12 мая в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации членами Совета Федерации А.Г. Дмитриенко и К.К. Долговым, а также депутатом Государственной Думы В.В. Гутеневым внесен законопроект № 954775-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».
В качестве знакового изменения можно отметить введение в текст закона о промышленной политике определения диверсификации производства организаций оборонно-промышленного комплекса как разработки и производства такими организациями высокотехнологичной продукции, не связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Данное предложение призвано ввести конкретное определение термина «диверсификация», в настоящее время применяемого в достаточно свободной форме.
В данном контексте на ум приходит аналогия с применением термина «тендер». Вроде все понимают, что речь идет о некоем состязательном процессе отбора поставщиков, но при этом нормативное закрепление такого термина в действующем законодательстве отсутствует. Надеемся, что в отношении «диверсификации» предлагаемая поправка внесет ясность и определенность.
Раз уж мы заговорили о «тендерах» (не о «тендерах» как вагонах, прицепляемых к паровозу для перевозки топлива и воды, а о конкурентных процедурах), то важно отметить еще несколько предлагаемых норм, закрепленных в вышеуказанном законопроекте.
Так, например, в целях стимулирования выпуска организациями ОПК высокотехнологичной «гражданской» продукции, Правительство Российской Федерации будет ежегодно утверждать план мероприятий по созданию условий по стимулированию внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию указанных организаций, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельных видов юридических лиц. В таком же порядке будут спланированы мероприятия по осуществлению централизованных закупок высокотехнологичной продукции организаций ОПК для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц.
Помимо этого Правительство должно разработать порядок и требования к осуществлению мониторинга закупленной у организаций ОПК высокотехнологичной продукции в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223 и порядок взаимодействия с Министерством финансов Российской Федерации, выступающим в роли регулятора контрактной системы в сфере закупок.
Будем надеяться, что данные изменения позволят Правительству совместно с экспертным сообществом, включая непосредственно специалистов организаций ОПК, выработать эффективные технологии по производству и продвижению «гражданской» высокотехнологичной продукции, в том числе и посредством входа в систему государственных, муниципальных и корпоративных закупок.
Автор: Павел Лисин