Идея импортозамещения в микроэлектронике кристаллизовалась в систему упорядоченных действий только в текущем году. Благодаря этому стала понятной промышленная стратегия РФ в этой отрасли. Производители получили четкие ориентиры и могут строить планы развития.
В микроэлектронике невозможно создать конкурентоспособный продукт, без «огораживания» под него минимального рынка сбыта. Начинающая с нуля российская компания не может выйти с суперпродуктом, который будет интересен потребителю настолько, чтобы окупить затраты на его создание; даже если инвестирует в разработку и продвижение условный миллиард долларов. Причем, речь идет не о международном, а только о внутреннем рынке.
Для того, чтобы в России стало комфортно работать хотя бы крупным отечественным производителям, не говоря уже о небольших начинающих компаниях и стартапах, необходима определенная доля разумного протекционизма хотя бы на начальном этапе развития.
Чтобы продукт стал рыночным – то есть был интересен коммерческим потребителям – он должен набрать масштабы производства, определенные объемы инвестиций в R&D (исследования и разработки). Завоевать такое жизненное пространство даже с нормативной и налоговой поддержкой государства проблематично. Аутентичное российское оборудование априори дороже иностранных аналогов по себестоимости, оно, естественно, уступает им по качеству, – поскольку у начинающих проектов нет оборотных средств на доводку и совершенствование продукта. Пытаясь выиграть конкурс, условный отечественный производитель снижает свою маржу до нуля. При этом, в борьбе за контракт для крупной иностранной корпорации с триллионными доходами не составляет труда сыграть в минус, чтобы оставить за собой местный рынок. Таким образом, иностранные поставщики давят потенциальных конкурентов из РФ. Для начинающего производителя эта ситуация равносильна убийству: поэтому без гарантированного государственного заказа не из чего инвестировать в дальнейшие научные разработки и развитие конвейера.
По этой причине государство обязало госзаказчиков и госкорпорации закупать определенную долю компонентов российского производства. Национальный режим в закупках – это лишь один из инструментов поддержки: он работает в комплексе с целым рядом других стимулов, субсидий по различным технологическим направлениям, льготного кредитования, дружественных налоговых механизмов. Благоприятно сказалось на отрасли создание особых экономических зон, которые сегодня действуют практически в каждом субъекте РФ. Эталонные примеры – это «Иннополис» в Татарстане, «Технополис Москва», «Парк высоких технологий» в Белоруссии.
Фабрика собственных «Ньютонов»
На сегодня в РФ есть несколько компаний, которые занимаются производством отечественных микропроцессоров. В ноябре стало известно, что МЦСТ разработает «Эльбрус-32С для Минобороны. При этом в Минпромторге подчеркивают, что микропроцессор будет также востребован в коммерческих структурах, в промышленности и в компаниях с госучастием.
Недавно «Байкал Электроникс» произвел первую партию серверных чипов. Это апробированный и понятный продукт, на котором можно построить мощный сервер, способный поддерживать операции высокого уровня. Под этот микропроцессор государством уже обеспечен гарантированный спрос на ближайшие несколько лет.
ГК «ХайТэк» разрабатывает специализированный микропроцессор IVA под системы искусственного интеллекта. Продукт уже выпущен, первым получил международное признание, попав в рейтинговую систему США.Около десятка компаний в мире занимаются производством чипов специального назначения. В этой нише отечественные производители идут в ногу со временем.
Дефицит инвестиций
Многое решается объемом инвестиций в научную базу. Так, у крупнейшего производителя таких процессоров NVIDIA эти вложения измеряются в десятках миллиардов долларов. Для сравнения, аналогичная российская компания, вложившая 3-4 млрд рублей в создание процессора, считается локомотивной.
Сложный инвестклимат является одной из проблем дальнейшего развития отечественной микроэлектроники. В США тысячи инвесторов готовы поддержать перспективный стартап через венчурные фонды. В России компаниям практически невозможно завоевать внимание частного инвестора или корпорации, а сотрудничество с банковскими коммерческими структурами, работающими под залог основных фондов и «отжимающих» у заемщика максимально возможные средства, выглядит экономически нецелесообразным. По этой причине отечественный IT-сектор пытается выжить на одних государственных субсидиях и преференциях.
Характерно и то, что главные потенциальные заказчики российского софта и железа – госкорпорации – саботируют процессы импортозамещения, уклоняясь от закупок российского оборудования.
