Site icon Цифровые Закупки

Станет ли экспертиза частью контракта?

Экспертиза поставляемого товара на стадии исполнения контракта – необходимая мера нашей защиты от некачественной продукции.

Экспертиза качества поставляемых товаров, работ, услуг является больным вопросом национальной экономики.

Во-первых, это раздел, таящий колоссальные коррупционные риски, во-вторых, на данный момент это фейковый механизм, которого по факту не существует.

Абсурд ситуации в том, что, даже если есть вопиющие нарушения безопасности и качества продукта,  он снабжен всеми документами, подтверждающими его качество. Поставщики находятся в полной уверенности в безнаказанности за введение в заблуждение потребителей и предоставление недостоверных, а зачастую просто купленных документов.

Как усовершенствовать эту систему, повысив ответственность поставщиков?

Накрыть новым контрольным институтом всю сферу закупок было бы слишком радикальным решением. Это потребует создания еще одного государственного регулятора. В Федеральной антимонопольной службе и Казначействе РФ считают, что эту задачу можно решить за счет уже имеющихся положений законодательства, уточнив инспекционные требования и разработав национальные стандарты для приемки различных типов продукции.

А выполнять работу по экспертизе товаров и услуг могли бы независимые инспекции, компетентность и беспристрастность которых подтверждена аккредитацией. В пользу такой системы недавно высказывались и эксперты Гильдии отечественных закупщиков, а также представители проекта ОНФ «За честные закупки».

Как это должно работать?

Есть мнение, что контрактную систему не нужно усложнять избыточными функциями, что добросовестный поставщик сам способен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на этапе производства, а также проведение процедуры подтверждения соответствия.

Однако нарушения и их последствия, которые выявляются в уже поставленной по госзаказу продукции, говорят о том, что производитель зачастую уменьшает себестоимость продукции за счет качества компонентов или использования опасных для здоровья добавок, а также фальсификации продукции. За безопасность потребителей у нас в стране отвечает Роспотребнадзор, а за компетентность испытательных лабораторий, проводящих испытания, и органов по сертификации, осуществляющих подтверждение соответствия, – Росаккредитация.

При этом роль Росаккредитации растет вместе с потребностью участников рынка в достоверных данных о результатах испытаний продукции, или, когда им нужна информация о том, когда, кем, на каком основании был выдан сертификат соответствия или зарегистрирована декларация о соответствии. Аккредитованные органы инспекции могут дополнить существующую систему работы, выполняя оценку соответствия, подтверждающую состояние продукции в данный

Алексей Херсонцев, руководитель Федеральной службы по аккредитации:

– В рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» поднималась эта острая тема. Характерно, что подавляющая часть товаров, закупаемых государством, сопровождается декларациями о соответствии, но это не гарантирует их качества. Один из путей решения этой проблемы со стороны заказчика – указывать в конкурсной документации схему, по которой должно осуществляться декларирование товара. На наш взгляд, действующее законодательство это позволяет.

Таким образом, уже на этапе конкурса поставщик будет вынужден проводить испытание продукции в аккредитованной лаборатории. Конечно, это не панацея: поскольку в лаборатории можно проверять товар одного качества, а поставлять – совсем иного. Мы постоянно обсуждаем эту проблему в рамках Госкомиссии по контрафакту в рамках государственного заказа.

Наиболее яркий пример касается электронного кабеля. Коллеги провели экспертизу нескольких крупных объектов строительства в Московской области. При этом обнаружился лишь один объект – строящийся завод «Мерседес», где кабель соответствовал всем нормативным требованиям. Все остальные объекты, построенные за государственный счет, имели проблемы с поставленным кабелем.

Вывод очевиден: там, где есть жесткая лабораторная приемка со стороны заказчика, можно рассчитывать на достойный товар. Наличие независимого эксперта в этой схеме является гарантией качества. Эксперт в данном случае отвечает не просто за соответствие абстрактной продукции абстрактным обязательным требованиям, он отвечает за то, что конкретно эта поставленная партия продукции соответствует тем требованиям, которые предусмотрены контрактом.

– Более того, – продолжает Херсонцев, – если мы откроем Уголовный кодекс, то обнаружим, что уголовной ответственности за недобросовестную сертификацию не существует. Зато есть ответственность за заведомо недостоверное заключение эксперта в рамках 44-ФЗ. Она там прописана. Таким образом, текущее законодательство уже позволяет осуществлять контроль за независимой экспертизой.

По словам Алексея Херсонцева, Росаккредитация могла бы осуществлять входной контроль организаций, занимающихся оценкой соответствия. Чтобы мы могли быть уверены, что организация, которая привлекается к инспекции, соответствует требованиям. Эти требования уже выработаны во всем мире и являются универсальными. В России действует фактически дословный перевод международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции».

Так что не возникнет проблем с их адаптацией.

А вот как включить стоимость экспертизы в контракт – это уже отдельная история, требующая проработки и обсуждения со всеми участниками закупок.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version