Site icon Цифровые Закупки

От виртуальной витрины к искусственному интеллекту — перспективы регулирования закупок малого объема

В России продолжается техническая эволюция закупок, начавшаяся в благодаря цифровизации этой отрасли. Развивается не только Единая информационная система закупок ЕИС. Одновременно идет и встречный процесс строительства региональных электронных магазинов.

На следующем этапе неизбежна их более глубокая интеграция с ЕИС. Существует документ, на основании которого это происходит: «Регламент информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере закупок с региональными и муниципальными информационными системами». Регулируя этот процесс, государство стремится сохранить все преимущества внешних систем размещения заказа (ВСРЗ); которые, безусловно, есть.

Остается дискуссионным вопрос, каким образом гарантировать равные конкурентные условия работы в электронных магазинах разных субъектов РФ всем без исключения предпринимателям? Нужно ли при этом руководствоваться  установкой каких-то дополнительных правил, сверх того, что предписывает закон? Скажем, нужна ли стандартизация технических заданий на создание маркетплейсов? С таким вопросом мы обратились к признанному эксперту закупок, члену Попечительского совета «Цифровых Закупок», Павлу Тихомирову. Он полагает, что проблема вполне решается без вмешательства государства —  за счет технологического развития самих сервисов ЗМО.

Экспертное мнение

Павел Тихомиров, заместитель генерального директора ГКУ «Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения г. Москвы»:

Равные конкурентные условия работы в электронных магазинах можно создать, передав решение по поиску поставщиков и расчету цены на товар искусственному интеллекту (ИИ).

Для этого каждый заинтересованный поставщик должен загрузить в систему и поддерживать актуальным наличие и описание товаров на своих складах, место расположения складов и ориентировочную цену.

Система с помощью ИИ сама ищет подходящий товар на ближайших к месту доставки складах, рассчитывает среднюю цену и делает коммерческое предложение поставщикам, на чьих складах найден этот товар. С тем, кто первым акцептует этот уровень цены, заключается контракт. Также ИИ сам организует логистику, путем поиска подходящего курьера или средства доставки через агрегаторов или логистические компании также предлагая им доставку по расчетной цене.

При этом ИИ должен сам находить проверять квалификацию поставщиков (опыт, финансовое состояние, наличие трудовых и производственных ресурсов, либо товара на складе), рассчитывать текущую рыночную стоимость товара и доставки.

Этот подход схож с работой агрегатора такси, только с большим числом квалификационных требований к поставщику и характеристик товара.

Считаю возможным сделать пилотный проект по применению ИИ в закупках малого объема для закупок простой, распространенной на рынке продукции, на которую есть достаточная конкуренция, имеются полные данные для расчета рыночного уровня цен, наличие и доступность продукции на складах, возможности организации доставки и т.п. Такой пилотный проект мог бы быть реализован в сфере лекарственного обеспечения, поскольку уже отлажены информационные потоки о прохождении фарм-препаратов от производителя до потребителя, включая нахождение на складе.

Конечно, потребуется доработка программного обеспечения электронных площадок, разработка алгоритмов поиска и расчета цены. А поставщикам нужно будет сделать доступной информацию о наличии товаров на складах.

И для реализации такого подхода в малых закупках не требуются изменения в закон. Но необходима заинтересованность поставщиков и заказчиков в таком механизме, поскольку без гарантированного спроса электронные площадки не станут вкладываться в разработку новых дорогостоящих технологий и способов закупок.

В качестве положительного эффекта от использования ИИ можно ожидать существенного снижения коррупционных возможностей, поскольку при таком механизме закупки сложно вступить в сговор: заказчик не знает кто первый акцептует предложение, а малый объем закупок не формирует коррупционный интерес у участников. Кроме того, при фиксированной цене участнику нет смысла предлагать заказчику какой-либо «откат», поскольку результат таких торгов от заказчика не зависит.

Преимущества региональных маркетплейсов

У внешних систем размещения заказа (ВСРЗ) и региональных (муниципальных) информационными системами (РМИС)  есть свои передовые наработки, учитывающие особенности местной экономики и бизнеса. Эта вариативность позволяет существенно повысить эффективность экономики. Речь идет не только об экономии бюджетных средств, которой принято мерить качество цифровизации. Растет доверие бизнеса государственному заказу, создается удобная и понятная среда для взаимовыгодного сотрудничества. Первую роль в этом доверии играет именно автоматизация процессов. Человеческий фактор сводится к нулю. Появляется реальная возможность проводить закупки в один клик.

Самым высокоразвитым сервисом закупок малого объема в стране нужно признать «Портал поставщиков Москвы». Их сервис ЗМО является частью столичной системы (ЕАИСТ) для закупок и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Сейчас на портале работают 220 тысяч поставщиков из всех регионов Российской Федерации, 90% из них — представители малого и среднего бизнеса. Некоторые функции этой системы уже реализованы в других региональных магазинах (например, совместная закупка, каталогизация товаров). Но кое-что остается уникальным ноу-хау.

По поводу дальнейшей технической эволюции маркетплейсов за счет применения умной контрактации.

Приходится признать, что пока этот процесс сдерживается недоразвитостью федерального законодательства. По своей сути, смарт-контракт позволяет осуществить коммерческую операцию через компьютерную сеть без участия посредников. То есть, он относится к сфере криптоэкономики, а в России пока не принят закон о ее статусе, такие «договоры» находятся вне правового поля. Банк России заявлял, что займется созданием в РФ репозитория, то есть места хранения данных, для смарт-контрактов. Пока только для банковской системы.

Между тем, идея B2B-маркетплейса для бизнеса уже достаточно детально описана и проработана даже не одной, а несколькими российскими IT-компаниями. В той или иной форме ее уже начинают применять электронные торговые площадки.

Ее базовыми функциями являются:

Рано или поздно федеральный закон дозреет, до цифровых технологий которые успели его опередить, а значит блокчейн доберется до закупок с полки в электронных магазинах.

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version