Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Право честных на госбюджет

Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ за 2019 финансовый год возглавили те, кто умеет планировать и нести ответственность
Право честных на госбюджет
Теги: #Гильдия #Госзакупки

В крупнейшем отраслевом объединении сотрудников контрактной системы – Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам подведены итоги традиционного ежегодного Рейтинга, в котором регионы РФ оцениваются с точки зрения эффективности и «чистоты» проведения государственных закупочных процедур.  

По сути, в этом Рейтинге речь идет о качестве реализации целевых федеральных программ  и национальных проектов. Это один из болезненных вопросов российской экономики на ближайшие несколько лет. Внятных рецептов и пошаговых инструкций исполнения нацпроектов – пока нет; существует проблема позднего доведения государственных субсидий до местных органов власти, средства, выделенные в рамках того или иного нацпроекта, регионы вернуть обратно в бюджет не могут; возможность отследить движение денег в рамках реализации конкретного нацпроекта у контролирующих органов появилась совсем недавно. Все эти сложности сказываются на работе исполнительной власти в субъектах РФ. Административные механизмы устроены таким образом, что зачастую многое зависит от воли и личной ответственности руководителей на местах, а также от профессионализма конкретных специалистов  контрактной системы.

Вот почему Рейтинг Гильдии имеет важное значение для РФ: это срез полезного прикладного опыта регионов.  Также интересной особенностью отечественной экономики является тот факт, что действуя в рамках общего закона о закупках, региональные закупочные системы могут иметь свои уникальные технические нюансы и конфигурацию. Некоторые субъекты РФ усовершенствуют закупки дополнительными техническими нововведениями в рамках 223 и 44 федеральных законов. Их перспективный опыт также учитывается при расчете Рейтинга «Экспертным советом регионов по развитию контрактной системы», который создан в Гильдии.

Места в Рейтинге определяются по специально разработанной Экспертным советом методике. В этом году участие в расчете приняли 49 регионов по государственным закупкам и 35 регионов по муниципальным закупкам. В рейтинге муниципальных закупок приняли участие 1026 муниципальных районов и городских кругов. По каждому показателю определяются лидеры. Далее участники Рейтинга распределяются по группам:

А – высший рейтинг (отклонение от лидера не более чем на 10% включительно);

В – высокий рейтинг (отклонение от лидера не более чем на 30% включительно);

С – рейтинг выше среднего (отклонение от лидера не более чем на 50% включительно).

В группу лидеров в 2020 году вошли: Тюменская область, Алтайский край, Воронежская, Новосибирская, Ростовская, Волгоградская, Иркутская, Калужская, Кемеровская области.

Место субъекта в Рейтинге определяется с учетом множества показателей в совокупности («Оценка организационной структуры закупок региона», «Оценка информационной инфраструктуры закупок региона», «Нормативная база региона», «Оценка профессионализма заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами», «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок» и других). Интересно, что высший уровень по критически важному показателю «Исполнение контрактов» на региональном и муниципальном уровне занял Камчатский край. Позицию лидера в эффективности закупок второй год  удерживает Ростовская область – во многом благодаря работе регионального портала закупок малого объема. Это позволяет региону экономить на закупках около сотни миллионов рублей в год.  Опыт внедрения электронных магазинов на региональном уровне опередил принятие соответствующего закона, и безусловно является передовым.

Отдельную  церемонию награждения победителей Рейтинга планировалось организовать на ежегодном Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который, как и большинство массовых мероприятий в стране, был перенесен на 2021 год из-за пандемии коронавируса.

– На следующем Форуме у нас уже появятся новые победители и тогда они по традиции будут награждены в торжественной обстановке, как это было все предыдущие годы. Но торжественность момента в этом году мы потерять не хотели  бы и постараемся дождаться  более благоприятной обстановки, чтобы провести церемонию награждения – говорит председатель правления Гильдии Лидия Никифорова. – Это случится, когда все представители регионов уже смогут приехать в Москву. Мы на это очень надеемся.

