Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Оборонная вотчина: благодаря ОПК в России может начаться настоящее импортозамещение

Консервативный блок Правительства предложил установить конкретную долю отечественной продукции в госзакупках
Оборонная вотчина: благодаря ОПК в России может начаться настоящее импортозамещение
Теги: #Госзаказ #Импортозамещение #Минпромторг #ОПК #Патриот #Юрий Борисов

Пакет эволюционных предложений для национальной контрактной системы вчера передал Президенту РФ Владимиру Путину заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов.

Из доклада Юрия Ивановича Владимиру Владимировичу с неотвратимой очевидностью стало ясно, что до сего дня в российской контрактной системе импортозамещение «работало» только на словах. Ведь никто и никогда не пытался не то что ограничить, а хотя бы достоверно вычислить объем российских товаров в государственных закупках.

Для начала вице-премьер предложил организовать мониторинг, по результатам которого определить для госкомпаний размер минимальных долей закупок российской продукции в общем объеме закупок.

– Казначейству совместно с Минфином России уже поручено принять меры, обеспечивающие мониторинг страны происхождения закупаемого товара, что позволит оценить достижимость показателя по доле отечественной продукции в закупках, – сообщил Борисов.

Он также подчеркнул, что работа по продвижению аутентичной продукции российских предприятий на внутренний рынок давно не новость для российской экономики, а предложенный подход развивает уже реализуемую политику запретов, ограничений и ценовых преференций.

– Мы предлагаем внести корректировки в 44-й и 223-й федеральные законы в части установления обязательной доли российской продукции в госзакупках. Это установит целевые ориентиры как для всей системы закупок, так и, что важнее всего, для заказчиков на местах. Размер этой доли (50%) обоснован данными Минпромторга России по оценке возможностей российской промышленности для нацпроектов. При этом как достигать совокупную долю по региону – за счет каких заказов и заказчиков, пусть определяют губернаторы на местах. Нас будет интересовать средняя доля по региону от годового объема закупок.

Кроме того, что эти меры сами по себе давным-давно востребованы в национальной экономике, без них невозможна конверсия оборонно-промышленного комплекса и диверсификация производства военных предприятий. Как изготавливать кастрюли и сантехнику вместо танков и самолетов российский ВПК уже проходил в мрачные 1990-е. Больше такого опыта не надо. Единственная область, в которой возможно добиться развития гражданского потенциала, – это высокотехнологичные производства. Чистое самоубийство – пытаться выйти на этот рынок без стратегии умного протекционизма.  Но аргументированный рассказ об этом – в следующем материале «ЦЗ». А сейчас поговорим о том, как вообще можно было пять лет подряд заявлять об каком-то импортозамещении, не имея ни внятных целевых показателей, ни методик их достижения в системе закупок?

Национальная производственная квота

Предвосхищая недовольство идеологов необузданного рынка, в Правительстве опросили губернаторский корпус 33 субъектов страны на предмет целесообразности установления квоты российской продукции в рамках нацпроектов. Результат: 90% опрошенных высказались в поддержку введения национальной квоты.

А чтобы данные меры выполнялись, предлагается установить для руководителей федеральных органов исполнительной власти и губернаторов в дополнение к действующим ключевым показателям эффективности показатель «доля российских товаров в объеме закупок».

При этом Юрий Борисов предлагает не ограничиваться только нацпроектами, а распространить механизм квотирования на весь госзаказ:

– В 223-м законе предлагаем установить право Правительству определять минимальную долю закупок российской продукции для компаний с госучастием.

Почему политика невнятного протекционизма не приносит результатов

Контроль за достижением федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, компаниями с госучастием установленных долей закупок российской продукции предлагается поручить Федеральному казначейству через информационную систему закупок ЕИС.

Кстати, для продвижения отечественной продукции в нацпроекты Правительство уже несколько лет как применяет существующие механизмы запретов, ограничений и преференций по цене. Однако заказчики умеют манипулировать характеристиками продукции на торгах, поэтому политика невнятного протекционизма не приносит ожидаемых результатов.

Появление же конкретной квоты аутентичной продукции поможет:

а) избавиться от откровенного саботажа в закупках российских товаров, к которому в большинстве случаев прибегают на местах;

б) устранить вопиющие прецеденты лжеимпортозамещения, когда под видом отечественного производителя перекупщики поставляют продукцию иностранного происхождения.

Юрий Иванович призвал не скромничать понапрасну.

Например, действующие в США законы «Покупай американское» (1933 года) и «Покупай, Америка» (1982 года) содержат меры жесткого протекционизма в интересах американского производителя. А при государственных закупках могут вводиться требования к поставке продукции исключительно американскими производителями с установлением 50%-ной доли по локализации ее производства.

– Если оплот демократии и либерализма делает все для поддержки отечественного производителя, то чем мы (Россия) хуже? – справедливо недоумевает вице-премьер.

Инструменты настоящего импортозамещения

Предлагается дополнительно реализовать следующие механизмы:

  • запрет использования дополнительных характеристик товаров относительно действующих каталожных описаний;
  • учет заявок российских поставщиков при определении начальных (максимальных) цен контрактов;
  • установление обязательного условия предоставления межбюджетных трансфертов – осуществление закупок в объеме не менее 50% российской продукции;
  • запрет на допуск иностранной продукции в рамках нацпроектов при наличии отечественных аналогов. Здесь предлагаем использовать двухэтапную процедуру торгов – сначала между российскими поставщиками, а если таковых не находится – то с привлечением всех остальных.

Указанные механизмы можно распространить на товары из государств-членов ЕврАзЭС, но только при условии установления ими порядка определения страны происхождения по аналогии с действующим в Российской Федерации.

Предложения оборонно-промышленного комплекса, конечно, требуют широкого обсуждения отраслевого сообщества, экспертов, контролеров и регулятора контрактной системы. Масштабной площадкой, на которой пройдет их широкое обсуждение, станет Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 25–27 марта в КВЦ «Патриот».

Фото: Андрей Гордеев / Ведомости

Автор: Артём Сериков

Правило «третий лишний» как вынужденная мера в госзакупках

14 ноября 2019, 18:18
997
Теги: #Госзаказ #Импортозамещение #Минпромторг #ОПК #Патриот #Юрий Борисов

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.