Форум-выставка ГОСЗАКАЗ - Новые вызовы
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Особая история – закупки у бизнеса в сегменте 223-ФЗ

Квота на закупки у МСП вернулась в закон, но дополнительными нюансами
Особая история – закупки у бизнеса в сегменте 223-ФЗ
Теги: #223-ФЗ #МСП

Уследить за малыми закупками госкомпаний и корпораций правительству гораздо сложнее, чем за работой госзаказчиков.  В прошлом году государство делало послабления по обязательной квоте закупок у субъектов МСП для госкомпаний и госкорпораций, попавших под антироссийские санкции.

«Бизнес-амнистия» распространилась на 900 крупнейших компаний корпоративного сектора. С позволения правительства они перестали размещать в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС)  информацию о своих закупках, начиная с марта 2022 года. При этом, формально должны были проводить такие закупки закрытыми конкурентными способами в электронной форме на специализированной ЭТП, либо неконкурентными способами.

По факту, это трудно проверить, а годовую отчетность госкомпаний и корпораций по закупкам у МСП в 2022 году, положа руку на сердце, трудно считать достоверной.

С 1 января требование о соблюдении обязательной квоты закупок у МСП вернули. Но с двусмысленными оговорками.

«Правительственное постановление, с одной стороны, возвращает для подсанкционных госокомпаний требование о выполнении квот по закупкам у малого бизнеса, а с другой – отменяет требование об обязательной доле спецторгов в совокупном годовом объеме закупок. То есть, таким госкомпаниям теперь потребуется выполнить только «общую» квоту – по закупкам у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок», – поясняет «Интерфакс-proзакупки».

Из интересного. В конце прошлого года Минфин пояснил, что достижение квоты закупок у МСП корпоративными заказчиками возможно не только путем проведения закупок с участием бизнеса, но и путем установления требования к поставщикам привлекать субъекты МСП к исполнению договоров в качестве субподрядчиков. Не очень понятны алгоритмы учета таких контрактов контролирующими органами.

  • Объем привлечения должен указываться в документации о закупке и в договоре. Данные об участии МСП на правах субподряда (соисполнения) учитываются заказчиком в общем годовом объеме закупок у МСП (25%).
  • Важный нюанс: Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам МСП, а также подтверждающих статус самозанятого.

Если данные учитывает сам заказчик, а не контролирующий орган и не автоматизированная система, то степень доверия к такой отчетности на порядок ниже.

«Цифровые Закупки» неоднократно обращали внимание на проблему регламентации сферы субподрядных отношений. Бороться за конкуренцию жизненно необходимо прежде всего в формате субподряда.

В стране нет закона о субподряде. У государства нет возможности не то что влиять, но даже просто видеть и прослеживать эти хозяйственные взаимоотношения. На практике это зачастую приводит к издержкам, к экономии на качестве в рамках исполнения государственного заказа, а иногда – даже к срыву контрактов и провалу нацпроектов.

Интересно, что несколько лет назад ФАС России пыталась заложить базу нормативного регулирования субподрядных отношений. В 2020 году была начата разработка законопроекта о закупочных союзах. Однако очень нужный законопроект так и остался в столе. А он сейчас крайне востребован. Он бы позволил поддержать малый бизнес в конкурентной борьбе и уравнять рыночную силу сторон.

Статистика корпоративных закупок у МСП

По итогам минувшего года озвучивают разные статистические данные по закупкам корпораций в сегменте МСП. Федеральная электронная площадка РТС-тендер отмечает увеличение доли по количеству закупок госкомпаний у малого бизнеса с 40% до 58,5% по 223-ФЗ. По данным «Контур. Торгов», количество торгов по 223-ФЗ, который регулирует закупки для отдельных юридических лиц, выросло на 30% – до 459 тыс.

Прогнозируют, что в 2023 году все большее число компаний будут совершать закупки у предприятий малого и среднего бизнеса на суммы до 20 млн руб. в формате электронного магазина по 223-ФЗ. Одним из стимулов использования электронных магазинов является скорость проведения закупок.

