Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

О типичных ошибках заказчиков при исполнении госконтрактов

О типичных ошибках заказчиков при исполнении госконтрактов
Теги: #Правоприменительная практика

Главой 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен порядок исполнения, изменения, расторжения контракта.

Кроме того, порядок исполнения контрактов, заключенных на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), регулирует бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующих бюджетные правоотношения.

Предлагаем рассмотреть типичные ошибки, допускаемые заказчиками, осуществляющими закупки на основании 44-ФЗ при исполнении контрактов.

Изменение существенных условий контракта, выразившиеся в продлении сроков выполнения работ, поставки товаров.

В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 2 ст. 34 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Срок исполнения контракта является таким существенным условием.

Статья 95 Закона N 44-ФЗ, содержит исчерпывающий перечень случаев, когда может быть изменен срок исполнения контракта:

– При исполнении контракта, заключенного до 1 января 2025 г., возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнить. Чтобы изменить контракт в этом случае, потребуется решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации в зависимости от того, для обеспечения каких нужд проводилась закупка.

– Заказчик относится к числу лиц, указанных в п. п. 6, 11 ст. 161 БК РФ, и ему уменьшили лимиты на закупку (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, письмо Минфина России от 18.03.2020 N 24-03-06/21073).

– Заказчиком заключен долгосрочный крупный контракт и срок его исполнения изменило Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация (п. п. 24 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Предмет контракта – выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическое изучение недр, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

– Заказчиком заключен контракт жизненного цикла (предусматривающий проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства) или контракт, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, и при их исполнении сметная стоимость превысила цену контракта (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

– Заказчиком заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по п. п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, письма Минфина России от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602).

– Заказчиком заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по п. п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Изменять условия контракта можно до 31 декабря 2024 г. (ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

– Заказчиком заключен контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ со сроком исполнения не менее одного года и ценой контракта 100 млн руб. и более (п. 13 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

– Заказчиком заключен контракт, по которому Правительство РФ определило дополнительные условия исполнения, не связанные с его предметом (ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ). Например, Правительство РФ может разрешить изменить срок исполнения обязательств по контракту, если есть договоренность сторон (Распоряжение от 11.07.2019 N 1511-р).

Обращаем ваше внимание, что в каждом случае изменения срока исполнения контракта, основания такого изменения, должны быть предусмотрены законодательством Российской Федерации и документально подтверждены.

Если вы измените срок исполнения контракта в иных случаях, либо основания такого изменения не предусмотрены законодательством Российской Федерации и документально не подтверждены, вас могут оштрафовать по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, а допсоглашение об изменении срока будет недействительным. Такая позиция соответствует судебной практике и решениям ФАС России и ее территориальных органов.

Нарушение сроков оплаты товаров, работ, услуг

Частью 13.1 статьи 34, частью 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ предусмотрены сроки оплаты товаров, работ, услуг.

Однако одним из типичных и довольно распространенным нарушением является оплата товаров, работ, услуг с нарушением этих сроков. По данным Федерального Казначейства, такие сроки составляют от 1 до 25 дней.

За данное нарушение, ст. 7.32.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Совершение данного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Приняли и оплатили не выполненные работы

Статьей 94 44-ФЗ предусмотрено, что в числе прочего, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.

При этом в соответствии со статьей 34 44-ФЗ, в числе прочего, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Также вышеуказанными нормами предусмотрено оформление документа о приемке такого товара, работы или услуги.

В случае отсутствия надлежащим образом оформленного документа о приемке товара, работы, услуги, контракт не может считаться исполненным стронной исполнителя (поставщика).

Оплата товара, работы либо услуги без основания, рассматривается органами контроля как нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 94 44-ФЗ, условий контракта.

Не проведение экспертизы

Нормами 44-ФЗ предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы, предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, проведение экспертизы результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, является обязанностью заказчиков.

Не применение штрафных санкций в случае, предусмотренном контрактом.

В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 6 ст. 34 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пеней.

Учитывая изложенное, исходя из системного толкования положений 44-ФЗ, в случае несоблюдения исполнения обязательств по контракту, заказчик обязан потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Автор: Светлана Попова

5 марта 2024, 19:49
517
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.