АКО
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Новые правила «национального режима» на примере закупки одежды

Закупочное сообщество уже несколько дней будоражат новые запреты на закупку ряда товаров для государственных и муниципальных нужд
Новые правила «национального режима» на примере закупки одежды
Теги: #Госзакупки

Дело в том, что 1 мая вступил в силу ряд положений Постановления Правительства РФ от 30.04.20 г. № 616 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД …».
Одно из приложений к Постановлению – ПЕРЕЧЕНЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, на закупку которых и распространяется общий «запретительный» порядок.
Давайте разберем предлагаемые правила игры на примере закупки одежды, которая также содержится в указанном перечне.
Дабы не утомлять читателя пересказом текста Постановления, остановимся на наиболее сложных и спорных моментах. Итак, Постановление запрещает закупать для государственных и муниципальных нужд ряд иностранных товаров, в том числе и одежду, упомянутую в перечне.
Что значит иностранную? Это значит произведенную, где угодно, кроме Российской Федерации и государств – членов Евразийского экономического союза. Однако возникает резонный вопрос: как быть заказчику, если необходимая ему одежда не производится в России или странах ЕАЭС?
Такие случаи в Постановлении предусмотрены, и заказчику можно купить иностранный товар, например, если отсутствие отечественного производства подтверждено разрешением на закупку иностранного товара, выдаваемого с использованием ГИС промышленности в порядке, установленном Минпромторгом.
Можно было бы закупить одну единицу одежды, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей, но, к сожалению, одежда находится в списке исключений и данная индульгенция на нее не распространяется.
Правда, справедливости ради, надо отметить, что заказчик может не устанавливать запрет, если возникла необходимость обеспечения взаимодействия какого-либо элемента одежда, например, форменных брюк с кителем, уже используемым заказчиком, ввиду их несовместимости по причине указания на них разных товарных знаков.
Важно обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4 Постановления общие правила запрета распространяются, в том числе и на товары, поставляемые заказчику при выполнении работ, оказании услуг. Таким образом, если заказчик будет закупать услуги по уборке прилегающей территории и включит в проект контракта также условие о поставке спецодежды, то на нее тоже должны распространяться все указанные требования. Конечно, данный случай, скорее всего, на практике не встретится, в том числе по причине боязни возможных санкций за нарушение закона о защите конкуренции.
Далее применительно к одежде интерес представляет пункт 5, в соответствии с которым дополнительным требованием к участникам закупки, в том числе и одежды, является использование при ее производстве материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Россия и (или) государство – член ЕАЭС. Так что ткань и пуговицы тоже должны быть отечественными, если они в принципе производятся на соответствующей территории. Назовем это «импортозамещением полного цикла».
А каким образом поставщик должен подтвердить производство продукции на территории России или стран ЕАЭС? Постановление в пункте 6 определяет, что таким подтверждением является наличие сведений о продукции в реестре российской или евразийской промышленной продукции (основание для включения продукции в реестр – заключение, выданное Минпромторгом, которое также уполномочено на формирование и ведение упомянутых реестров).
Важное новшество Постановления – требование предоставления поставщиком документов, подтверждающих страну происхождения товара (в нашем случае – одежды) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10. Однако пункт 10 не так прост, как кажется. Так, в нем говорится, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям постановления, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра. То есть участник закупки должен два раза сообщать заказчику страну происхождения товара? Зачем? С какой целью? Почему не достаточно это сделать только на этапе исполнения контракта?
Мимоходом отметим, что в Постановлении сохранились привычные правила, гласящие, что для целей соблюдения запретов, не могут быть предметом одного контракта товары, включенные в перечень и не включенные в него, а также, что при исполнении контракта замена «отечественных» товаров на «иностранные», не допускается.
И теперь самое интересное и практически сбивающее с ног обстоятельство: на данный момент не утвержден порядок выдачи Минпромторгом разрешения на закупку иностранного товара, а также порядок формирования и ведения реестров, выписки из которых должны представлять поставщики. И это все в условиях уже действующего Постановления!
Как же быть заказчику, чтобы не остаться без одежды? Видимо, придется ждать быстрой реакции Минпромторга (хотя ему выделен целый месяц на подготовку всех документов), тем более, что министерство получило право давать разъяснения по вопросам, связанным с применением постановления.

Автор: Павел Лисин

7 мая 2020, 13:08
617
Теги: #Госзакупки
Ещё по данной теме