Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Планы по конкуренции – это не фейк, а пряник экономики

Так ли вредны перекупщики? Какую миссию они выполняют? Мешают ли они реальным производителям в системе закупок?
Планы по конкуренции – это не фейк, а пряник экономики
Теги: #44-ФЗ #Бизнес #Госзакупки #Закупки #Конкуренция #МСП #СМП #Эксперты

Напомним, что с 2015 года все регионы страны осуществляют реализацию положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

А это значит, что каждый субъект РФ, выбрав для себя ключевые показатели развития конкуренции, выполняет их. Скептик сразу скажет, что это потемкинская деревня. Особенно, если принять во внимание тот факт, что активность по содействию развития конкуренции на основе Стандарта учитывается при оценке эффективности глав регионов и местных органов исполнительной власти. Самым веским критерием развития конкуренции считается доля закупок среди субъектов малого предпринимательства. Но так ли искусственно работает эта схема на самом деле? Попробуем разобраться на живых примерах.

В Московской области в плановых показателях конкуренции прописана конкретная доля закупок среди субъектов малого предпринимательства не менее 25% от совокупного годового объема закупок. Такая планка самостоятельно выставлена Подмосковьем, несмотря на то что Законом 44-ФЗ определена минимальная доля закупок у субъектов малого предпринимательства 15%.

Что говорит по этому поводу профессиональная соцсеть?

Вообще-то, на форумах специалистов в сфере закупок можно встретить немало негативных отзывов заказчиков о планах по конкуренции. Критика аргументирована тем, что, устанавливая в закупке ограничения для субъектов малого предпринимательства, заказчик лишается возможности заключить договор по минимально низкой цене, установленной производителем товара. Утверждается, что из-за этих «искусственных» препятствий заказчик вынужден закупать товары через посредников, так называемых «перекупов». В то время как реальный производитель товара, (завод, комбинат) не являющийся СМП, лишен возможности участия в закупках.

Есть, конечно, вариант – не устанавливать указанные ограничения в некоторых закупках. Но, в таком случае у заказчика, во-первых, имеется риск не достигнуть необходимого минимального объема закупок у субъектов СМП. Во-вторых, так как рейтинг региона зависит от рассматриваемого нами показателя, чаще всего необходимо добиться показателей выше установленных – вплоть до 80%.

Спросим заказчика, попытаем поставщика

Действительно ли заказчику не выгодно закупать товары, работы, услуги у субъектов малого предпринимательства? Терпят ли производители убытки, не имея возможности принять участие в закупке с ограничениями? Не являются ли преференции для малого бизнеса пиром на костях реального производства?

Для того чтобы сделать выводы по этим вопросам, я попросила высказаться все заинтересованные стороны закупочного процесса: заказчиков, производителей и представителей субъектов малого предпринимательства. С малым бизнесом все очевидно: пчелы не могут быть против меда. Представители МСП заявляют, что преференции для них нужны как воздух, так как они не в силах конкурировать с крупным сектором. Да и небольшие размеры обеспечения заявок и контрактов, по сравнению с размерами, устанавливаемыми в обычных торгах, также упрощают перспективы их участия в закупках.

Отметим еще один существенный нюанс. Некоторые представители малого бизнеса готовы поставить товар заказчику, не получив прибыли, чтобы зарекомендовать себя и свое имя. В то время как крупные субъекты рынка не нуждаются «самопиаре» и зачастую не готовы к подписанию контракта на условиях заказчика. Кстати, среди субъектов МСП тоже есть производители. Поэтому для заказчика не исключается возможность приобретения товара без посредника.

Для большинства заказчиков осуществление закупок у МСП в объеме около 80% не является проблемой, а даже наоборот – облегчает закупочную деятельность, потому что заказчику удобно закупать большие и разнообразные номенклатуры товара с маленьким объемом у субъектов малого предпринимательства (например, если речь идет о закупке строительных материалов). Выходит, что заказчик одной закупкой приобретает у малого бизнеса и краску, и строительные смеси. В то время как завод производит что-то одно: либо только краску, либо только строительную смесь. Да и заводам проще отправить перекупщику вагон строительной смеси, тогда как заказчику необходимо всего-то пару мешков. Некоторые заводы вообще не принимают участия в торгах и готовы реализовывать свою продукцию посредникам или потребителю, закупающему продукцию без применения конкурентных процедур.

Директор Торгового дома «ЕлАЗ», крупного производителя спецтехники для нефтегазовой отрасли, дорожно-строительной, коммунальной и других видов спецтехники, Евгений Владимирович Шульгин считает, что устанавливаемые ограничения в закупках для субъектов малого предпринимательства на предприятии никак не отражаются и ущерба не несут. Напротив, за последние три года прибыль компании выросла. При этом значительную часть продукции завод реализует через дилеров, которые сами являются субъектами малого предпринимательства и принимают участие в торгах.

Тогда возникает вопрос, не накладывает ли на заказчика ценовую нагрузку такое посредничество дилеров?

Евгений Шульгин заверил, что на заказчике это никак не отражается, поскольку для дилеров, в зависимости от объема выборки товара, предоставляются скидки.

В конечном итоге приходим к выводу, что преференции для субъектов малого предпринимательства, устанавливаемые заказчиками, положительно влияют на всех представителей контрактных отношений. Дилеры, стремясь получить от завода максимальную скидку, реализуют больше товара: тем самым и заказчик получает больше предложений, а соответственно, и экономию на торгах. Завод и дилер получают прибыль, да и государству такие отношения выгодны по многим причинам, в том числе благодаря неоднократному получению налога при реализации одного товара (производителем – перекупщику или дилеру, и последними –  заказчику).

Автор: Ирина Чуева

25 июня 2019, 16:53
774
Теги: #44-ФЗ #Бизнес #Госзакупки #Закупки #Конкуренция #МСП #СМП #Эксперты
Автор: Ирина Чуева

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.