Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Операция с отложенным эффектом – новое регулирование для индустриальных парков

Станет ли закон о промышленном ГЧП генератором новых инвестиций?
Операция с отложенным эффектом – новое регулирование для индустриальных парков
Теги: #Инвестиции #Индустриализация

Идея строительства индустриальных парков по концессионной модели выглядит золотой жилой. Когда регулирование осуществляет не министерство, не подвед, и не губернатор со своей командой чип и дейлов – а профессиональный концессионный оператор. Когда этот оператор «по подписке» предоставляет готовую инфраструктуру резидентам вместе с финансовым обеспечением проектов при их заходе на площадку.

Инструменту индустриальных парков в России уже больше 15 лет. Он изначально задумывался как акселератор новых производств. Общее число индустриальных парков в РФ к настоящему моменту перевалило за четыре сотни. Очевидно, что если бы все они работали в полную силу, то страна давно стала бы мировым технологическим лидером и осваивала Марс.

Дело в том, что наполнение многих площадок еще не закончилось, и в том, что состав резидентов не всегда бывает производственным. Сообщают, что за последние 10 лет заполненность парков возросла с 50% до 75%. Вакантные площади сокращаются. Лучше всего чувствуют себя парки-спутники мегаполисов. В одной только Московской области насчитывается 75 индустриальных парков, в которых практически не осталось свободных мест.

Сергей Качаев, сопредседатель Инвестиционного совета ЦФО, управляющий партнер Key Partner:

– Спрос на хорошо оборудованные инженерной инфраструктурой индустриальные площадки есть. Он нарастает. Президент Российской Федерации поставил задачу к 2030 году создать 100 новых индустриальных парков. Этот KPI уже внесен в национальные проекты. В пересчете на географию – это 3,5 тысячи гектар – 11 млн квадратных метров новых промышленных площадей. А чтобы это исполнить, требуется как минимум 1 трлн частных инвестиций. За предыдущую пятилетку с 2019 по 2024 гг. в РФ было создано 94 индустриальных парка. Хочу подчеркнуть: такой спрос на объекты промышленной инфраструктуры наблюдался при показателях экономического роста 2-2,5%.

Для развертывания новых производственных комплексов требуется кратно больший объем инвестиций. Но самое главное – нужен принципиально новый подход к управлению, учитывающий, сколько индустриальный парк создает добавленной ценности на вложенный капитал. Физически невозможно провести такие расчеты без механизмов стратегического планирования на долгосрочный  период (10-30 лет).

С недавних пор в теме российских индустриальных парков появилось понятие так называемых «якорных инвесторов». Это хороший знак. Речь идет о таких компаниях, кто вкладываясь в индустриальный парк, тянет за собой на площадку «группу поддержки» в виде смежных производств и бизнесов.

Якорным инвестором может выступать и регион: если правительство субъекта специально вкладывается в локализацию какой-либо отраслевой программы (*например производство лекарственных препаратов).

Также якорным может выступать крупный бизнес, которому нужно сформировать «плодородную» среду вокруг своего стратегического проекта. Так, например, размещая в индустриальном парке условное производство беспилотников, его инвестор стремится «поселить» рядом компании мелких и средних разработчиков и производителей комплектующих для БПЛА.

Якорный инвестор переносит часть своих капитальных инвестиционных затрат на смежных резидентов в обмен на гарантии сотрудничества и спроса.

Профессиональные управляющие компании подходят к организации процесса «заселения» индустриального парка как к бизнесу. Они зарабатывают на синергии, получаемой от грамотного распределения финансовых и производственных ресурсов.

Интересно, что компетентные российские управляющие компании такого уровня буквально наперечет. Всего пять организаций. Они реализуют индустриальные парки не только в РФ, но и в бывших республиках СССР.

Ключевым фактором является доходность индустриального парка.

Особенно для его резидентов. Если вопрос доходности будет решаться научным методом, тогда сеть индустриальных парков вполне может стать причиной новой русской индустриализации. Если же подходить к наполнению площадок стихийным рыночным способом  (*в прямом смысле, когда площади сдаются в аренду кому попало, как лавочникам на городской ярмарке), тогда ждать каких-то невероятных эффектов от индустриальных парков не приходится. Это просто портовые промзоны на отшибе.

  • Под научным методом следует понимать долгосрочное стратегическое планирование – сложное уравнение со многими вводными, которое просчитывается якорным резидентом или управляющей компанией.