Лекарства продвижения
В течение 2021—2024 гг. расходы государства на поддержку радиоэлектронной отрасли составят примерно 800 млрд руб.
Минпромторг предлагает организовать прямые цепи поставок в микроэлектронике для поддержки российских производителей в рамках курируемой министерством госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013—2025 гг.».
Весной Правительством утверждена дорожная карта формирования и развития спроса на российскую электронику и микроэлектронику. Одним из ее ключевых инструментов является предоставление субсидий разработчикам электроники и микропроцессоров наряду с возмещением затрат на разработку и внедрение своей продукции.
В рамках дорожной карты при президиуме комиссии Правительства по цифровому развитию планировалось создать Совет главных конструкторов по развитию отечественной электроники. К сожалению, с момента огласки об этой замечательной идее больше ничего не известно.
Стимулировать спрос – гарантировать рост
В этом году у Минцифры появился уникальный в своем роде Департамент стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию.
Директор департамента стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию Минцифры Александр Понькин, так объясняет принцип работы ведомства:
– Мы сквозным образом на всех этапах создания продукта поддерживаем как заказчика, так и производителя, проектировщика, дизайн-центры, производителей компонентной базы и всех, кто участвует в создании продукции.
Основные инструменты стимулирования:
- Долгосрочная мера поддержки в виде субсидий на приобретение российских аппаратных и программных решений в размере до 50% от стоимости внедрения;
- Типовые проекты перевода инфраструктуры крупных заказчиков (в том числе банков, операторов связи) на импортонезависимые аппаратные решения, на доверенное оборудование
- Льготные кредиты для российских компаний на ее приобретение радиоэлектронной продукции российского происхождения. По словам замглавы Минцифры Максима Паршина, российский бизнес может рассчитывать на такие кредиты под 1-5% годовых в размере до 10 млрд руб., притом выдаваться они будут на внедрение не только отечественного «железа».
- Для участников Реестра отечественных разработчиков микроэлектроники доступны постоянно действующие налоговые льготы, в том числе бессрочное снижение ставки страховых взносов с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3%.
Как отделить чужие решения от своих целей?
Роль догоняющих вынуждает российских производителей идти проторенным путем, в том числе пользуясь чужой компонентной базой и чужими решениями, чтобы не тратить ресурсы на изобретение «собственного велосипеда». В такой ситуации, чтобы не сбиться с курса создания собственной автономной радиоэлектронной отрасли, используется оупенсорсная архитектура, на базе которой можно разрабатывать российские чипы. Такое решение позволяет быть уверенным, что в продукте нет закладок, что в результате санкций он будет «отключен» от критически важного поставщика.
Заимствования – это необходимое «зло», которое нужно научиться использовать без ущерба для национального конвейера. Среди процессоров общего пользования идет конкуренция за нанометры: кто по меньшей топологии выпустит свой процессор, обладающий большей производительностью. В данный момент РФ не обладает достаточными компетенциями, чтобы конкурировать на этом высокотехнологичном рынке. Однако есть ряд специфических направлений, в которых Россия технологически не уступает и не находится в позиции догоняющих. Одна из таких ниш – процессоры для инференса нейросетей, на которых работают: беспилотники, системы распознавания лиц, распознавания речи, системы предиктивной аналитики, промышленной безопасности.
Совместимость как стратегия
Совместимость российского ПО из программного реестра с продукцией из реестра радиоэлектронных компонентов, то есть российского софта с российскими процессорами – отдельный животрепещущий вопрос. Складывается впечатление, что у государства две разнонаправленные программы, и одна голова не знает, чем занята другая.
– Мы будем добиваться совместимости, – заявил в ходе ноябрьского TAdviser SummIT 2021 Максут Шадаев, министр цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ. – Сейчас мы обсуждаем с Минпромторгом, как осуществить эту увязку двух реестров. Требовать от национальных разработчиков ПО в текущий момент решений на базе российских процессоров можно только в том случае, если это обеспечено дополнительным спросом. Если такого обеспечения не создать – то они воспримут это как обременение. Будет ли это стимулировать рынок? Требовать совместимости можно и нужно, при условии, что она будет увязана с планами по внедрению российской компонентной базы. Мы не можем не поддерживать российские процессоры, но мы против того, чтобы деньги разработчиков шли с опережением под не увеличивающуюся инсталляционную базу. Будем искать оптимальный баланс между этими отраслями. С мая текущего года мы отвечаем и за спрос отечественного железа, поэтому у нас появилась удобная возможность интегрировать эти направления.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет