Недавно первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков сообщил о том, что Минпромторг и Минэкономразвития готовят поправки о промышленном государственно-частном партнёрстве (ГЧП):
– Мы пытаемся запустить механизм промышленного ГЧП, потому что в этой сфере, в этих нацпроектах очень много длинных проектов с горизонтом окупаемости 10, 15, 20 лет
Из подробностей, которые известны на данный момент:
1) Механизм ГЧП будет распространен на строительство и реконструкцию не только государственных, но и частных промышленных предприятий.
2) Минпромторг предлагает вдвое снизить минимальную сумму инвестиций, необходимых для участия в проектах ГЧП, а также предусмотреть возможность госзакупок произведенной продукции у частного партнера соглашения за счет присвоения ему статуса единственного поставщика. Как отмечается в пояснительной записке к поправкам, это позволит обеспечить долгосрочный спрос на промышленную продукцию.
3) Предусматривается возможность заключения соглашения о промышленном ГЧП в отношении незавершенного объекта, принадлежащего частному инвестору «для создания на его основе имущественного комплекса, предназначенного для производства промышленной продукции».
Согласно действующим требованиям, формула такая: общий объем инвестиций в проекте ГЧП должен составлять более 10 млрд руб., доля финансирования за счет собственных средств инвестора – 15%, прямое участия государства менее 50% от всех расходов по проекту. (Есть настоятельное и неоднократно озвученное мнение бизнеса, что необходимо снижать минимальный порог инвестиций в проектах ГЧП до 3 млрд руб.)
Ну, и самое главное. В поправках речь идет о промышленной инфраструктуре: строительстве, реконструкции и переоборудования цехов. Это все замечательно и архи-важно. Но увидим ли мы когда-нибудь ГЧП не «строительного», а сугубо индустриального характера? Чтобы договор о совместном инвестировании заключался не под создание цеха, а под выпуск конкретной высокопередельной продукции.
Такие потуги уже предприняты на отдельных направлениях. Например, в июле прошлого года принят закон (196-ФЗ), допускающий заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП в космической сфере. Авторы инициативы, в числе которых сенатор Андрей Кутепов, отмечали, что это необходимо для привлечения инвестиций в отечественную космическую промышленность и увеличения участия российских частных компаний на мировом рынке космических услуг.
Успешных проектов промышленного ГЧП в России пока немного (т.к. закон принят всего полгода назад). Как правило, их реализуют экономически стабильные регионы с хорошим бюджетным обеспечением. Например, при координации с Минпромторгом правительство Москвы в формате государственно-частного партнерства реализует проект «Московский центр фотоники». Уже в 2025 году должен заработать производственный комплекс фотонных интегральных схем.
Справка
- Более 2,3 трлн рублей составил общий объем соглашений государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий, заключенных в 2024 году (по данным Минэкономразвития). С конца прошлого года министерство ведет реестр концессионных соглашений, включающий данные по всем проектам, реализуемым в России. В 2024 году было подписано 215 соглашений. Показатель более чем вдвое превысил итоги 2023 года (почти 1 трлн руб.), впрочем, такой рост объясняется заключением соглашения по проекту высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (1,8 трлн руб.)
Почему ГЧП и концессии нужны именно в сфере кредитования производства?
Потому что банковская система не справляется со своими прямыми функциями на этом направлении. Цифры в доказательство: структура инвестиций в основной капитал показывает, что за весь 2023 год банковский сектор, обеспечил всего лишь 6,4%. Даже лизинг стал приближаться по инвестиционному потенциалу к банкам и обеспечивает порядка 5%. При этом банки занимают 80% финансового рынка РФ – гора каждый год рожает мышь в 6,4%.
Банковское кредитование затруднено из-за отсутствия системы квалифицированной оценки промышленных проектов. Потенциальный заемщик сначала приходит в банк с материалами своего проекта. Но, как правило, в банках (за исключением опорных, которые на этом специализируются) нет специалистов, способных разобраться в технологии.
Обязательная экспертиза ВЭБ
Поэтому правительство решило пойти навстречу многочисленным предложениям профессионального сообщества сделав ВЭБ.РФ обязательной экспертной организацией и единым окном для входа в кредитование технологических проектов через концессии и ГЧП.
Минэкономразвития разработало параметры участия ВЭБ.РФ в проектах государственно-частного партнерства Кроме того, что ВЭБ.РФ станет обязательным участником таких проектов, будет реформирована методика оценки их эффективности (поправки к Приказу от 30 ноября 2015 года № 894).
- Появится специальный коэффициент для оценки обоснованности ГЧП-соглашений, который будет рассчитываться на основе двух показателей: необеспеченной потребности региона в определенных услугах или продукции (например, в социальной инфраструктуре); объем продукции или услуг, который планируется производить в рамках проекта. Проект будет считаться обоснованным, если коэффициент составит не менее 75%. Для регионов с низким качеством жизни (по данным индекса ВЭБ.РФ) допустимый порог снижен до 60%.
Значительные перспективы для развития государственно-частного партнерства в промышленности открывает 603 Постановление Правительства РФ (так называемая таксономия технологического суверенитета). Документом определены 464 укрупненных номенклатурных позиции промышленных товаров, которые государство официально признает приоритетными. А значит – они обеспечены гарантированным спросом через государственный и корпоративный заказ. В свою очередь, недавно принятый закон «О технологической политике» предусматривает различные модели реализации инвестиционных проектов, варианты совместного участия государства, бизнеса и финансовых институтов.
Торгово-промышленная палата России предлагает воплотить этот функционал из теории в практику через механизм ГЧП. Финансировать инвестпроекты предприятий и технологических компаний по финансовой формуле государственно-частного партнерства, если проект вписывается в таксономию по 603 ПП. Также предлагается расширить в таксономии технологического суверенитета и структурной адаптации экономики состав финансирующих инвестпроекты организаций и установить обязательную аккредитацию в ВЭБ.РФ организаций, желающих участвовать в отборе и финансировании проектов таксономии.
Несмотря на разделение финансовых рисков, высокая ключевая ставка жестко бьет по проектам ГЧП. По словам первого вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова (на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса»), если раньше проекты хоть «со скрипом проворачивались», то сейчас инициативы «не просто медленно идут, они реально останавливаются» – регионы ставят на паузу даже готовые проекты. Участники того форума проходили опрос о комфортной ключевой ставке для ГЧП в промышленности. Респонденты ответили практически единогласно: чтобы проекты ГЧП в промышленности переживали бурный рост, ключевая ставка должна быть 6% или 11%.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет