В 2024 году будет введен механизм пост-проверки поставок оборудования из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции Минпромторга РФ.
Реализовывать процедуру будут выборочно — при поступлении жалоб от приобретателей отечественных решений или в случае злоупотреблений в ходе госзакупок, об этом заявил заместитель главы Минпромторга РФ Василий Шпак.
Месяцем ранее министерству пришлось комментировать громкие факты присутствия иностранных компонентов в условно-российской компьютерной технике.
– Всплеск активности тех, кто занимается переклеиванием шильдиков, обусловлен еще и чисто математически. У нас по сравнению с прошлым годом количество позиций в реестре российского радиоэлектронного оборудования выросло в два раза, – объяснил заместитель главы Минпромторга РФ Василий Шпак. – Понятно, что есть какой-то процент недобросовестных, поставщиков которые гонятся за длинным рублем, пытаясь воспользоваться преференциями российских товаров. Мошенников будем преследовать, нещадно карать. Саму процедуру включения реестр мы также готовы править. Находимся в постоянном контакте с Торгово-промышленной палатой. Мы совершенствуем способы и методы проведения экспертизы. Согласуем свои позиции с отраслевым сообществом производителей.
По прогнозам Минпромторга, даже на фоне ужесточения государственной политики, разного рода фальсификации ради получения статуса российской продукции будут иметь место и в дальнейшем. Поскольку это обычное противоборство «щита и меча». Главное, чтобы процент недобросовестных поставщиков не влиял на планы правительства по локализации и наращиванию производства микроэлектронного оборудования именно в России по российским техпроцессам, углублению кооперационных цепочек за счет производителей российской компонентной базы.
Микроэлектроника – это отрасль наиболее уязвимая фальшивого импортозамещения. В силу сложной специфики и особенностей рынка (окупаемость обеспечивается только длительными инвестициями и массовостью серии). Из многократно подтвержденного опыта работы российских заказчиков и поставщиков всплывают вопиющие факты: когда компания подделывает российскую продукцию, завозя китайские комплектующие и собирая из них оборудование прямо на территории заказчика (возможно даже при его молчаливом одобрении).
Бороться с этим, по мнению Василия Шпака, следует только системно. В качестве эффективной контрмеры в Минпромторге рассматривают эксперимент по введению маркировки светотехнической продукции. Поводом для такого эксперимента, в свое время, стало обращение российских компаний, которые жаловались на наличие контрафакта. С введением обязательной маркировки рынок стал значительно честнее и прозрачнее. Поскольку маркировка дает прослеживаемость продукции на всех этапах жизненного цикла товара (от момента ввоза до момента реализации и последующей утилизации). 1 декабря 2023 года добровольная маркировка в тестовом режиме применяется в отношении производителей розеток, светотехники фонарей и других устройств. Опыт вызвал огромный интерес со стороны российских компаний. В Минпромторг поступает большое количество заявок от желающих добровольно отработать модели маркировки на более сложных сферах радиоэлектронной продукции: на телеком-оборудовании, компьютерной технике. Напомним, светотехника, также по ОКПД относится к также относится к сфере радиоэлектронной продукции и на равных условиях входит в соответствующий реестр Министерства промышленности и торговли.
- Эксперимент затрагивает избирательные товарные позиции, по согласованию с бизнес-сообществом. Это виды продукции, которые наиболее подвергнуты риску незаконного оборота (в частности, светильники и осветительное оборудование, лампы накаливания и газоразрядные, электрические, преобразователи статистические. Коды маркировки предоставляются добровольным участникам эксперимента бесплатно. Оператором проекта выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
– Тут нужно пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны необходима прослеживаемость, учет, контроль. А с другой, – все это не должно оказывать слишком сильное давление на себестоимость продукции, – объясняет Василий Шпак. – Мы в рамках добровольного эксперимента потренируемся на светотехнике, где имеются похожие технические переделы (присутствуют и контроллеры и драйверы)… А дальше, по мере поступления запросов от наших отраслей, будем по согласованию с промышленностью расширять эксперимент. С тем, чтобы потом, если опыт докажет свою эффективность и не будет сильного давления на себестоимость, сделать маркировку обязательной.
Главным аргументом противников маркировки является дороговизна процесса, который закладывается в конечную цену товара. Однако на опыте других товарных групп, которые уже давно включены в процесс маркировки, видно, что удорожание как правило составляет менее 1%. Если радиоэлектроника уложится в те же статистические параметры, то опыт будет признан успешным, а требование станет обязательным.