По мнению эксперта «Контур. Торгов» Василия Данильчика, рост закупок по 223-ФЗ с участием МСП связан с тем, что заказчикам с 2022 года была увеличена квота на закупки для малого и среднего бизнеса с 20 до 25%. – В 2021 году квота на закупки для МСП распространялась на несколько тысяч госкорпораций, у которых годовой объем выручки был свыше 500 млн рублей, для автономных учреждений – свыше 250 млн рублей. В 2022 году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых более 20 тысяч, – пояснил он.

– В текущем году Казначейство планирует запустить закрытый контур ЕИС, а число специализированных ЭТП возрастет. Можно ожидать, что подсанкционные госкомпании обяжут проводить свои закупки на специализированных ЭТП в электронной форме, – отметил  гендиректор ЭТП «РТС-тендер» Владимир Лишенков в недавнем интервью Интерфаксу. – В результате доля закупок, которые госкомпании могут проводить вне федеральных ЭТП, окажется небольшой.

Продуктивный передовой опыт коммуникации госкомпаний и бизнеса в формате закупок малого объема есть у «Корпорации МСП». Стремительно развивается их  специальный агрегатор ЗМО: «Витрина закупок малого объема по 223-ФЗ».

Всего лишь за 6 месяцев объем его работы составил 1,16 млрд рублей. Заключено более 700 договоров. По правилам, объем одной такой закупки не должен превышать 500 тыс. рублей. Согласно статистике, чаще всего госкомпании используют ЗМО для приобретения услуг по ремонту оборудования и оргтехники, услуг в области архитектуры, проектирования, технических испытаний, исследований и анализа, профессионального обучения и т.п.

Еще одна тенденция – рост числа закупок у самозанятых. Компании с госучастием в 2022 году закупили у самозанятых граждан продукты, услуги и работы на 3,4 млрд рублей, что превышает показатель 2021 года на 211%. Впрочем, есть мнение, что это связано не столько с увеличением объема самих малых закупок, сколько с перетоком малого и среднего бизнеса в новую юридическую форму (более комфортную с точки зрения налоговой нагрузки и кризисных факторов). Число коммерческих предприятий в стране сокращается.

В России по итогам прошлого года число закрытых компаний оказалось на 13,6%, чем число открытых. Всего в 2022 году было открыто 242,1 тыс. новых коммерческих предприятий. Закрыто в стране было 280,2 тыс. компаний. Это на 93,9 тыс. или на 25,1% меньше, чем годом ранее, но все равно, хорошего мало. Число закрытых компаний превысило число открытых на 38,1 тыс. Если же смотреть раскладку по регионам, то в 19 субъектах РФ с наиболее благоприятным деловым климатом открытий все-таки оказалось больше.

Самые востребованные в системе закупок в 2022 году услуги самозанятых:

  • реклама и исследования конъюнктуры рынка — 830 млн рублей (26% от общей суммы закупок);
  • проводные телекоммуникации — 212 млн рублей (почти 7%);
  • здания и работы по их возведению — 100 млн рублей (3%);
  • поддержка исполнительских искусств — 86 млн рублей (почти 3%);
  • исполнительские искусства — 78,8 млн рублей (2,5%).

Интересно, что самый высокий прирост объема закупок пришелся на юридические услуги — 31 млн рублей (рост в 128 раз). Таким образом, юридические услуги становятся уделом профессиональных одиночек.

Значительную роль в стимулировании корпоративных заказчиков к закупкам у бизнеса играют агрегаторы закупок малого объема. Часть продукции учитываемой в обязательных квотах, можно приобретать через сервисы ЗМО восьми электронных торговых площадок. У заказчиков, работающих по 223-ФЗ возможность приобретать продукцию у малых и средних предпринимателей по принципу «электронного магазина» появилась с 1 июля 2022 года.

Справка

  • Стоимостный объем договоров, заключенных по результатам МСП, должен быть не менее 25% от совокупного годового объема закупок. В расчете этой доли могут учитываться и закупки через «электронный магазин». Однако пользоваться упрощенным механизмом закупок с полки – это право, а не обязанность заказчика. Если потребности и целесообразности этого механизма нет, то автономное учреждение может закупаться посредством привычных процедур, прописанных в своем положении о закупке.

Автор: Андрей Троянский

23 января 2023, 11:15
507
Теги: #223-ФЗ #МСП
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.