Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Поправки второй волны

Инструменты в защиту поставщика, ужесточение банковского контроля и многое другое…
Поправки второй волны
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Госдума #Госзакупки #Законотворчество #Закупки #Казначейство #Круглый стол #Минфин #Парламентская газета #ФАС

На площадке «Парламентской газеты» регуляторы обсудили детали реформирования контрактной системы.

Основная часть изменений в закон уже внесена и начала работать. Однако экспертам и законодателям еще предстоит проанализировать особенности единой правоприменительной практики. В осеннюю сессию Госдума рассмотрит поправки второй волны.

Об этом сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта. В Госдуме создана рабочая группа по совершенствованию закона о закупках. За истекший период с начала апреля благодаря действиям рабочей группы в ГД удалось провести 128 поправок в Закон о контрактной системе. Быстрота объясняется потребностями реализации нацпроектов. Главная задача, поставленная спикером Госдумы Вячеславом Володиным, – это упростить и сократить сроки прохождения закупочных процедур, подчеркнул депутат.

«Президент сказал, что не нужно подменять ложными принципами конкуренции принципы, связанные с обеспечением работой своих предприятий, поставщиков и подрядчиков, — напомнил Антон Гетта. — У нас до 2024 года на реализацию нацпроектов предусмотрено 27 триллионов рублей — это возможность загрузить работой отечественные заводы и фабрики, а также малый и средний бизнес».

Антон Александрович подчеркнул важность обратной связи с теми, кто непосредственно «на земле» использует и превращает законы в правоприменительную практику. Он отметил важность участия в работе над поправками Гильдии отечественных закупщиков. По словам Антона Гетты, заказчики в регионах, начавшие применять новые формы закона, уже говорят спасибо за более удобную контрактную систему.

Депутат выделил несколько ключевых тем, над которыми предстоит поработать регуляторам осенью. Вслед за контрактом с поставщиком, занявшим второе место, предлагается распространить эту систему по цепочке. Еще один острый вопрос: бизнес столкнулся с невозможностью быстро получать банковские гарантии.

Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова среди ключевых задач на осеннюю сессию обозначила «совершенствование процедуры нормирования», продолжение обширной работы по созданию каталога товаров, работ и услуг. Если позиция в каталоге описана – то это уже является стимулом для качественной работы контрактной системы.

Экономику регионов ожидает развитие электронных магазинов. По словам Демидовой, каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Но при этом задача государства – выбрать самый правильный вариант, чтобы обеспечить конкуренцию и баланс интересов поставщиков и закупщиков. Минфин намерен поработать над оптимизацией процедур закупок закрытой формы. Круг случаев закупок в закрытой форме в результате поправок значительно увеличился.

Также продолжится работа над автоматизацией казначейского контроля закупки и автоматизацией контроля за своевременностью исполнения условий контрактов.

На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых не существует. Для решения проблемы можно использовать инструменты, имеющиеся в рамках контрактной системы. В частности, Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

«Со следующего года можно спокойно перейти к этому механизму», — заявила Демидова.

Кроме того, Минфин предлагает исключить из системы госзакупок лишние процедуры.

«Речь идёт как минимум об исключении запросов предложений. А кроме того, необходимо оптимизировать такие процедуры, как закупка у единственного поставщика и запрос котировок», — сказала Демидова, добавив, что на площадке Минфина сегодня происходит оптимизация процедур закупок в закрытой форме.

Такой законопроект уже подготовлен.

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев отметил, что принятые поправки (например, в области строительства) уже сделали конкурентную среду более жесткой. Значительно упростила закупочные процедуры возможность заключения контракта со вторым участником. По словам замруководителя ФАС, эта норма восстановлена из 94-ФЗ. Однако, как подчеркнул Михаил Яковлевич, теперь, если произошло одностороннее расторжение, контракт со вторым участником допускается лишь в том случае, если первый участник числится в реестре недобросовестных поставщиков. Это помогает исключить субъективизм при конкурсах на стройку.

Говоря о совершенствовании законодательства о закупках, Михаил Евраев отметил необходимость исключения проведения цикличных торгов, когда закупки могли длиться бесконечно, пока не появится второй участник, нередко в результате сговора. Первый шаг по разрыву такой цикличности был сделан весной. Принятые поправки предполагают проведение после первой процедуры ещё одной, и если никто не пришёл, то после согласования с ФАС можно заключить контракт с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.

«Мы предлагаем исключать второй шаг, поскольку, если после первой процедуры никто не пришёл, то зачем делать то же самое ещё раз и терять время. Мы будем предлагать в осенних поправках перейти сразу к заключению контракта с единственным поставщиком при наличии соответствующего согласования ФАС России, если первые торги не состоялись», — сказал Евраев.

Во второй волне поправок ФАС предлагает распространить инструмент предквалификации для крупных торгов – со стройки – на все типы крупных торгов. Также будет узаконен такой инструмент, как «Рейтинг деловой репутации» – вычисление добросовестных поставщиков автоматически будет осуществляться системой ЕИС. Переписку между поставщиком и заказчиком перенесут в ЕИС. ФАС будет работать над созданием инструментов, которые дадут предпринимателям возможность обжаловать действия заказчиков (потерю обеспечения, издержки по контракту). По словам Евраева, в 2018 году из 28 тыс. случаев одностороннего расторжения контрактов 43% расторгнуто без оснований.

Еще один важный вопрос – ужесточение ответственности для банков за срыв контракта.

По словам парламентария, члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам, Айрата Закиевича Фаррахова большинство всех финансовых нарушений приходится на государственные закупки, это существенно снижает возможность многих лекарственных средств появляться на магазинных полках. В связи с этим в Правительстве ведётся работа над осенним пакетом поправок, предусматривающим совершенствование процедуры  закупок. Изменения будут направлены на упрощение и сокращение сроков проведения процедур закупочного процесса.

Дальнейшее совершенствование процесса государственных закупок может повысить доступность лекарственных препаратов.

«Очень часто при заболевании человек даже не может купить себе лекарство, так как оно отсутствует в аптеке. У заказчика нет возможности закупить больше препаратов у поставщика, так как ему приходится проходить через множество процессов оформления заказа, поэтому совершенствование процесса государственных закупок может существенно изменить доступность лекарственных препаратов», — сказал депутат.

В связи с этим Фаррахов предложил внести поправки, которые бы позволили заключать долгосрочные контракты на трёхлетний период в сфере лекарственного обеспечения.

Смотрите полное видео с мероприятия:

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.