На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», Московская область поделилась передовыми практиками аудита в закупках.
Московская область как государственный заказчик – это субъект с немалыми бюджетными возможностями. После столицы и Санкт-Петербурга МО – это третий бюджет страны.
Согласно данным за 2023 год, общий вес закупок Подмосковья составил почти полтриллиона рублей. Учитывался, в том числе, объем и муниципального уровня, который софинансируется через межбюджетные трансферты.
Число заказчиков, работающих в системах ПИК и ЕАСУЗ составляет 4 тысячи единиц, при этом в исполнении госконтрактов задействовано более 50 тысяч подрядных организаций. Начиная с 2016 года в экономику региона плотно внедряются цифровые решения, что не могло не сказаться на повышении эффективности закупок товаров, работ, услуг.
Одним из таких признаков является средний срок оплаты по исполненным контрактам: за последние несколько лет в Подмосковье этот «временной лаг» снизился более чем в три раза. Удалось достичь планки в два рабочих дня. Федеральный и региональный орган казначейства проделали большую совместную работу для этого, ускорив межбюджетные трансферты.
Львиная доля типичных нарушений участников закупок с обеих сторон также показывает устойчивую динамику к снижению. Во многом это заслуга цифровых сервисов, которые применяются в Подмосковье.
На текущий момент в Московской области созданы и функционируют 78 государственных информационных систем. Они впитывают в себя массивы данных практически обо всех процессах, происходящих в секторе государственного и муниципального управления.
Игорь Кузьмин, заместитель председателя контрольно-счетной палаты Московской области:
– У нас оцифровано, практически все: условно говоря, от рождения человека до организационно-экономических вопросов (бюджетное строительство, транспорт, энергетика).
Инспекторским составом Контрольно-счетной палаты Московской области в ежедневной работе анализируется разные группы информационных систем.
– При аудите закупок мы, естественно, как и все коллеги контролеры, используем возможности ЕИС (как открытой, так и закрытой части), в том числе специализированные, такие как «риск-модуль»… За последние три года, после того, как мы получили подтвержденное законом право на безусловный доступ к государственным информационным системам, они прочно вошли в инструментарий каждодневной работы любого инспектора. Утро начинается с того, что мы получаем подборку данных из разных источников: а) об исполнении регионального бюджета, б) об исполнении контрактов из системы ЕАСУЗ, в) о целесообразности и обоснованности закупки (обоснование потребности). В последнем пункте имеются в виду данные от смежных информационные систем, дополнительных отраслевых ресурсов (Минстроя, Минтранса, например, таких как АИС МБС («Мониторинг Бюджетного Строительства»).
Значительным шагом вперед для повышения прозрачности и подконтрольности всех экономических процессов стала технология «умного контракта». Эффект его применения особенно четко сказался на сферах социального и инфраструктурного строительства.
– В состав условий умного контракта вписана отдельная строчка о том, что подрядная организация обязуется у себя на объекте установить набор видеокамер. Что позволяет нам в живую мониторить ход работ: подвоз материалов, насыщенность объекта персоналом. Также состав условий умного контракта предполагает предоставление структурированной отчетности об исполнении контракта. Принципиально важно, что ко всем этим историям у контрольного органа есть доступ, – пояснил Игорь Кузьмин.
Системы, задействованные в контроле, могут обмениваться данными, а не только автономно обслуживать свою отрасль.
Ошибка, которая нередко случается в регионах – это заключение контракта (на создание чего-либо) при отсутствии бюджетных лимитов. У этой ошибки могут быть две причины. Либо все от обоснования до заключения происходило в бумажной форме, либо имеет место несогласованность информационных систем. Бюджетной (которая ставит на учет обязательства) и системы через которую проходят контрактные процедуры. Эти «этажи» государственной экономики должны обмениваться данными.
– У нас эти системы «дружат», – пояснил Игорь Кузьмин. – ГИС «Региональный электронный бюджет Московской области» (ГИС РЭБ) и портал ПИК ЕАСУЗ. В ГИС РЭБ осуществляется доведение лимитов до получателя бюджетных средств – государственного муниципального заказчика. А в ПИК – собственно процедура заключения контракта. На уровне автоматики выставлен запрет на нанесение электронной цифровой подписи в том случае, если лимиты не доведены. Аналогичная история касается нормирования потребностей. Например, Региональная государственная информационная справочно-картографическая система (РГИС). Если в нее погрузиться, то можно почерпнуть всю специализированную информацию: о расположении бюджетных строек, о нахождении госимущества, органов власти, о движение автобусов, о движении мусоровозов, о расположении рекламных конструкций и так далее… Таким образом, цифровизация в нашей повседневной работе позволяет существенно повысить эффективность. Мы радикально сокращаем затраты на работу с объектом контроля в части сбора с него информации. Мы не тратим время на подготовку запроса и ожидание данных.