Подчеркнем, что цель работы Гильдии – это не только выделение эффективной практики закупочных процедур – гораздо более важная часть работы посвящена законотворческим инициативам. Так, например, только в 2019 году экспертами Гильдии было подано свыше ста предложений по реформе контрактной системы, большинство из которых вошли в оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ, который рассматривает Государственная Дума. Формат отраслевого объединения позволяет специалистам Гильдии «обкатывать» многие полезные и перспективные нововведения «на земле», в реальных условиях – как это, например, происходит прямо сейчас с практикой экспертизы приемки товаров, работ и услуг. Уже около года механизм независимой экспертизы отрабатывается пилотными регионами Гильдии как правоприменительная практика, а в 2021 году он уже возможно получит законодательно выраженные формы и станет буквой закона для всех заказчиков и поставщиков.

– Антон Гетта, зампредседателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, координатор Бюро расследований ОНФ:

 – Гильдия стала нашим многолетним стратегическим партнером, помогающим отстаивать интересы заказчиков в регионах. Мы и дальше будем ориентироваться на предложения профессионалов Гильдии в части совершенствования положений 44-ФЗ. У нас есть серьезное совместное достижение в виде 71 федерального закона, принятого в 2019 году. Был момент, когда в оперативном порядке после внесения закона потребовался отзыв из регионов. Получив такую задачу на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», эксперты Гильдии оперативно поддержали нас. Поступившие отзывы помогли сориентироваться в правильности принятых решений.

Андрей Садофьев, член Правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам», директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»:

– Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем – это не просто признание заслуг профессионалов. Здесь реальное положение дел в системе закупок страны: как себя чувствует бизнес, справляются ли субъекты РФ с федеральными программами, как далеко зашла цифровизация в экономике? Эти выкладки позволяют получить объективную картину того, как работают законы и насколько они удобны для тех, кто их исполняет.

Как практика превращается в закон

Правоприменительная практика и апробация законотворческих инициатив – это очень важная функция Гильдии, о которой мы попросили рассказать подробнее председателя правления Гильдии Лидию Никифорову.

— Известно, что Гильдия  готовила большой пакет поправок  по изменению в 44-ФЗ. А параллельно  Минфин России и ФАС России готовили свои инициативы.  Вы проводили анализ, насколько подходы к изменению законодательства Минфина и ФАС коррелируются с позицией регионов, входящих в состав Гильдии?

— Конечно, мы готовили  свои инициативы и анализировали предложения Минфина и ФАС, готовили нашу официальную реакцию на них. С удовольствием отмечали, что многие инициативы Гильдии вошли в  законопроекты регулятора и контролера.  Я  не буду их разбирать по пунктам.  Сейчас это делать просто бессмысленно.  Правильнее, когда законы будут приняты:  понять, что учли, что не учли, какие наши  инициативы вошли в закон, над какими будет продолжена работа. По ряду пунктов мы не во всем согласны с позицией регуляторов. Поэтому  в своих ответах пишем – данный вопрос требует обсуждения.

— Можете привести конкретный пример?

— Например,  введение особых правил закупок до  трех миллионов рублей.  У регионов совершенно четкая позиция на этот счет – они считают, что региональную специфику могут учесть только отдельные электронные магазины, которые уже работают на территории. Кроме того, они считают, что  должна быть и некая централизованная система, где аккумулировалась бы вся  информация. Но только на  конкретных региональных системах они могут учесть некоторые особенности. Точно так же, как есть ЕИС и региональные системы. Также, они считают, должно быть и в отношении «малых закупок».  Это первое.

Второе – в подавляющем большинстве регионы уверены, что они должны иметь возможность сами выбирать по результатам конкурса  либо готовые системы, либо выбрать разработчика, который, исходя  из технического задания, сможет разработать электронный магазин.  То есть не ограничиваться какими-то назначенными сверху электронными площадками  и, как следствие,  закрыть этот рынок для всех других разработчиков.

По результатам нашего анкетирования,  95% опрошенных считают, что обязательно должна быть учтена специфика регионов. Как я уже говорила: региону надо дать возможность самому выбрать систему или разработчика. Ведь в каждом субъекте своя логистика, свое ценообразование, разнообразна и география поставщиков. У регионов есть своя позиция – мы считаем, что надо обсуждать этот вопрос и приходить к компромиссному  мнению всем сторонам.

Авторы: Артем Сериков, Елена Полякова

14 июля 2020, 16:59
591
Теги: #Гильдия #Госзакупки
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.