Site icon Цифровые Закупки

Микроэлектроника – между пирровой победой и тактическим отступлением

Локомотивный разработчик российских процессоров «Эльбрус» АО «МЦСТ» предупредил об уязвимостях балльной системы Минпромторга. Вместе с переносом сроков обязательного перехода заказчиков на российскую компонентную базу это бьет по отечественным производителям, обнуляя их усилия на внутреннем рынке.

Кроме того, под угрозой остается критическая информационная инфраструктура страны (КИИ): сети связи, информсистемы госорганов, промышленности, энергетических, финансовых, телекоммуникационных корпораций. Сегодня все это работает на импортном оборудовании и софте, требует немалых финансовых затрат в чужую пользу, а при необходимости выключается одним щелчком зарубежного партнера.

Независимость откладывается на потом

Однако под давлением корпоративного и банковского сектора правительство решилось на уступки в вопросах цифрового суверенитета: обязательное использование отечественных процессоров в КИИ откладывается до 2024 года. Такие послабления вводятся Проектом изменений в постановление правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории России». Документ разработан Минпромторгом и в данный момент проходит межведомственное согласование.

Хотя изменения в ПП №719 еще не утверждены, отсрочку импортозамещения на два года уже можно считать состоявшимся фактом, согласованным между ключевыми центрами принятия решений (Минпромторг, Минцифры, руководство корпораций). Вице-премьер Юрий Борисов, известный своей непреклонной позицией в этом вопросе, также в конце прошлого года упоминал о вынужденных ситуативных уступках по срокам обязательного перехода владельцев КИИ на российские процессоры.

В контексте этой отсрочки балльная система Минпромторга, посредством которой определяется степень российскости в IT-изделиях, уже не выглядит непреодолимым барьером для иностранных поставщиков. О том, что нельзя воспринимать балльную систему как самодостаточный национальный фильтр и раньше неоднократно предупреждали представители отрасли. Возможен набор баллов за несущественные или избыточные компоненты изделия, в то время как его наукоемкое ядро остается преимущественно иностранным. Балльная система должна была работать в сочетании с требованиями по КИИ.

Проходной балл на патриотический бал

Эта проблема снова была акцентирована в официальном письме гендиректора МЦСТ Александра Кима, которое он направил в Минфин, Минэкономразвития, ФАС России и Минцифры в конце 2021 года.

Ким пишет, что по новым правилам и после 2024 года набрать допустимый проходной балл можно будет без применения отечественного процессора в изделии и без обязательного монтажа в России материнских плат, содержащих эти процессоры. Эксперт уверен, что недостающие баллы можно будет получить, используя второстепенные электронные модули отечественного производства.

«Ослабление требований облегчит внесение в реестр локализованной продукции зарубежных производителей <…>. Продолжится проникновение зарубежных платформ в критическую информационную инфраструктуру, что приведет к ухудшению информационной защищенности цифровой экономики в целом. Это — прямая угроза национальной безопасности России», – считает Александр Ким.

Для компаний, чьи производственные мощности уже загружены и настроены на внутренний сбыт, отказ от обязательного применения российских процессоров – это огромный риск. В микроэлектронике рентабельность обеспечивается при объемах в сотни тысяч единиц. При таком раскладе для начинающих российских производителей даже незначительное замедление конвейера является критическим ущербом. Резкое снижение спроса сделает невостребованными складские запасы процессоров и комплектующих для них на сумму более $20 млн, рассчитали в МЦСТ.

Российский разработчик предложил оставить действующее постановление правительства без изменений и ввести для российской продукции с иностранными процессорами отдельный сегмент «локализованная продукция» со своими преференциями на торгах по принципу «второй лишний». Однако Александр Ким уверен, что нужно закрыть ей доступ к тендерам владельцев критической информационной инфраструктуры. Не трудно предугадать, что заказчики предпочтут любой ценой приобретать иностранную продукцию.

Двухконтурный фильтр

30 декабря последовала реакция на письмо российского производителя. Оказывается, в Минпромторге готовились к негативному для российских процессоров сценарию в связи с отсрочкой обязательного перехода. Поэтому предлагают ввести двухуровневую систему допуска вычислительной техники на рынок госзакупок. Техникой первого уровня будет считаться оборудование с российским процессором, а второго — без него, но входящее в реестр отечественной электроники. Как видим,  законопроект министерства идеологически очень похож на то, что накануне предложили в МЦСТ.

В пояснительной записке расписан алгоритм работы национального фильтра:

«при наличии заявки, содержащей предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции первого уровня (с российским центральным процессором), заказчик отклоняет все прочие заявки». В то же время доработанный Минпромторгом механизм позволяет осуществить закупку российской радиоэлектронной продукции в случае отсутствия такой продукции на российском процессоре.

