Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Механика протекционизма

Как устроена и как будет меняться правоприменительная практика квотирования закупок
Механика протекционизма
Теги: #Импортозамещение #национальные квоты #Правоприменительная практика

За два года было принято множество системных решений для поддержки российского промышленного сектора: запреты и ограничения допуска иностранных товаров, национальные квоты, льготы и целевое финансирование.

Правовую основу этих решений составляют: а) система запретов в рамках постановления №616, ставящая заказчика перед выбором: либо закупать российскую продукцию, либо добиваться специальной милости Минпромторга на закупку иностранной; б) инструмент «третий лишний»; в) приказ Минфина № 126н, устанавливающий ценовую преференцию в пользу российских товаров. С прошлого года задействован еще один фундаментальный инструмент импортозамещения – минимальная доля закупок российских товаров «квотирование».

На VII практической конференции “Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: новые правила, правоприменительная практика”, которая прошла в Волгограде, Министерством промышленности и торговли была представлена исчерпывающая сводная информация о всех действующих нормах импортозамещения в виде презентации. На текущий момент, это самый полный объем наглядной правовой информации по данной теме. Предлагаем ознакомиться со слайдами Минпромторга:

Система запретов, применяемая в национальном режиме:

Запрет это самостоятельный механизм. Если код продукции, которую заказчик планирует закупить, попадает в постановление по запрету, то он применяет только запрет.

Остальные инструменты работают только в связке между собой. Так, в ПП-2014 о квотировании установлено, что заказчик планирует свою закупочную деятельность по закупкам минимальной доли российской продукции на трехлетний период. Соответственно, механизмом реализации постановления являются ограничительные акты: в соответствии с последними осуществляется непосредственно закупка. Если не срабатывает правило «третий лишний», то применяется Приказ Минфина № 126н. В совокупности это образует систему условий.

Одним из эффективных инструментов Минпромторга оказалась система поиска российских аналогов в рамках действия ПП № 616. Больше всего российской продукции, согласно данным статистики Минпромторга, закупается в сферах: нацпроекты – 80%, автопром – 90%, спецтехника – 90%, станки – 75%

– Полноценно процедура поиска аналогов заработала с августа 2020 года, – комментирует Надежда Лещенко, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга. За год работы постановления наблюдается неплохая динамика. В результате применения системы предотвращена закупка импортной продукции в размере более 43 млрд рублей. Характерно, что система пропускает импортный товар при отсутствии российских аналогов – разрешений такого рода выдано уже на 84 млрд рублей.

Постановление Правительства Российской Федерации № 616:

Процедура подтверждения российскости, по мнению представителя Минпромторга,  требует дальнейшего совершенствования и оцифровки. Это избавит производителей от бюрократических издержек, связанных с постановкой продукции на учет в ГИСП, а также ускорит время прохождения процедуры, снизив влияние человеческого фактора. В идеале система будет требовать однократной загрузки документов.

Важный нюанс в рамках ПП № 719 Минпромторг намерен продлить срок нахождения отечественной продукции в подтвержденном Реестре с одного до трех лет по всем видам продукции.

В применении трехлетнего режима существует ряд сложностей, связанных с локализованным производством. К примеру, в автомобилестроении применяется ежегодная система подтверждения локализации. Как ее будут сочетать с трехлетним пребыванием в Реестре ГИСП – пока не очень ясно. Кроме того сложности могут возникнуть с продукцией при производстве которой меняется технологический процесс. Циклы производства в легкой промышленности, металлургии и химпроме остаются одинаковыми на протяжении длительного времени. Однако в дискретном производстве (микроэлектронике, станкостроении, авиапроме) технологические процессы являются гибкими, и реализовать процедуру подтверждения в данных отраслях крайне трудно. Угадать, какую компонентную базу и материалы будет использовать номинальный «российский» производитель уже на следующей неделе – может только группа хорошо подготовленных специалистов со стороны контролирующих органов. Даже самым одаренным экспертам Торгово-промышленной палаты такая работа не по плечу.

Приняв во внимание это объективное требование здравого смысла, в Минцифры пошли на создание специальной экспертной группы. Проверять IT-сектор на соответствие требованиям российскости с июля уполномочен Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ).

