Вопрос о применении 44-ФЗ к госзакупкам в области ИТ всегда входит в область негативных.
Этому множество причин, одна из которых – неприменимость стандартных шаблонов контрактной системы к интеллектуальным продуктам.
Недовольны и заказчики, и поставщики. Многие эксперты указывают на то, что закон необходимо корректировать, при этом внятных идей, как именно это делать, никто не предлагает.
Специалисты госсектора, которым по долгу службы приходится работать с закупками интеллектуальных продуктов, чаще всего жалуются на следующий спектр проблем:
- Сложность процессов по согласованию финансирования. Даже если ты все сделал правильно, то работы начинаются во второй половине года.
- Невозможность формирования сложных контрактов: поставки, работы и услуги приходится разводить (из-за разных поставщиков не удается достичь нужного результата).
- Нет возможности гибкой корректировки задачи внесения изменений в заключенные контракты.
- Отсутствие квалифицированной экспертизы на этапе выбора IT-решений и на этапе приемки работ. Мало квалифицированных аналитиков для постановки четких задач программирования, причем как в самой системе госуправления, так и у подрядных организаций.
- Зависимость от одного разработчика систем.
Почему так?
Экспертно-консультативный совет Счетной палаты по вопросам стратегического управления и развития государственного аудита нашел следующие причины проблем в закупках IT-сектора.
Во-первых, в РФ налицо хроническая недооценка информационных технологий, лоскутная автоматизация (когда оцифровываются только отдельные задачи, а общей архитектуры решений нет и не предвидится).
Отсюда – отсутствие координации системных вопросов развития ИТ, слабое межведомственное взаимодействие (нет общего подхода к архитектуре приложений и данных); отсутствие нормативно-правовых актов, которые бы мотивировали заказчиков к использованию лучших международных практик (зачастую отставание по зрелости от коммерческих структур – на 10–15 лет); неразвитость рынка ИТ-индустрии (слишком мало отечественных производителей, мало конкуренции между ними – подрядчики-монополисты).
Еще одной выявленной болевой точкой является полная неподотчетность разработчиков систем при дальнейшей эксплуатации их продуктов. Нет не то что открытого кода – многие системы не имеют никакого публичного контура.
Эти и многие другие вопросы и варианты их решений участники конференции IT Government DAY обсудили сегодня в формате открытой дискуссии.
Среди решений данных проблем участники дискуссии озвучили следующие рецепты:
- Изменение требований к госконтрактам: чтобы закупались не конкретные результаты, а объемы человеко-часов.
- Формирование гибкого листа человеко-часов и распределение их между федеральными органами исполнительной власти.
- Создание единой методологии разработки программного обеспечения, аккредитация и организация разработчиков и экспертов, которые помогают выбрать решение.
Автор: Артём Сериков
Комментариев пока нет