Важно, что в дискретном производстве возможна маркировка не только окончательного изделия, но и компонентов, из которых оно собрано, напоминает замглавы Минпромторга:
– Если речь идет о закупках государственных органов власти, критической информационной инфраструктуры, где предъявляются требования по российскости, то тут, конечно надо проявлять принципиальность, идти до конца. И требовать, чтобы на сто процентов соблюдались все условия. Потому что это преференции, это выгода и выручка предприятий. Если они хотят играть по правилам, они должны их соблюдать. А что касается коммерческого рынка, то мы тут не можем ограничивать компании, если они считают, что им что-то проще и дешевле что-то производить за рубежом, а потом реализацию организовывать у нас. В конце концов, когда продукция у нас даже просто собирается и продается – налоги и зарплаты выплачиваются здесь. Это тоже позитивно, это лучше, чем если бы мы прямо импортировали зарубежный товар для продажи на внутреннем рынке.
Чем больше будет игроков на внутреннем рынке, тем лучше будет естественная среда для импортозамещения, считают в Минпромторге. Сами экономические процессы заставят производителей в конкурентной борьбе проводить более глубокую локализацию продукции, наращивать глубину технологических цепочек внутри страны. В формате B2C и B2B предъявляются высокие требования локализации по критической информационной инфраструктуре (КИИ). Программно-аппаратные комплексы должны быть доверенными, принципиальным условием является российское происхождение и безопасность. В Минпромторге считают, что именно эти рынки будут драйверами внутреннего спроса в ближайшей перспективе. А рынок массового потребления, где в силу объективных причин есть доминирование иностранной продукции, будет постепенно подтягиваться к той планке, которую задает КИИ. Все более весомым фактором (даже для массового потребителя) становится информационная безопасность и качество.
Требования и претензии работают в адрес российского производителя и практически бесполезны в адрес зарубежного поставщика или его торгового посредника.
На днях со стороны российских производителей, интересы которых представляет АНО «Консорциум Вычислительная техника» (АНО ВТ) поступило предложение в адрес Минцифры исключить из перечня товаров, разрешенных для параллельного импорта в Россию смартфонах, планшеты и ноутбуки любых брендов. Одновременно, вендорам российской продукции такого же типа предлагается выделять льготные кредиты, которые будут стимулировать производство и сбыт. Идею тут же подвергли критике в федеральных СМИ на том основании, что российской продукции, сопоставимой по качеству для потребительского сегмента не существует. А объемы ее производства слишком малы, чтобы удовлетворить бытовой массовый спрос. Практически вся отечественная продукция, заточенная под российские операционные системы и другой профильный русский софт, предназначена только для коммерческого применения. Приобрести устройства наших Aquarius или БайтЭрг невозможно в розницу физическому лицу.
На это в Минпромторге отвечают, что на полках магазинов постепенно будет повышаться присутствие высокотехнологичных российских брендов (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Такие методы освоения внутреннего рынка характерны для всех крупных мировых экономик.
– Каждый начинает защищать свой рынок. Это наблюдалось и раньше, а в результате санкционных войн это становится явным. Причем не только в отношении России, но и в отношении Китая. В глобальной гиперконкуренции наличие собственной микроэлектроники – это жизненно важное преимущество. И чтобы оно состоялось, необходимо защищать своего производителя, гарантировать ему местный национальный рынок. Это общее место экономической политики для России, КНР, США. Это будут делать все страны, стремящиеся к реальному политическому суверенитету, – заключает Василий Шпак.
При такой постановке проблемы обычно возникает аргумент ограниченного платежеспособного спроса. Чтобы обеспечить рентабельный объем производства, 140 миллионного населения недостаточно. Эта проблема решается за счет масштабирования на рынок ЕАЭС. Единое таможенное пространство а также торговое соглашение с Ираном значительно расширяет потенциальный рынок сбыта для российских компаний. Парадоксальный факт: но самой крупной зоной экспорта российской микроэлектроники является Китай. Принципиально важным фактором продвижения на дружественные внешние рынки является промышленная кооперация в микроэлектроники, которая позволяет внешним потребителям считать совместно создаваемую продукцию не чистым импортом, а иметь в ней технологическую долю. В совокупности это дает больше оснований для возврата инвестиций в развитие национальной отрасли.
Опыт пост-контроля за продукцией, внесенной в реестры ГИСП, является уникальным в своем роде. Это новая практика в работе государственной машины, которая заслуживает профессионального экспертного разбора. Развитие Государственной информационной системы промышленности и совершенствование реестров продукции – это одна из главных тем предстоящего XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 15-17 мая в Сколково. Контроль за честностью попадания в реестр востребован и в адрес других дискретных производств, где используется широкая компонентная база. Лучшим помощником государства в этом деле могли бы стать консорциумы российских производителей.
Автор: Андрей Троянский