Михаил Мишустин сообщил, что правительство выделило 3,5 млрд рублей на выпуск отечественных базовых станций мобильной связи для ускоренного перехода на сети 5G. На первый взгляд, неприметная отраслевая новость, но есть нюанс, который делает ее большим событием.
Правительство начало применять адресный подход к финансированию стратегически значимой продукции. По каждому нацпроекту наберется до десятка позиций таких изделий передового значения, без которых невозможна реализация поставленных целей. Это конкретная товарная номенклатура, способная обслуживать технологический суверенитет, обеспеченная гарантированным спросом со стороны крупнейших потенциальных потребителей.
Логика выделения денег под продукцию с заранее известными характеристиками отличается от абстрактного «создания благоприятных условий», которым государство занималось на протяжение последних 20 лет.
При финансировании конкретной продукции потенциальный разработчик, поставщик, исполнитель четко понимает, чего и за какие деньги от него хотят: он может спроектировать под эту задачу свои производственные процессы, оценить их себестоимость и их окупаемость. Он может адекватно рассчитать рентабельность производства.
Всего на импортозамещение в российском телекоме, по словам Михаила Мишустина, выделено почти 12 млрд рублей. Процесс пошел после блокировки поставок импортного оборудования. Кроме того, популярность в отрасли набирает так практика так называемых «форвардных контрактов» на закупку оборудования (когда закупается продукция оговоренного качества и количества к отложенной дате в ближайшем будущем).
Конкретизация национальных задач в виде наукоемкой продукции прямо сейчас происходит и по другим направлениям в приборостроении.
Так, в госкорпорации «Ростех» недавно заявили о многократном расширении выпуска новейших отечественных систем контроля воздушного пространства (СКВП). Производством занимается дочерний холдинг «Высокоточные комплексы». СКВП позволит обнаруживать самолеты малой авиации на дальности не менее 30 км, средних беспилотников типа «Орлан» – не менее 18 км., а малоразмерных дронов – не менее 7 км. Также «Ростех» запустил серийное производство базовых станций стандарта DMR (Digital Mobiie Radio): позволяе за несколько минут развернуть сеть профессиональной связи радиусом до 20 км. Есть защита от прямого прослушивания, автономная работа до 4 часов.
СМИ делают акцент на контроле за беспилотниками. Но на самом деле, задача гораздо шире и масштабней: перед страной стоит неотложная цель «оцифровки» российского неба и всего, что в нем движется. Ее невозможно решить без интеграции систем спутниковой и наземной навигации, построенной на суверенной элементной базе и комплектующих. Потребуются кооперация мощностей Роскосмоса, Ростеха, приборостроительных консорциумов среднего бизнеса, которые курирует Минцифры. Для цифрового неба нужно создавать специализированные центры обработки данных, а значит, потребуются собственные полупроводники и чипы российского происхождения.
Со своей стороны, инфраструктурой цифрового неба «на земле» давно и продуктивно занимается Концерн ВКО «Алмаз-Антей». На Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в 2022 году концерн представил результаты огромной программы модернизации систем управления воздушным движением в 200(!) аэропортах страны. Для этого потребовалось построить 12 укрупненных цифровых центров. Рано или поздно созданная Алмаз-Антеем сеть будет интегрирована в единую информационную систему. Работа продолжается.
Кроме того, есть все основания для внедрения единых обязательных национальных технических стандартов ко всему телеком-оборудованию, производимому в России. «Цифровое небо» могло бы стать поводом к первой в истории РФ принудительной государственной стандартизации целой отрасли. Безопасность воздушного движения – достаточно веское основание, чтобы требовать соответствующего качества работы сразу со всех участников рынка, включая госкомпании, собственников аэропортовой инфраструктуры, коммерческих производителей и эксплуатантов БЛА, авиаперевозчиков…
Благодаря уходу импортеров с внутреннего рынка, а также своевременным мерам господдержки отрасли у производителей телеком-оборудования в России появились новые возможности. Возросло число форвардных контрактов на поставку нового оборудования по государственным и корпоративным заказам. За лето сразу несколько резонансных новостей, которые говорят о мощном развитии отрасли.
Ростелеком запустил в Петербурге новый завод «Авангард», заточенный на выпуск длинной линейки телеком-оборудования: от роутеров и телефонов, до оснастки, предназначенной транспортной отрасли. Обращает на себя внимание форвардный контракт на 2,5 млрд рублей на поставку 800 тысяч роутеров различных модификаций.
Примечательно, что в них будут использоваться отечественные микросхемы производства «Микрон», а первые поставки начнутся уже в III-IV квартале текущего года.
Свою перспективную нишу на внутреннем рынке начал занимать и средний промышленный бизнес.
Холдинг «Росэлектроника» поставляет высокоскоростные станции спутниковой связи, умещающиеся в рюкзак общим весом от 5 до 10 кг. Весьма востребованное оборудование, учитывая мировые тренды, нужды фронта (и не только). Разработка НПЦ «Вигстар». Первые поставки уже отгружены.
«Автодор» принимает первую партию отечественных транспондеров. Презентация проекта состоялась в апреле 2023 года на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Пожалуй, это эталонный пример так называемого «доращивания» малого бизнеса под нужды крупного заказчика. Госкомпания поддержала стартап российских разработчиков, инвестировала в проект и получила достойный аналог иностранного оборудования. Контракт предполагает поставку 100 тыс транспондеров. Всего, по оценкам «Автодора» для развития интеллектуальных транспортных систем отрасли потребуется до 200 новых транспондеров в год, с учетом ввода в эксплуатацию новой магистрали М-12. Ранее до 90% этого оборудования поставлялось из Австрии.
Также примечательно, что импортозамещающие транспондеры поставляются «Автодору» по офсетному контракту сроком на 10 лет, стоимостью 120 млн рублей. Все технические параметры изделия полностью совпадают с исходным образцом. Так что, можно считать проект еще и отличным примером обратного инжиниринга. Уже в этом году планируется заместить до 30% импортных транспондеров, а к 2024 целиком выйти на самообеспечение.
Своя успешная ниша обозначилась и у российской производственной компании «Систем Электрик», которая досталась России в качестве «импортозамещающего наследства» от известного французского концерна Schneider Electric, решившего скоропостижно покинуть нашу страну. Сообщают о старте продаж однофазных источников бесперебойного питания, а также новой интеллектуальной системы технического обслуживания и ремонта предприятий (позволяет анализировать и визуализировать данные о причинах отказа электрооборудования.
Газпромбанк представил на ПМЭФ собранную из российских компонентов систему обработки платежей. Все свое: аппаратная платформа, системное ПО, прикладное ПО, криптографическое оборудование, и сам банкомат.
«К 2025 году по результатам пилотов мы планируем перевести программные модули на микропроцессоры «Эльбрус», будем использовать операционную систему ALT Linux и СУБД «Синергия», – рассказал зампредседателя Правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс.
Наконец, одна из ключевых новостей приборостроения – это решение правительства создавать государственные полигоны для испытаний оборудования по выпуску микроэлектроники. На них будут совместно работать Минпромторг, Минобрнауки, консорциумы производителей и разработчиков, а также профильные вузы страны. Строительство каждого полигона может стоить порядка 5 млрд рублей. Однако, инвестиции вполне оправданные. В планах модернизация завода «Протон» в Зеленограде, созданного в 1972 году, в качестве экспериментального цеха национального исследовательского университета МИЭТ («Московский институт электронной техники»). Также подобные комплексы планируется построить в Петербурге и на базе фрязинского АО «НПП «Исток» имени А.И. Шокина.
Автор: Виктория Сухорукова