Деятельность контрольно-счетного органа публична. Она освещается через официальный информационный ресурс. На сайте в открытом доступе находится план работы КСУ на год. В этом плане предусмотрены два блока, нацеленные на аудит закупок.
Поскольку госзакупки составляют до 45% консолидированного бюджета Подмосковья, ни одно мероприятие, связанное с бюджетным процессом, не обходит без элементов аудита закупок. Глубина аналитики, как поясняет Кузьмин, при этом, может быть разной:
– Можем смотреть текущие закупки в рамках внешней проектной отчетности за год. Скажем, в отрасли коммунальных услуг, закупка воды, бумаги и т.д. Можем смотреть в комплексе всю сферу закупок, либо исполнение какого-то конкретного контракта.
Наиболее распространенные типовые нарушения, выявляемые Контрольно-счетной палатой Московской области, бьются на четыре блока: нецелевое, неэффективное, нерезультативное расходование средств. А также «несвоевременность закупки».
– Изучив наши статистические отчетные данные за последние пять лет, мы не обнаружили ни одного случая фиксации нецелевого использования средств при осуществлении госзакупок. На наш взгляд, это объясняется возросшей финансовой и правовой грамотностью государственных и муниципальных заказчиков. Приносит плоды интеграция информационных систем. Их согласованность технически не позволяет заказчику купить то, на что не направлена закупка.
Чувствительная тема – неэффективное использование средств. Типовой пример: когда некое учреждение приобретает определенное имущество (например, телефонные аппараты), ориентируясь только на текущую потребность. Потом эта потребность либо мифически испаряется, либо исчезают условия для возможного использования указанного имущества. Имущество лежит на складе более полугода…
– Ориентируясь на вводные, которые нам давала Счетная палата в типовом перечне фактов неэффективного использования, мы подобные случаи классифицируем именно по данному определению, именно как неэффективное использование средств, – рассказал Кузьмин.
Немало случаев неэффективного использования касается отрасли капитального ремонта либо строительства, которое внезапно останавливается по тем или иным причинам. Естественно, по ходу развития событий изменяется стоимость строительства.
В Московской области практически все мероприятия госпрограмм, предусматривающие процедуры закупки (в том числе требующие межбюджетных трансфертов муниципалитетов) покрыты дорожными картами. В этих дорожных картах четко прописаны: а) набор процедур; б) набор лиц, несущих персональную ответственность за реализацию мероприятия; в) сроки. Контрольно-счетный орган имеет доступ к дорожным картам, что позволяет оперативно фиксировать те факты, когда по тем или иным причинам конечный исполнитель допускает нарушение сроков.
Это крайне важно для бюджетного процесса: межбюджетные трансферты являются срочными (заключаются на 1 год), затрагивают такие значимые сферы как ремонт социальных учреждений, благоустройство территорий и т.д.
– Родилась система, которая позволяет нам прослеживать судьбу объекта от его зарождения (в виде обоснования) и до открытия. Мы фиксировали случаи, когда имущество не использовалось, возникали вопросы к потребности. Поэтому был сформулирован четкий алгоритм появления объекта. Кто должен заявить потребность. Была создана информационная система, в которой объект зарождается. Это геопортал РГИС, где объект физически появляется на карте. В этой системе ему присваивается уникальный идентификационный номер, с которым он проходит по всем смежным системам. На большой карте мы ставим условную точку будущей школы, мы там формируем потребность муниципалитета в данном объекте (она фиксируется). Она проходит анализ в профильном региональном органе исполнительной власти (Минобр, Минздрав, Минкульт). В региональном электронном бюджете у формируется показатель государственной программы – объем финансового обеспечения. Далее начинается история закупки в портале ЕАСУЗ, и история исполнения в ПИКе. Мы добавили важный завершающий этап – это открытие объекта.
По словам эксперта, в России зачастую закупка, зачастую, кончается актом приемки-передачи объекта. Подмосковные власти пошли еще дальше, исходя из той логики, что нужен не просто сданный, а функционирующий объект. Поэтому дорожные карты Московской области и контроль по ним длятся до ввода в непосредственную эксплуатацию. Система меняет логику государственного управления, ставит интересы конечного потребителя в приоритет.
Комментариев пока нет