С осторожным оптимизмом можно утверждать, что в РФ намечается изменение структурных принципов управления экономикой. Очевидно, что эти перемены должны быть не ситуативными, как во время пандемии, а системными.
По привычке органы власти все еще цепляются за логику и статистику предыдущей сложившейся экономической системы, в том числе, потому что РФ была встроена в конъюнктуру глобального рынка на определенных устойчивых условиях, была связана привычными алгоритмами импорта и экспорта, договорами и уставами международных организаций, которые казались незыблемыми. Однако на наших глазах эти условия самоликвидировались вместе с требованиями теперь уже бывших международных партнеров. Всерьез обсуждаются перспективы выхода России из ВТО с введением заградительных пошлин в качестве ответа на санкции.
Поэтому прогнозирование рисков и поиск возможных вариантов ответа на санкции – это близорукий ситуативный горизонт планирования. Если всерьез, то необходимо уже сейчас закладывать контуры правовой системы будущих экономических отношений.
На этом фоне парадигма импортозамещения, которая в последние годы являлась магистральным приоритетом промышленной политики страны и была маяком развития закупочного законодательства, – теперь выглядит устаревшей.
Ей на смену должна прийти комплексная стратегия полноценной импортонезависимости. Импортонезависимость можно построить только на фундаменте новых суверенных национальных индустрий, в которых основные активы, т.е. собственность на средства производства – принадлежат государству. Также потребуется курс на укрупнение госсобственности с контрольным пакетом в критически уязвимой научной, энергетической, транспортной и промышленной инфраструктуре. Неизбежно создание альтернативного, небанковского финансового контура, – как мы сообщали, технически этот процесс уже завершен. Также неизбежно укрупнение госсобственности, увеличение числа унитарных предприятий, возможная национализация активов компаний из недружественных стран. Появление элементов гарантированного заказа и госплана в системе закупок.
С переменным успехом вышеназванные процессы в промышленной политике и системе закупок страны уже начались. В этой связи, интересно оценить уже созданные инструменты замещения импорта. Ведь строить новый контур безопасности Россия будет, опираясь именно на них.
Инвентаризация возможностей
Подчеркнем, что все формы поддержки отечественных производителей, даже если это законопроекты и планы далекого будущего – в любом случае будут опираться на Реестр промышленных товаров российского происхождения в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). А значит, от качества этого Реестра, буквально, зависит самодостаточность национальной экономики.
Только за неделю после введения санкций зафиксирован прирост в Реестре промышленных товаров российского происхождения на 2300 позиций. Об этом в Минпромторге сообщили в ходе заседания Организационного комитета XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», которое прошло в Правительстве РФ в середине марта.
Тенденция к активному наполнению Реестра сохраняется. Как и тенденция к усилению гарантий государства в закупках отечественной промышленной продукции. За это время правительство успело сообщить о нескольких инструментах гарантированного заказа.
- О значительном расширении и развитии механизма офсетных контрактов, который будет масштабирован на разные отрасли и субъекты РФ. Напомним, офсетный контракт – это инвестиции в произвозводство в обмен на стабильный госзаказ в десятилетнем горизонте при сохранении фиксированной цены продукции.
- О расширении функционала специальных инвестиционных контрактов СПИК 1.0 и СПИК 2.0.
- О создании государственной Биржи импортозамещения на платформе ГИСП.
- Настоящим спасением для русского промсектора выглядит механизм квотирования закупок российской высокотехнологичной продукции, созданный по поручению вице-премьера Юрия Борисова накануне санкций. Пока национальные квоты действуют в добровольном формате. Однако тестовый режим заканчивается. Предполагается, что дальше квоты заработают как инструмент принуждения. Всерьез обсуждается перспектива возвращения обязательной планки квотирования, которая присутствовала в первой версии законопроекта (от общего годового объема закупок региона/госкорпорации).
Минпромторг продолжает работать над уточнением и верификацией отечественного промышленного реестра. Ранее, в отраслевом сообществе справедливо указывали на процедурные сложности, связанные с попаданием в Реестр, на отсутствие мотивации у наших производителей для участия в Реестре.
