Планы импортозамещения в сфере информационных технологий входят в российскую действительность. Кроме объективных препятствий, связанных со слабой микроэлектронной промышленностью страны, есть и непредвиденные сложности. Конъюнктурное сопротивление заказчиков, привыкших пользоваться иностранными решениями, разрозненность отечественных производителей железа и софта, которые работают в параллельных мирах. У них слишком мало совместных сквозных проектов, способных конкурировать на внутреннем рынке по качеству и сервису с продуктовыми линейками титулованных зарубежных вендоров. В придачу к этому – адепты «креативного подхода» в сфере информационных технологий сопротивляются унификации и стандартизации в IT, что сильно ослабляет позиции российских компаний.
Стандартизация технических требований в IT
IT-cтандартизация отдельных оперативные направлений давно напрашивается как стратегическое решение. Набор типовых прорывных требований к техническим заданиям для каждой отдельно взятой отрасли (медицина, соцслужбы, МЧС, образование, производство, ТЭК, сельское хозяйство…) – очень помог бы отечественным цифровым продуктам занять место на внутреннем рынке. Вместо этого бытует общепринятое мнение, будто бы унификация требований убьет конкуренцию среди разработчиков, разрушит творческий порыв.
Результаты креативной политики удручают: на иностранной IT-игле, в той или иной мере, сейчас сидят практически все госкорпорации и естественные монополии РФ (за исключением, пожалуй, Росатома), большинство владельцев критической информационной инфраструктуры и даже некоторые оборонные предприятия.
Естественной формой стандартизации в IT (не требующей государственного принуждения) являются программно-аппаратные комплексы. Продукты, в которых программное обеспечение и аппаратура продаются одним «пакетом». Закупая такой комплекс, государственная структура или корпорация автоматически приобретает вместе с ним и определенный сценарий дальнейшего развития. Причем, это сценарий, «прикованный» к микроэлектронике и софту российского происхождения.
От такого импортозамещения не отвертишься, его сложнее фальсифицировать. Это очень важно в условиях враждебно настроенной к российским производителям рыночной среды. С точки зрения государственных закупок идея поставки программно-аппаратных комплексов также выглядит более логичной и прозрачной.
Заказчику уже не придется подбирать и комбинировать непонятные варианты в реестрах Минпромторга и Минцифры (зачастую с риском для проекта). При закупке готового программно-аппаратного комплекса оптом решается целый букет проблем, связанных с совместимостью ПО, доступностью сервисов обслуживания, лже-импортозамещением (когда под видом российского оборудования – поставляется сборка из дешевых иностранных комплектующих).
Цифровая доля и электронная сборка
Важным фактором востребованности IТ-оборудования в России является его соответствие требованиям Минпромторга по импортозамещению. Несмотря на попытки корпораций и банков сдвинуть или вовсе отменить конкретные сроки этой программы, скорректировать ее объемы, за государством остается кнут в виде требования к минимальной доле российского ПО в объектах критической информационной инфраструктуры.
Одна из главных трудноразрешаемых проблем на этом пути – это техническая возможность использования российских интегральных микросхем. Сейчас в России около 300 предприятий занимаются созданием электроники. Увы, большинство из них по масштабу сопоставимы с частными свечными заводиками. Во всей этой отрасли у нас трудится порядка 100 тысяч человек. Для сравнения: в одной только корпорации Intel работают около 190 тысяч специалистов, в Microsoft — около 160 тысяч. Характерно, что западные партнеры не продают в Россию оборудование, на котором можно создать конкурентный продукт. Так, под запретом все, что касается топологии 28 нанометров. При этом, производить корпусирование и сборку из готовых комплектующих в РФ не запрещается, поскольку это позволяет сохранить за собой российский рынок сбыта.
Учитывая вышеперечисленные трудности, российская микроэлектроника приобретает смысл и рентабельность только в жесткой связке с приборостроением. Микросхемы окупаются, когда заранее определен их функционал и режим использования в конкретных стратегических проектах, завязанных на госзаказ.
Пример – гипотетическая система оцифровки всего воздушного транспорта в РФ. Под эту задачу логично запустить в производство серию программно-аппаратных комплексов (условных датчиков и ПО). Еще одним востребованным направлением являются серверы с высокой емкостью хранения, предназначенные для развертывания систем видеонаблюдения, резервного копирования и архивирования данных.
В ближайшей перспективе российская экономика должна закрыть целый ряд аналогичных задач. Поэтому вместо изобретения отдельных запчастей этого «цифрового велосипеда», гораздо логичнее и экономнее выполнить эти задачи на базе отечественных программно-аппаратных комплексов с унифицированным отраслевым ТЗ для каждого продукта.