– Мы исходим из того, что собственно экспертиза заявки и программного продукта должна быть профессиональной, качественной и оплачиваемой деятельностью, за результат которой экспертная организация несет ответственность, – сообщил в недавнем интервью CNews замглавы Минцифры Максим Паршин. – В качестве экспертной организации был привлечен Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ). При этом все полномочия членов экспертного совета сохранились. Заявки, поступающие на экспертизу, доступны всем членам экспертного совета в новой информационной системе реестра. Каждый при желании может параллельно с ЦКИКТ рассмотреть заявку, документацию, развернуть само программное решение и подготовить альтернативное экспертное заключение.

Система квотирования доказала свою эффективность на примере радиоэлектронной продукции, считают в Минпромторге, поэтому в дальнейшем планируется экстраполировать полученный опыт на другие отрасли.

Планы по развитию системы квотирования:

Механизм квотирования является принципиально новым для российской контрактной системы, в том числе и с идеологической точки зрения. Он регламентируется двумя федеральными законами: ФЗ-249 и ФЗ-250. Минимальная доля закупок продукции российского происхождения установлена и государственных, и для корпоративных заказчиков.

У заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ установлена форма отчетности. Уже с 1 октября Федеральное казначейство задействует функцию отчетности в личных кабинетах пользователей ЕИС. Если по итогам закупочных процессов квота будет не выполнена, то заказчик сможет внести обоснование ее невыполнения. В рамках 223-ФЗ такая обязательность, увы, не предусмотрена: для госкорпораций выполнение квот – это дело сугубо добровольное.

По поручению Правительства до конца 2021 года в Минпромторге намерены навести порядок в Реестре продукции отечественного происхождения. Наполнение Реестра ГИСП происходит достаточно медленно. Таким образом, значительная часть потребности внутреннего рынка остается не закрытой. Со следующего года белых зон, в которых отсутствует российский производитель – не станет.

– Если мы будем выявлять позиции, по которым нет ни одного отечественного производителя, то данные позиции будут удаляться, – сообщила Надежда Лещенко, заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга. – Каждому коду ОКПД должно соответствовать как минимум два производителя. Три – в идеале, чтобы возникала внутренняя конкуренция и была возможность расчета адекватной конкурентной цены.

Обоснование цены контракта для закупки промышленных товаров

В рамках действия ПП-2014 в федеральном законе прописано, что расчет начальной максимальной цены контракта осуществляется, с учетом данных российских производителей, указанных в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

Механизм расчета НМЦК в рамках ПП-2014 также планируется скорректировать. Изменения планируется провести  с очередной, осенней, порцией поправок «оптимизационного» пакета.

Возможности расчета НМЦК будут расширены за счет контрактов договоров по аналогичному товару.

– Если ранее осуществлялись такие закупки, и заказчик понимает, что в реестре никого нет, то у него появится возможность воспользоваться сведениями из ранее отработанных контрактов по аналогичному товару, – пояснила Надежда Лещенко.

В процедуре подтверждения страны происхождения будет изменен формат документации.

На этапе подачи заявки будет декларироваться реестровый номер. А на этапе исполнения, потребуется предоставление исполнителем первичных документов, подтверждающих включение в Реестр продукции отечественного происхождения. Такая регулировка является реакцией на действия недобросовестных поставщиков, которые копируют выписки российских производителей, получивших подтверждение, и используют их для демпинга в конкурсных процедурах. Кроме того, это упростить жизнь заказчиков на этапе приемки.

Со стороны заказчиков сегодня возникает масса вопросов: как проверить товар на российскость, в том случае, когда это не очевидно. Это беспокойство родилось не на пустом месте. Ведь при возникновении проблем с контролирующими органами или прокуратурой, по поводу неисполнения национального режима – вся ответственность за приемку не российского товара ложится на плечи заказчика. Наличие подтверждающих детализированных документов: Акта экспертизы (содержащего информацию по коплектующим и технической документации) и Заключения министерства) даст заказчику возможность оперировать объективными данными о продукции.

Автор: Андрей Троянский

7 сентября 2021, 18:58
561
Теги: #Импортозамещение #национальные квоты #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.