В течение года значительная доля этих формальных препятствий была устранена Министерством промышленности и торговли. По данным ведомства, за прошедший год статистика заметно улучшилась. Если в мае 2021 года в Реестре было заполнено порядка 30-40% продуктовых позиций (от общего объема реально производимых в России товаров), то на текущий момент охват составляет уже 80%. При этом есть явная тенденция к росту этого показателя. Санкции стали серьезным стимулом для отечественных предприятий, они увидели в Реестре перспективную возможность занять освободившиеся ниши внутреннего рынка.
Тем не менее, в Реестре остаются красные зоны, где отечественные производители представлены достаточно слабо. Это некоторые области тяжелого машиностроения, стройка, медтехника, специфические отрасли городского хозяйства.
Уклонение в пользу импорта
Кроме того, в Минпромторге отмечают, что в рамках применения 223-ФЗ, по которому осуществляются закупки корпораций, есть проблема с прослеживаемостью импортозамещенных позиций.
Если в 44-ФЗ есть хотя бы привязка к КТРУ, которая не позволяет проводить закупку иностранной продукции под видом отечественной. То в 223 законе такой привязки нет, что позволяет госкомпаниям обходить квоты с преднамеренным использованием неточного кода. Условно говоря, вместо позиции «нефтегазовый насос», корпоративный заказчик выбирает «иное промышленное оборудование». Зафиксировать такие действия пока не представляется возможным, в связи с недостаточной прозрачностью закона, который, по свидетельству отраслевых специалистов и поставщиков, давно нуждается в рамочном регулировании и реформировании. Еще одним ухищрением заказчиков, в том числе уполномоченных органов в регионах, для уклонения от закупки российской продукции являются комплексные закупки, закупки услуг, закупки в строительной отрасли. В комплексной закупке страна происхождения продукции не конкретизирована.
Еще более актуальной на фоне санкций оказалась тема диверсификации оборонно-промышленного комплекса и всех ранее запущенных на этом направлении правовых и контрактных механизмов.
По словам Николая Архипова, директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Правительства РФ, прямо сейчас прорабатываются оперативные инструменты поддержки гражданских проектов ОПК. В этом контексте Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» рассматривается Правительством как дополнительная возможность ускорить диверсификацию предприятий ОПК. – Все наши действия сейчас направлены на то, чтобы встраиваться в уже существующие механизмы закупок, актуальные для гражданского рынка, – подчеркнул Архипов. По его словам, не нужно отменять существующую регуляторику, следует ей пользоваться более продуктивно. Также Архипов отметил, что на внутреннем рынке резко изменилось отношение к российским производителям. Спрос на отечественные технологии и наукоемкую продукцию заметно вырос.
Обсудить и проанализировать эти важнейшие темы вместе с ведущими экспертами страны, контрактной системы и промышленности можно будет в ближайшее время на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», которая пройдет 6-8 апреля в Сколково. В 2022 году Форум разворачивается на фоне глобальных экономических перемен, требующих мобилизации российской промышленности, механизмов государственных и корпоративных закупок.
Оргкомитет форума-выставки возглавляет вице-премьер Юрий Борисов, курирующий вопросы промышленности, гособоронзаказа и ТЭК.
Справка
На базе ГИСП запущен новый сервис “Биржа импортозамещения”
- Минпромторг России, “Газпромбанк” и “Агентство по технологическому развитию” заспустили электронный сервис замещающего поиска российской продукции (https://etpgpb.ru/portal/import-substitution/). Функционал биржи реализован на Электронной торговой площадке ГПБ на базе Государственной информационной системы промышленности.
- С его помощью заказчики смогут публиковать запросы на приобретение промышленной продукции, запасных частей и комплектующих, а поставщики – направлять свои ценовые предложения и предлагать аналоги без дополнительных затрат, согласований и посредников. Следующим этапом развития сервиса станет масштабная работа с каталогизацией и унификацией позиций, а также применение алгоритмов машинного обучения. Доступны широкая база поставщиков, автоматическая рассылка приглашений к торгам; проверка поставщиков и предлагаемой продукции на соответствие требованиям заказчика; экосистема цифровых продуктов для уменьшения трудозатрат поставщиков, включая дополнительные финансовые сервисы, такие как банковская гарантия, факторинг, лизинг.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет