прикладной логики, о которых говорит глава государства, уже заложены в некоторые нормативные документы. В частности, в новую Программу фундаментальных исследований на период с 2021 по 2030 год, принятую в прошлом году. Это так называемые комплексные научно-технические программы и проекты, которые включают в себя все этапы инновационного цикла: от получения знаний до рынка (КНТП). На них возлагается важная миссия превращения нового знания в рыночный продукт. КНТП предполагают совместное финансирование: бюджет + бизнес.

Нет никакой уверенности, что такая схема сделает науку движущей силой экономики. Тем не менее, механизм КНТП привлек внимание частного капитала.  На участие в таких научных концессиях с начала года поступило около 100 заявок. При этом объем финансирования заявок варьируется от одного до нескольких десятков миллиардов рублей. Среди них: создание комплекса современных технологий по угледобыче и углепереработке в Кузбассе; технологии конструирования производства новых композитных материалов; создание экологически безопасных производств базовых химических продуктов из углеводородного сырья на основе отечественных катализаторов; создание пилотного производства отечественных белковых компонентов для детского питания. На низком старте еще около десяти подобных программ.

«Мини-госплан» для индустрии

Также на заседании Совета ученые единодушно поддержали создание государственной системы управления научно-инновационным комплексом и надведомственного органа с координирующими функциями.

В качестве перспективной аналогии приводится надведомственный координирующий орган в лице Военно-промышленной комиссии (ВПК).

– Может быть, для сферы гражданских инноваций будет полезно иметь государственную комиссию по науке и технологиям при Правительстве РФ, – предложил президент Российской академии наук Александр Сергеев.  – Это было бы особенно важным для реализации очень крупных научно-технических программ на уровне создания или воссоздания наукоемких секторов нашей экономики, а также программ, требующих быстрого выполнения, реконцентрации ресурсов из большого числа различных источников.

Усилия такого координирующего органа предлагается сразу бросить на конкретные востребованные направления:

– программу создания отечественной базы инновационных лекарственных субстанций;

– программу освоения качественно новых ресурсов минерально-сырьевой базы.

Примером последнего сектора является освоение огромных запасов трудноизвлекаемой нефти. За все время добычи традиционно извлекаемой нефти в Западной Сибири Москва получила около 14 миллиардов тонн. При этом, по словам Сергеева, запасы нефти только в одной Баженовской свите Западной Сибири составляют десятки миллиардов тонн, но для их извлечения нужны новые научные решения, которые может поддержать государство. Бизнес на эти «глубоко научные» изыскания тратить средства не торопится. В данном случае Президент РАН мягко выразился.

Александр Хлунов, руководитель Российского научного фонда:  

– В настоящее время увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований не приводит к увеличению объема финансирования науки, а лишь замещает в них деньги частного сектора. Научно-технические разработки отечественных ученых не находят дорогу в производственную сферу, не созданы действенные управленческие механизмы по реализации научных результатов в производстве товаров и услуг. <…> Нам нужна большая координация усилий бизнеса и науки при комплексной поддержке со стороны государства по ограниченному количеству приоритетных направлений, имеющих цель повышения качества жизни человека.

Максим Никитин, старший научный сотрудник – заведующий лабораторией нанобиотехнологий ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт»:

– Сейчас для воплощения проекта в жизнь нужно: создать фундаментальный задел в учреждении Миннауки, потом в Минздрав отдать какую-то разработку на испытание, потом попросить деньги в Минпроме на то, чтобы масштабировать производство. Это не столь эффективно, как могло бы быть. Намного интересней и лучше было бы сразу делать фундаментальные разработки, сразу думая о масштабировании и потенциальном производстве, вовлечении на рынок. Один из возможных вариантов решения – это как раз создание некой надведомственной площадки, которая  обладала бы правами координирования в определении приоритетных задач: унифицировании правил финансирования, а также занималась инфраструктурой.

Новые инструменты научного продвижения

  1. Введение льготы по возмещению организациям реального сектора экономики до 50 процентов затрат на проведение НИОКР при условии коммерциализации полученных при их выполнении результатов. Такой механизм уже запущен Правительством с 2010 года и показал свою эффективность в рамках реализации Постановления Правительства № 218. Здесь объединены усилия научных и образовательных учреждений с конкретными планами по развитию реального сектора экономики.
  2. Финансовая поддержка капиталоемких НИОКР за счет уменьшения налоговой нагрузки по отобранным проектам, исчисление налоговых льгот в зависимости от показателей выручки, от реализации высокотехнологичной продукции, созданной на основе результатов НИОКР.
  3. Задействование механизма специальных инвестиционных контрактов, предусматривающих создание, модернизацию и освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
  4. Использование механизма «фабрики проектного финансирования» с участием ВЭБ и банков-партнеров для целей реализации комплексных проектов.
  5. Передача производственным компаниям исключительных прав на создаваемую при выполнении научных исследований интеллектуальную собственность на основе получаемых патентов, не обремененных дополнительными обязательствами перед Российской Федерацией о предоставлении третьим лицам по требованию государственного заказчика безвозмездной простой лицензии.

Автор: Андрей Троянский

28 февраля 2021, 16:44
537
Теги: #Госконтракты #диверсификация #Индустриализация #Исследования #НИОКР

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.