В Минпромторге также ответили и на критику балльной системы. В ведомстве считают, что при грамотной настройке механизм начисления баллов вполне способен работать в пользу технологического суверенитета страны. Производитель будет получать максимальное количество баллов при применении российского процессора в своей продукции, а «проходной» балл для получения статуса будет возрастать ежегодно, и со временем получить его без использования российского процессора будет невозможно, поясняют в Минпромторге.

В случае утверждения двухуровневой системы допуска риски российских производителей вероятно снизятся, однако возрастет нагрузка на контролирующие органы контрактной системы. Опыт импортозамещения в закупках (практика использования механизмов третий лишний/второй лишний) показывает, что заказчики ловко обходят ограничения национального режима посредством техзаданий, написанных под иностранного поставщика. В ТЗ априори выставляются требования, которые не смогут быть реализованы на российских процессорах. За российским разработчиком, конечно, остается право оспорить подобные инсинуации. Однако государственная практика выявления ангажированных технических заданий крайне слаборазвита и сложна. Помимо технических характеристик закупаемой продукции авторы ТЗ довольно часто манипулируют и другими категориями: например, сроками поставки, условиями сервиса. Нельзя не заметить, что в рамках 223-ФЗ импорто-ориентированный заказчик практически неуязвим. Вне системы жестких запретов, обоснованных требованиями госбезопасности, он может профессионально игнорировать  все баллы, суперпроекты и космические планы по развитию национальной микроэлектроники.

IT-конструктор – «игрушка» для корпораций

Выходит, что до 2024 года госкомпании, госкорпорации и естественные монополии сохранили полный карт-бланш на закупку импортной вычислительной техники. А ведь именно корпоративный сектор является ее крупнейшим потенциальным заказчиком в РФ. Не забываем, что на случай усиленного контроля со стороны государства, на внутреннем рынке всегда найдется решение в виде отверточной сборки из иностранных комплектующих – «российского» производства.

По данным отраслевого сообщества, ренегатские послабления в законодательстве об импортозамещении продавила, как раз-таки одна из крупнейших российских отверточных компаний, реализующая «отечественные» решения на базе известных американских процессоров.  Как гласит поговорка, кому санкции, а кому мать родная. Российский рынок КИИ – слишком лакомый кусок, чтобы не заглотить его в пользу непотопляемых партнеров из США. Тем более – под идеальные условия гарантированного сбыта. Можно даже воспользоваться льготами и получить заслуженный патриотический пиар. Напомним, что покупатели российского  оборудования могут претендовать на субсидии Минпромторга для компенсации части затрат на его приобретение.

Не в первый раз корпорации лоббируют изменения правил закупок, которые, как минимум – обесценят все усилия отечественных разработчиков, а как максимум – приведут к тому, что вся национальная программа отраслевой цифровизации и безопасности будет построена на американских процессорах.

Одновременно с давлением на законодателей, адепты электронного импорта пошли в информационную атаку на имидж российской радиоэлектронной отрасли. Критикуется качество систем хранения данных, ноутбуков, компьютеров, материнских плат, SSD-дисков, с отечественными процессорами. Звучат заявления о плохой производительности, низкой энергоэффективности, высокой цене. Все это преподносится как умозаключения экспертного сообщества. Даже если в таких оценках есть доля правды, то от принятого курса на отвоевание внутреннего рынка нельзя отказываться. Опыт других экономик, продвинувшихся или пытающихся сохранить паритет в микроэлектронной отрасли, показывает, что каждая из них проходила обязательный этап адаптации с неизбежными ошибками, издержками и сбоями оборудования. Речь не только о молодых азиатских тиграх. В Европейском союзе есть примеры искусственной поддержки своих, «заведомо проигрышных» с точки зрения качества, производителей, с осознанным выбором  в пользу дорогостоящих и менее эффективных решений по завышенной цене… Дорогостоящих, но своих. Это делается для, того, чтобы не оставить науку и промышленность за бортом прогресса и сохранить критически важные технологии в своих руках. Совершенно очевидно, что интересы возрождающейся микроэлектронной промышленности РФ – на порядок важнее нытья условных спекулянтов, занимающихся скруткой и спайкой из иностранного конструктора.

Автор: Артур Королев

Справка

Минпромторг к осени 2022 года намерен внести на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит штрафы за несоблюдение национальных квот по закупкам радиоэлектроники. В 2022 году госкомпании и госорганы обязаны закупать не менее 60% российских ПК.

Exit mobile version