Исходя из конечной потребности, рассчитывается загрузка (с техническими заданиями) для компаний производителей, участников кооперационной цепочки, считаются все вводные в виде льгот и господдержки. Имея задание и желаемую «добавленную стоимость» производителей – можно вычислить оптимальную себестоимость конечного изделия, и свести баланс всей площадки. А есть еще более интересные и сложные механизмы – такие как возможности выхода площадки на фондовый рынок.

Есть экономические спецэффекты, которые дает площадка только благодаря концентрации ресурсов и средств производства в одной точке на карте.

Это, например – автоматизация, роботизация и внедрение цифровых двойников на производство. В одиночку бизнес с трудом решается на такое, а будучи собранным в кооперационную змею – с легкостью и интересом. Удешевление конвейера за счет серийного сбыта. А еще концентрация ресурсов позволяет снижать кадровые затраты. Если компании имеют отношения к одной отрасли – то можно формировать проектные инженерные команды под краткосрочные задачи.

Нельзя не заметить, что кооперационная логика индустриальных парков хорошо сочетается с Законом о технологической политике, принятым в 2024 году, а также с законом о государственно-частном партнерстве.

Самым острым вопросом остается тема дешевых денег под реализацию промышленных проектов. Изначально правительство рассчитывало на различные механизмы поддержки, через систему фондов ФРП, ВЭБа, опорных корпоративных госбанков. Однако жесткая денежно-кредитная политика ЦБ обесценивает эти планы и лишает выработанные с таким трудом механизмы экономической целесообразности. Объемы субсидий и государственных компенсаций при ставке выше 20% не покрывают избыточную дороговизну денег. Стоимость кредита значительно выше, чем расчетная окупаемость производства (К сожалению, это касается всех отраслей, даже тех, которые считались высокомаржинальными). Необходим новый источник длинных дешевых денег.

В прошлом году Госдума приняла очень важный и многообещающий Закон о промышленном ГЧП, который может стать «материнским» для индустриальных парков России.

Этот закон зажигает зеленый свет перед комплексными инвестициями в промышленнсть на частной территории при соблюдении ряда критериев, выдвинутых государством.

Согласно закону, проект заслуживающий господдержки, должен соответствовать Таксономии технологического суверенитета – т.е. официально утвержденному Правительством РФ перечню технологий и продукции, в которой воплощаются эти технологии. Это конкретные товарно-номенклатурные позиции.

Но самая интересная часть касается калькулятора инвестиций. Общий объем инвестиций в проект должен превышать 10 млрд рублей, объем финансирования за счет собственных средств — не менее 15%, а объем прямого финансового участия государства — менее 50% от всех расходов по проекту.

Это очень хорошие условия – в буквальном смысле: предложение от которого невозможно отказаться. Любой коммерческий банк может быть заинтересован в работе на таких условиях. Ведь государство берет даже не львиную, а слоновую долю рисков на себя.

Почему-то, акцент в тексте закона сделан именно на реконструкции промышленных объектов. Однако для новых индустриальных площадок такое нормативное регулирование выглядит крайне востребованным.

  • Предложение о реализации проекта инвестор будет направлять в Правительство РФ. Его рассмотрят на уровне федеральных органов исполнительной власти. В случае одобрения предложение опубликуют на портале torgi.gov.ru с целью принятия заявок от иных лиц, заинтересованных в реализации подобного проекта. Если другие заявки не поступят, то с инвестором заключат соглашение, если поступят — будет объявлен конкурс.
  • Закон устанавливает обязанность публичного партнера осуществлять контроль за реализацией соглашения. (Чем не ярлык на полномочия управляющей компании индустриального парка?)

В Минэке, который выступал главным инициатором и разработчиком закона, рассчитывают на на заметный рост количества ГЧП-проектов в промышленности после его принятия. Учитывая, что деньги любят тишину, моментальных результатов не стоит ждать в 2025 году. Инструмент ГЧП в промышленности – это история с отложенным эффектом.

Всероссийский ХХ Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – самая удобная площадка для профессионального обсуждения перспектив индустриальных парков. Потому что большая часть их резидентов ориентирована на госзакупки и закупки компаний с государственным участием. Форум пройдет в Санкт-Петербурге с 23 по 25 апреля.

Автор: Артур Королев

26 января 2025, 22:58
370
Теги: #Инвестиции #Индустриализация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.