Оперативные направления для программно-аппаратных комплексов, востребованных в России, уже хорошо известны:
Это создание и поддержка операций цифровых копий физических объектов и процессов; автоматизация типовых процессов и повышение их эффективности; развитие сетей и каналов передачи данных; создание отказоустойчивых кластеров и виртуальных ферм для 3D-моделирования, проектирование; развитие систем прогнозной аналитики; GPU/HPC-системы, многопроцессорные серверы; малогабаритные, предназначенные для жестких условий эксплуатации, серверы с питанием постоянным током.
Особой отраслью для развития программно-аппаратных комплексов являются SCADA-системы, предназначенные для сбора данных реального времени в рамках АСУ ТП (автоматических систем управления технологическими процессами). Главным заказчиком этого рынка в России сегодня являются нефтегазовые компании.
О том, что за критическую информационную инфраструктуру государство взялось всерьез и не намерено отступать от намеченных планов по импортозамещению, свидетельствуют не только заявления чиновников, но и суровые требования реальной экономики, на которые больше нельзя закрывать глаза.
В России зафиксирован значительный рост числа хакерских атак на критическую инфраструктуру. Об этом недавно заявил вице-премьер Юрий Борисов. В том числе, это атаки на сети связи и информационные системы госорганов, топливно-энергетического комплекса, транспортных, финансовых, телекоммуникационных и ряда других компаний. По словам Борисова, количество таких атак превысило объем, зафиксированный за весь 2020 год.
– Нельзя на одних импортных процессорах обеспечить заданный уровень надежности, так же, как нельзя обеспечить его только на отечественных электронных решениях, – отметил вице-премьер. Только комбинация этих решений дает более-менее гарантированный результат.
Юрий Борисов намекнул, что государство готово использовать поэтапный принцип перехода госсектора на отечественные решения в ближайшие три-пять лет, выстраивая определенные приоритеты. Однако от кардинальных целей этого перехода никто отказываться не намерен:
– Вопросы обороны и безопасности, системы боевого управления в первую очередь должны быть реализованы на отечественных программно-аппаратных решениях. Что, собственно, уже сделано. А в других каких-то областях, где это не так критично, к этому можно подойти и попозже.
В ближайшей перспективе владельцы критической информационной инфраструктуры (КИИ) смогут использовать ограниченный перечень ПО и оборудования. А именно, только программные продукты, которые входят в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД или Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств-членов Евразийского экономического союза. А также оборудование, упомянутое в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции Минпромторга.
Чужие программы будут «вымещать» типовым методом
Огромную роль в централизованном внедрении программно-аппаратных комплексов играют специальные платформы юридической, кадровой и сервисной поддержки. На сегодняшний день в России можно выделить несколько таких платформ:
Ростелеком + Эльбрус
В мае Ростелеком создал центр компетенций по разработке и переносу программ на отечественное «железо», в частности, на «Эльбрусы». Центр будет оказывать помощь компаниям в решении проблем с ПО при «бесшовном» переходе на российское оборудование.
Банк технологий Москвы
Реестр технологических решений для промышленников – «Банк технологий» – запущен Агентством промышленного развития Москвы. К банку на текущий момент присоединились 49 разработчиков. Большая часть из них предлагают продукцию в виде программно-аппаратных комплексов: промышленного интернета вещей, систем автоматизации складских операций, промышленных роботов. В числе решений, пополнивших «Банк технологий», в 2021 году – платформа компьютерного зрения для контроля технологических операций. Она разработана для таких отраслей как машиностроение, металлургия, пищевая промышленность, энергетика, а также для сфер строительства и транспорта. Предлагается также система бесконтактной идентификации человека по венам ладони. Устройство считывает венозный рисунок на расстоянии 3-9 сантиметров. Решение позволит организовать на предприятии эффективную систему доступа к служебным помещениям, защитить конфиденциальную информацию, контролировать перемещение персонала в здании. Заявку на включение решения в «Банк технологий» компания-разработчик может оставить на сайте Агентства промышленного развития Москвы в специальном разделе.
Росатом для Севморпути
Дирекция СМП госкорпорации «Росатом» завершила разработку концепции Единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути. 27 цифровых сервисов, выделенных в девять блоков по направлениям «безопасность мореплавания», «управление судоходством», «навигационно-гидрографическое обеспечение», «гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка», «аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП», «управление инфраструктурой СМП», «информационное обеспечение грузоперевозок», «реестр услуг и сервисов в акватории СМП», «экологический мониторинг акватории СМП».
Автор: Андрей Троянский